Предприниматель заключил бессрочный трудовой договор с работниками 30 июля 2001 г. Зарегистрировался страхователем в территориальном органе ПФР - 30 июля 2001 г., в территориальном ФОМС - 31 июля 2001 г., в ФСС не зарегистрировался. ЕСН начислен и уплачен по ставкам: в ПФР - 28%, ТФОМС - 3, 4%, ФФОМС - 0, 2%, ФСС - 4%.
10 октября 2001 г. предприниматель подал документы на регистрацию в территориальный орган ФСС. Ему было предложено оплатить штраф в размере 10 000 руб. за несвоевременную регистрацию.
Правомерны ли действия работника территориального органа ФСС?
Из текста вопроса можно предположить, что предприниматель привлекается к ответственности за несвоевременную регистрацию в ФСС на основании п.2 ст.116 НК РФ.
Субъекты предпринимательской деятельности подлежат регистрации в отделении Фонда социального страхования в качестве плательщиков страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с одновременным учетом в качестве страхователей по государственному социальному страхованию.
Порядок уплаты взносов на социальное страхование от несчастных случаев определен Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии со ст.6 Закона N 125-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, производится страховщиком в десятидневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
При этом подп.1 п.2 ст.17 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя своевременно регистрироваться у страховщика в качестве страхователя.
Согласно п.1 ст.19 Закона страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него Законом обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.
Так, в случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика в качестве страхователя лица, нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
Следует учитывать, что в соответствии с п.1 ст.5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Таким образом, предприниматель, своевременно не зарегистрировавшийся в ФСС, должен будет уплатить страховые взносы за весь период времени, когда он не был зарегистрирован в ФСС, а также пеню в указанном размере.
Рассмотрим, может ли к страхователям, для которых обязанность по регистрации в органах ФСС возникла в 2001 г. (как указано в тексте вопроса) и своевременно не зарегистрировавшимся в органах ФСС, применяться ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, и в частности ст.116 НК РФ.
Следует отметить, что практика решения указанного вопроса федеральными арбитражными судами неоднозначна.
В Постановлении ФАС Московского округа от 19.09.01 N КА-А40/5112-01 указывается, что ФСС вправе налагать на страхователей ответственность, предусмотренную ст.116 НК РФ.
В обоснование указанных выводов приводятся следующие доводы. Сроки регистрации в качестве страхователей установлены ст.6 Закона N 125-ФЗ. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете ФСС на 2000 год" (далее - Закон N 24-ФЗ) применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ. При этом право ФСС на взыскание санкций предусмотрено ст.34.1 НК РФ и указанной ст.10 Закона N 24-ФЗ. Соответственно, органы ФСС имеют право на наложение на страхователей финансовых санкций, предусмотренных ст.116 НК РФ за несвоевременную регистрацию в органах ФСС.
Однако следует отметить, что впоследствии правовая позиция ФАС Московского округа по затронутой проблеме изменилась.
В Постановлении ФАС Московского округа от 23.11.01 N КА-А41/6853-01 отмечено следующее.
Из смысла ст.34.1 НК РФ вытекает, что обязанности по налоговому контролю могут быть возложены на органы государственных внебюджетных фондов только в предусмотренных законом случаях.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст.11 названного Закона входят в единый социальный налог. Взносы на страхование от несчастных случаев в ЕСН не включены. Поэтому ФСС не вправе привлекать страхователей к налоговой ответственности.
Кроме того, суд отметил, что действительно применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой НК РФ установлено ст.10 Закона N 24-ФЗ.
Однако Закон N 24-ФЗ носит срочный характер и распространяется лишь на те правоотношения, которые возникли в определенный этим Законом промежуток времени (т.е. 2000 г.).
Нам представляется правовая позиция ФАС Московского округа, изложенная в Постановлении от 23.11.01, юридически верной и приведенные доводы - соответствующими действующему налоговому законодательству.
Отдельно отметим, что ответственность страхователя за несвоевременную регистрацию в ФСС в виде штрафных санкций в 2001 г. не установлена (см. Федеральный закон от 12.02.01 N 7-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2001 год").
В ситуации, предложенной в вопросе, уплата страховых взносов в ФСС стала обязанностью предпринимателя только в 2001 г. Поэтому на основании выводов, сделанных ФАС Московского округа в Постановлении от 23.11.01, можно признать, что применение штрафных санкций, предусмотренных ст.116 НК РФ, к страхователям за несвоевременную постановку на учет в ФСС в 2001 г. неправомерно.
Необходимо иметь в виду, что Президиум ВАС РФ до настоящего времени не изложил свое мнение по рассматриваемой проблеме.
Е. Карсетская
1 июня 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".