Региональная налоговая инспекция для сдачи годовой отчетности требует проведения сверки по начисленным и уплаченным налогам с составлением соответствующего акта. В противном случае отчетность не принимается.
Правомерны ли действия налоговой инспекции?
В соответствии с подп.4 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете").
Пунктом 2 ст.15 Закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций, обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. При этом представление годовой бухгалтерской отчетности не обусловлено составлением каких-либо актов, проведением сверки по начисленным и уплаченным налогам.
Частью второй п.2 ст.80 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее представления.
В отношении представления бухгалтерской отчетности НК РФ не содержит подобной правовой гарантии, тем не менее, по нашему мнению, нельзя утверждать, что действия должностных лиц налогового органа, отказывающих налогоплательщику в принятии годовой бухгалтерской отчетности из-за необходимости проведения сверки по начисленным и уплаченным налогам, являются правомерными. Указанные должностные лица, во-первых, обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами (в данном случае подп.4 ст.23 НК РФ и Законом "О бухгалтерском учете") и, во-вторых, реализовывать права и обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции (ст.33 НК РФ).
Право отказа налогоплательщику в принятии налоговой отчетности по причине необходимости проведения сверки по начисленным и уплаченным налогам для должностных лиц налогового органа законодательством не предусмотрено.
Во избежание необоснованного отказа налогового органа в принятии бухгалтерской отчетности в качестве практической рекомендации можно посоветовать направить отчетность в адрес налоговой инспекции посредством почтовой связи.
Данный способ представления бухгалтерской отчетности адресатам предусмотрен п.5 ст.15 Закона "О бухгалтерском учете", а также п.47 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.99 N 43н.
При этом датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления. С целью фиксации даты почтового отправления необходимо сохранить почтовую квитанцию. Указанную дату будет содержать штемпель отделения связи на квитанции. С этого момента налогоплательщик будет считаться исполнившим обязанность, установленную подп.4 п.1 ст.23 НК РФ.
Такие действия полностью соответствуют законодательству и позволят избежать ответственности, которая установлена ст.126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
А. Кузнецов
1 июня 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".