В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 78 Положения о бюджетном процессе в Панинском муниципальном районе, утвержденным решением Совета народных депутатов Панинского муниципального района Воронежской области от 30.12.2015 N 25 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Панинском муниципальном районе Воронежской области" администрация Панинского муниципального района Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета внутреннего финансового аудита.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальном периодическом печатном издании Панинского муниципального района Воронежской области "Панинский муниципальный вестник".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Панинского муниципального района Воронежской области - начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и экономическому развитию Сафонову О.В.
Глава Панинского муниципального района |
Н.В. Щеглов |
Утвержден
постановлением администрации
Панинского муниципального района
Воронежской области
от 22 марта 2022 г. N 117
Порядок
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет организационные основы осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета внутреннего финансового аудита
II. Осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. Целями осуществления главными администраторами (администраторами) средств районного бюджета внутреннего финансового аудита являются:
- анализ организации и осуществления внутреннего финансового контроля, совершенствование и повышение его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. Субъектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения и (или) уполномоченные должностные лица, работники главного администратора (администратора) средств районного бюджета, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, функциональной независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Субъект внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита) не может осуществлять полномочия, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов, и подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств районного бюджета.
2.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств районного бюджета, подведомственные распорядители и получатели средств районного бюджета, администраторы доходов районного бюджета, администраторы источников финансирования дефицита районного бюджета (далее - объекты аудита).
2.4. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
2.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. При этом аудиторские проверки могут быть камеральными (проводимыми по месту нахождения субъекта аудита) и выездными (проводимыми по месту нахождения объекта аудита), а также комбинированными (проводимыми как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита).
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств районного бюджета (далее - план).
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения руководителя главного администратора (администратора) средств районного бюджета, принятого в связи с поступлением обращений (поручений главы Панинского муниципального района, органов прокуратуры, следственных и правоохранительных органов, депутатских запросов, а также мотивированных обращений иных государственных органов, граждан и организаций, содержащих информацию о финансовых нарушениях в подведомственной сфере).
2.6. Субъект аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам полноты предоставляемых документов и достоверности содержащихся в них сведений, направляемых в отдел по финансам, бюджету и мобилизации доходов администрации Панинского муниципального района в целях составления и рассмотрения проекта районного бюджета, в порядке, установленном главным распорядителем средств районного бюджета, главным администратором доходов районного бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита районного бюджета.
2.7. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.
2.8. Должностные лица субъекта аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки и ее результатами.
2.9. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств районного бюджета.
2.10. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
2.11. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств районного бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.12. В целях составления плана субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетного органа Совета народных депутатов Панинского муниципального района в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.13. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
2.14. Аудиторская проверка проводится на основании приказа руководителя главного администратора (администратора) средств районного бюджета.
2.15. Аудиторская проверка проводится в соответствии с утвержденной руководителем субъекта аудита программой аудиторской проверки, которая должна содержать тему аудиторской проверки, наименование объекта аудита, перечень вопросов, охваченных аудиторской проверкой, а также сроки ее проведения.
2.16. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
В состав аудиторской группы могут включаться должностные лица иных структурных подразделений главного администратора (администратора) средств районного бюджета, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми при проведении данной проверки.
2.17. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств районного бюджета;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- бюджетной отчетности.
2.18. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
При проведении аудиторской проверки для сбора доказательств могут использоваться следующие способы (приемы):
- инспектирование, заключающееся в исследовании записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдение, представляющее систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запрос или обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждение, подразумевающее получение доказательств о достоверности информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчет, представляющий проверку точности арифметических расчетов, осуществленных объектом аудита, либо самостоятельный расчет должностным лицом субъекта аудита;
- аналитические процедуры, представляющие анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
2.19. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию (формированию документов и иных материалов, подготавливаемых или получаемых на всех этапах организации и проведения аудиторской проверки). Материалы аудиторской проверки включают:
- документы, подтверждающие правовые основания проведения аудиторской проверки;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
2.20. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки. Подписанный руководителем аудиторской группы акт аудиторской проверки вручается руководителю или иному уполномоченному лицу объекта аудита для ознакомления и подписания. Объект аудита вправе представить письменные возражения, которые приобщаются к акту аудиторской проверки.
2.21. На основании материалов аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- сведения о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и стоимостном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о бюджетных рисках;
- сведения о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.22. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением материалов аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств районного бюджета, который по результатам их рассмотрения принимает решение:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в отдел по финансам, бюджету и мобилизации доходов администрации Панинского муниципального района и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Воронежской области и Панинского муниципального района, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
2.23. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
2.24. Годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств районного бюджета.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств районного бюджета.
2.25. Сроки и последовательность осуществления административных процедур, порядок и формы соответствующих документов, оформляемых на всех этапах организации и проведения аудиторской проверки, а также ответственность должностных лиц субъекта аудита устанавливаются приказами главного распорядителя средств районного бюджета, главного администратора доходов районного бюджета и главного администратора источников финансирования дефицита районного бюджета.
2.26. Главный распорядитель средств районного бюджета, главный администратор доходов районного бюджета и главный администратор источников финансирования дефицита районного бюджета обязаны предоставлять в Контрольно счетную комиссию Панинского муниципального района Воронежской области и отдел по финансам, бюджету и мобилизации доходов администрации Панинского муниципального района Воронежской области запрашиваемые ими информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Панинского муниципального района Воронежской области от 22 марта 2022 г. N 117 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств районного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов районного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита районного бюджета внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован не был