Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 25 апреля 2022 г. N 266
Муниципальная программа
"Укрепление общественного здоровья на территории городского округа "город Махачкала" на 2022 - 2024 годы
Паспорт
|
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Комитет по спорту, туризму и делам молодежи администрации г. Махачкалы. |
|
Кураторы Программы |
- |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан, отдел оказания медицинской помощи по г. Махачкале; ГБУ РД "Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики" |
|
Программа |
- |
Муниципальная программа укрепления общественного здоровья |
|
Участники Программы |
- |
Медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Дагестан; Управление образования администрации г. Махачкалы; Управление культуры администрации г. Махачкалы. |
|
Цель Программы |
- |
- обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни и создания системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни (далее - ЗОЖ), включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (укрепление общественного здоровья), посредством информационно-коммуникационной кампании; - улучшение здоровья населения города Махачкалы, качества жизни, формирование культуры общественного здоровья; - вовлечение граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья. |
|
Задачи Программы |
- |
- формирование системы мотивации граждан городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; - формирование среды жизнедеятельности, способствующей общественному здоровью; - формирование межведомственных связей по созданию условий, направленных на оздоровление населения; - формирование среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ, включая здоровое питание (в том числе направленное на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя); - повышение уровня информированности населения о принципах ЗОЖ, основных факторах риска и мерах профилактики неинфекционных заболеваний за счет формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих посредством привлечения широких масс неравнодушных граждан, волонтеров, некоммерческих организаций; - реализация на территории г. Махачкалы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для ведения ЗОЖ; - проведение информационно-коммуникационной кампании (акции, круглые столы, флешмобы и т.д., посвященные пропаганде принципов ЗОЖ); - привлечение граждан в центры и школы общественного здоровья; - проведение планирования городской среды (улиц, парков и т.д.) для ведения ЗОЖ. |
|
Сроки реализации Программы |
- |
2022 - 2024 годы |
|
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
- |
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни лиц, достигших 45 лет, оба пола (лет); - снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах); - увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни; - увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни; - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; - увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья (процентов); - снижение смертности мужчин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения); - снижение смертности женщин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения); - снижение заболеваемости ожирением среди взрослого населения (на 100 тыс. населения). |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Программа реализуется без финансовых затрат |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 50,0 процента к 2024 году; - увеличение количества граждан, прошедших обучение в школах здоровья, не менее чем до 60 процентов к 2024 году; - снижение розничной продажи алкогольной продукции на душу населения до 1 литра к 2024 году; - снижение смертности мужчин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) до 255,3 человека к 2024 году; - снижение смертности женщин трудоспособного возраста (на 100 тыс. населения) до 83,7 человек к 2024 году; - снижение заболеваемости ожирением (на 100 тыс. населения) 250,3 к 2024 году. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации, обоснование необходимости ее решения программными методами
Несмотря на определенные успехи и рост показателей эффективности деятельности регионального здравоохранения, состояние здоровья населения Республики Дагестан, в том числе ее столицы - г. Махачкалы, продолжает вызывать тревогу.
Махачкала - столица Республики Дагестан, расположена на берегу Каспийского моря. Третий по численности населения город Северо-Кавказского региона и крупнейший город Северо-Кавказского федерального округа. Образует городской округ с внутригородским делением "город Махачкала". Является ядром почти миллионной Махачкалинско-Каспийской агломерации.
Общая численность постоянного населения г. Махачкалы по состоянию на 1 января 2021 года составляла 735588 человек.
Продолжительность жизни сравнительно остается невысокой. Показатель средней продолжительности жизни в 2021 году составил 78,7 лет, имел тенденцию для обоих полов к повышению.
Смертность населения в городе стабильно увеличивается. В 2021 году показатель общей смертности увеличился в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Общее число умерших в 2021 году составило 4313 человек. При этом в общем числе умерших растет доля умерших старше трудоспособного возраста.
В структуре причин смерти около половины (32,9 проц.) составляют болезни системы кровообращения (1420 случая), из которых 946 приходятся на болезни сердца и сосудов и 360 - на цереброваскулярные заболевания. На втором месте - болезни органов дыхания (1348 случаев; 31,2 проц.) и на третьем месте - новообразования (582 случая; 13,5 проц.). Смертность от внешних причин составляет до 3,5 проц., которые за последние 5 лет снизилась.
Корни этих заболеваний лежат в деструктивно изменившемся образе жизни населения, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности.
Ситуация вызывает тревогу, так как, по данным Всемирной организации здравоохранения, неинфекционные заболевания составляют 71 процент от общего числа смертности во всем мире. Существенным негативным фактором риска, влияющим на состояние здоровья населения, являются: наркомания, алкоголизм, табакокурение.
В городе отмечается снижение заболеваемости алкоголизмом на 50 процента, наркоманией - 79 процента. Показатель распространенности алкоголизма в 2020 году снизился на 6 процента, наркомании - вырос на 3 процента.
В целях профилактики наркомании среди учащейся молодежи, совместно с образовательными учреждениями проводится токсикологический мониторинг путем добровольного тестирования учащихся общеобразовательных учреждений республики. В 2020 году протестировано 14531 учащихся.
На 1 января 2021 года в городе состояли на диспансерном учете 2181 больной с диагнозом "наркомания". По данным независимых экспертных заключений, фактическое число наркоманов и число пациентов, обращающихся за медицинской помощью, соотносится как 10:1. Активизация борьбы с наркоманией приносит некоторые плоды. Так, впервые снизилась смертность от передозировки наркотиков, она уменьшилась в 2 раза, однако настолько же увеличилось количество зарегистрированных синтетических наркотиков.
Очевидно, что следует существенно расширять и систематизировать информационную и пропагандистскую деятельность, направленную на работу с детьми и подростками в организованных коллективах, ориентированную на профилактику наркозависимости.
На конец 2020 года на диспансерном учете по г. Махачкале состояло (под наблюдением в амбулаторно-поликлинических учреждениях, находящихся в г. Махачкале) 10606 человек, в том числе с диагнозом "алкогольный психоз" - 42 чел., "хронический алкоголизм" - 2282 человека. По данным статистики, более 0,7% жителей города вовлечено в болезненное пьянство. Однако этот показатель, по мнению экспертов, занижен примерно в три раза, потому что значительная часть неработающего и сельского населения не находится в поле статистических исследований.
Также имеет место так называемый пивной алкоголизм в молодежной среде. Регулярно употребляют пиво более 55 процентов юношей и девушек нашего города, что формирует преморбидный и мотивационный фон (фактически - зависимость) к дальнейшему употреблению крепких алкогольных напитков в зрелом возрасте.
Курение - наиболее распространенная привычная интоксикация у населения республики всех возрастных групп. Более 20,0% взрослых мужчин курят, показатель курения подростков мужского пола достигает 4,0 процента.
В г. Махачкале увеличился до 25 процентов показатель "количество лиц, страдающих повышенной массой тела (ожирением)", что связано с повышением количества выявленных сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета. Если не уделить данной проблеме соответствующего внимания, это может запустить процесс необратимого изменения генофонда нации.
Результаты проведенных федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи" совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством здравоохранения Российской Федерации эпидемиологических исследований структуры питания различных групп населения свидетельствуют о всеобщем распространении дефицитов микронутриентов и значительных нарушениях в структуре питания различных групп населения. К этим нарушениям относятся: избыточное потребление насыщенных животных жиров, значительный дефицит полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов (железа, йода, фтора, цинка), недостаточное потребление пищевых волокон, дефицит белков животного происхождения. Следствием этого является широкое распространение таких нутриентно- и алиментарно-зависимых заболеваний, как: кариес (дефицит фтора в питьевой воде и кальция); анемия, обусловленная дефицитом железа, а также других микронутриентов и макронутриентов, участвующих в синтезе гемоглобина (медь, витамины А, С, В6, белок); гипотиреоз, возникающий при дефиците йода; остеопороз, связанный с дефицитом кальция; снижение иммунного ответа, одной из причин которого служит дефицит витаминов А, Е, С и микроэлементов - цинка и селена. Указанные нарушения в питании играют существенную роль и в прогрессивном росте желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваний практически во всех возрастных группах населения республики.
По данным диспансеризации детского населения, в 2020 году первое лидирующее место занимают (12,4 проц.) болезни органов пищеварения, что требует незамедлительных мер по организации рационального, профилактического и лечебного питания, прежде всего, в организованных общеобразовательных учреждениях. Среди детей, обратившихся в профилактические медицинские учреждения, преобладают дети 2 группы здоровья (часто болеющие дети, имеющие лишний вес или вероятность возникновения аллергии).
Одним из основных ожидаемых результатов государственной политики в области здорового питания, определенных в Основах, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р, являются снижение числа детей и подростков со сниженным ростом и массой тела до 30% к 2024 г.; стабилизация и снижение распространенности ожирения среди взрослого населения до 5,0 процентов к 2024 г. В настоящее время на территории города функционирует ГБУ РД "РЦОЗМП", основной деятельностью которого является разработка и реализация мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию ЗОЖ, включая прекращение потребления табака, пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача. В структуре медицинских организаций республики созданы 8 центров здоровья, из которых два центра здоровья для взрослого населения в составе ГБУ РД "Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики" и ГБУ РД "Городская клиническая больница", центр здоровья для взрослого населения, и два детских центра здоровья в составе ГБУ РД "Детская республиканская клиническая больница им. Н.М. Кураева" и ГБУ РД "Детская поликлиника N 5", основными функциями которых являются участие в оказании первичной медико-санитарной помощи; проведение обследования граждан с целью оценки функциональных и адаптивных резервов здоровья, выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, включая риск пагубного потребления алкоголя, риска наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, прогноза состояния здоровья, включающего определение антропометрических параметров, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, экспресс-оценку состояния сердечно-сосудистой системы, оценку показателей функций дыхательной системы, органов зрения, выявление патологических изменений зубов, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта; индивидуальное консультирование граждан по вопросам ведения ЗОЖ и проведение мероприятий по коррекции факторов риска развития НИЗ.
За 2021 год в центры здоровья обратились 15648 человек, из них в детские центры здоровья - 6917 детей, с факторами риска НИЗ выявлено 7752 (49,5%) детей, всем составлены индивидуальные планы по коррекции факторов риска и формированию ЗОЖ.
В целях формирования ЗОЖ у населения, будет продолжена работа по проведению информационно-коммуникационных кампаний профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, в том числе с использованием средств массовой информации (телевидение, радио, печатные издания). Для обеспечения участия средств массовой информации в информационной кампании, посвященной популяризации ЗОЖ, видеоролики, инфографика, текстовые материалы будут размещены в них в качестве социальной рекламы.
II. Основные цели и задачи Программы, планируемые показатели по итогам реализации Программы
Главной стратегической (долгосрочной) целью Программы является обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан городского округа "город Махачкала", ведущих ЗОЖ, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами ЗОЖ, путем мотивирования граждан к ведению ЗОЖ посредством информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья, разработки и внедрения корпоративных и муниципальных программ укрепления здоровья.
Достижение поставленных целей предполагается путем выполнения следующих задач:
формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе, направленные на ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя);
организация и обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам формирования здорового образа жизни на территории города Махачкалы;
повышение уровня информированности населения о принципах ЗОЖ, основных факторах риска и мерах профилактики неинфекционных заболеваний за счет формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих посредством привлечения широких масс неравнодушных граждан, волонтеров, некоммерческих организаций;
реализация на территории городского округа "город Махачкала" мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для ведения ЗОЖ организация службы медицинской профилактики республики как единой профилактической системы, усиление профилактики неинфекционных заболеваний, внедрение в практику современных достижений в области профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ;
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- создание условий для формирования у детей школьного возраста мотивации для регулярной двигательной активности, занятий физической культурой и спортом и формирования здорового образа жизни;
- повышение уровня информированности детей школьного возраста по вопросу профилактики заболевания гриппом и ОРВИ;
- повышение уровня информированности семей учащихся муниципальных образовательных учреждений и занимающихся в муниципальных спортивных школах городского округа "город Махачкала" по вопросу вакцинирования и предупреждения развития заболевания туберкулезом;
- повышение уровня информированности детей старшего школьного возраста по вопросу профилактики онкологических заболеваний и санитарно-гигиенического воспитания;
- повышение уровня информированности детей школьного возраста о значении здорового образа жизни в жизни современного человека;
- создание условий для формирования у детей дошкольного возраста и их родителей мотивации для регулярной двигательной активности, занятий физической культурой и спортом;
- профилактика распространения заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих на территории городского округа "город Махачкала".
III. Сроки реализации Программы
Программа будет реализована в срок с 2022 года по 2024 год. В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития г. Махачкалы.
IV. Перечень программных мероприятий и механизмы их реализации
Реализация программы предусматривает мероприятия, направленные на укрепление общественного здоровья, увеличение периода активной и продолжительной здоровой жизни граждан, проживающих в городском округе "город Махачкала", повышение доступности и качества оказываемой профилактической помощи.
Сведения о программных мероприятиях приведены в приложении 2 к Программе.
V. Обоснование значений целевых индикаторов (показателей) Программы
Программа ориентирована на достижение к 31 декабря 2024 года целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы.
Достижение значений индикаторов (показателей) Программы обеспечивается путем выполнения всех мероприятий, предусмотренных Программой.
Сведения о целевых индикаторах (показателях) эффективности реализации с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется без финансовых затрат.
VII. Меры государственного регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы, управление и контроль за ходом реализации Программы
Основными мерами государственного регулирования в области реализации Программы являются меры нормативно-правового регулирования.
Планирование, взаимодействие, координацию и общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация г. Махачкалы, которое ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за выполнение мероприятий, сведения о ходе выполнения Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований.
Участники Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение программных мероприятий, достижение значений целевых индикаторов (показателей) эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств.
Исполнители Программы, ответственные за ее реализацию, представляют координатору Программы ежеквартально, до 1 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий и освоенных денежных средствах, выделяемых исполнителям мероприятий, нарастающим итогом и в целом за отчетный год.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы будет оцениваться на основании Методики оценки эффективности реализации муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья" приведенной в приложении N 4 к Программе. Результаты оценки эффективности используются для корректировки среднесрочных графиков выполнения мероприятий Программы и плана ее реализации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в приложении N 4" имеется в виду "в приложении N 3"
До начала очередного года реализации Программы по каждому показателю (индикатору) реализации Программы устанавливаются интервалы значений показателя, при которых реализация Программы характеризуется высоким уровнем эффективности, удовлетворительным уровнем эффективности или неудовлетворительным уровнем эффективности.
При высоком уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 95 процентов планового значения показателя на соответствующий год. При удовлетворительном уровне эффективности нижняя граница интервала значений показателя не может быть ниже 75 процентов планового значения показателя на соответствующий год.
Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в случаях, когда:
значение 80 процентов и более показателей Программы входят в установленный интервал значений для отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
не менее 80 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Если реализация Программы не отвечает указанным критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.