Будут ли применяться штрафные санкции налоговыми органами к сельскохозяйственным кооперативам при непредставлении аудиторского заключения?
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
Данным законом (от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ) установлена только одна особенность проведения аудиторских проверок в сельскохозяйственных кооперативах - в соответствии со статьей 31 Закона два и более кооператива вправе создать ревизионный союз. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности кооперативов ревизионный союз использует состоящих у него в штате аудиторов, имеющих необходимую подготовку.
Следовательно, в остальном, обязанности сельскохозяйственных кооперативов по проведению аудиторских проверок те же, что и для организаций иных организационно-правовых форм, занятым в различных отраслях материального производства.
В соответствии со статьей 7 Закона об аудиторской деятельности организации должны подвергаться обязательному аудиту, в частности, в следующих случаях (применительно к сельскохозяйственным кооперативам), если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Таким образом, если показатели финансовой деятельности кооператива подпадают под приведенные критерии, сельскохозяйственный кооператив должен проводить обязательную аудиторскую проверку. Аудиторское заключение в данном случае является обязательным элементом бухгалтерской отчетности и представляться ее заинтересованным пользователям. Следовательно, налоговые органы просто не примут отчетность без аудиторского заключения.
Частью первой НК РФ не предусмотрены прямые санкции за непредставление аудиторского заключения (или бухгалтерской отчетности вообще). По нашему мнению, такое нарушение подпадает под действие ст.120 НК РФ "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", так как обязательность представления аудиторского заключения установлена федеральным законом - Законом о бухгалтерском учете.
1 июня 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru