Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу
Государственной службы
Чувашской Республики
по конкурентной политике и тарифам
от 22.03.2022 N 01/06-45
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, за 2021 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О теплоснабжении" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
До 1 июля 2021 года региональный государственный контроль осуществлялся посредством организации и проведения плановых документарных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
При осуществлении регионального государственного контроля Служба руководствовалась Порядком осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 561.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 248-ФЗ, в соответствии с которым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
На территории Чувашской Республики в 2021 году осуществляли деятельность, подпадающую под региональный государственный контроль, 54 юридических лица.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля присвоены приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)", который размещен на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Региональный государственный контроль (надзор)" по адресу: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzoru-v-sf/prikaz-gosudarstvennoj-sluzhbi-chuvashskoj-respubl.
Категория среднего риска присвоена деятельности 23 юридических лиц, умеренного риска - 28 юридических лиц, низкого риска - деятельности 3 юридических лиц.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При осуществлении регионального государственного контроля в 2021 году применялся риск-ориентированный подход.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год утвержден приказом Службы от 20 октября 2020 г. N 01/06-738 (в редакции приказа от 15 декабря 2020 г. N 01/06-909).
Согласно плану в 2021 году проведено три проверки:
ООО "Стройэнергосервис";
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Алатырского района";
ООО "Тепло".
Проверкой ООО "Стройэнергосервис" установлено, что обществом должным образом не ведется раздельный учет затрат по регулируемому виду деятельности, в связи с чем в полной мере установить экономически обоснованные фактические расходы Общества при проверке соблюдения обязательных требований в части обоснованности величины тарифов представилось невозможным.
В ходе проведения проверки ООО "Стройэнергосервис" в части соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты N 570) выявлены нарушения сроков раскрытия информации:
подпункт "е" пункта 20 (о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации) и подпункт "ж" пункта 20 (об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии) за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.LIMIT.WARM;
пункт 19 (об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности)) и пункт 20 (об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации) за 2019 год в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM;
пункт 22 (о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения) за 2 квартал 2020 года в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение Стандартов N 570 юридическому лицу объявлено устное замечание.
Также в ходе проверки выявлены нарушения в части соблюдения требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, в связи с чем в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении. В результате рассмотрения дела об административном правонарушении правонарушителю объявлено устное замечание.
По итогам проверки организации были вынесены три предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которые были исполнены в установленные сроки.
Проверкой МУП "ЖКХ Алатырского района" установлено, что предприятием должным образом не ведется раздельный учет затрат по регулируемому виду деятельности.
По итогам проверки предприятию было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которое было исполнено в установленный срок.
В ходе проверки выявлено нарушение требований Стандартов N 570 в виде нарушения сроков раскрытия информации о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, подлежащая раскрытию в соответствии с пунктом 22 Стандартов N 570 за 2 квартал 2020 года в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.
В ходе проведения проверки ООО "Тепло" в части правильности применения регулируемых государством цен (тарифов) в сфере теплоснабжения выявлено нарушение установленного порядка ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в виде завышения тарифов, установленных постановлением Службы от 20 ноября 2019 г. N 71-14-20/т "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 5 декабря 2017 г. N 92-18-23/т". Объем тепловой энергии, поставленной потребителю 13 апреля 2020 года, включен в объем услуг теплоснабжения, оказанных обществом в октябре 2020 года, с применением тарифа, установленного постановлением N 71-14-20/т на 2 полугодие 2020 года в размере 1826,50 руб./Гкал вместо тарифа 1779,18 руб./Гкал.
По итогам проверки организации было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которое было исполнено в установленный срок.
За допущенное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.
В ходе проведения проверки соблюдения требований Стандартов N 570 выявлены многочисленные нарушения сроков раскрытия информации:
по пункту 16 (информация об установленных тарифах на тепловую энергию для Общества на 2021 год) в формате шаблона в системе ЕИАС - FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM;
по подпункту "е" пункта 20 (о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации) и подпункту "ж" пункта 20 (об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии) за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.LIMIT.WARM;
по пункту 22 (о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения) за 1 квартал 2020 года, за 2 квартал 2020 года в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.QUARTER.WARM.
Кроме того, не раскрыта информация по пункту 25 (о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения) ввиду отсутствия официального сайта Общества в сети Интернет.
За допущенные нарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа.
Проверкой соблюдения ООО "Тепло" обязательных требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, выявлены нарушения, в связи с чем юридическое лицо и должностное лицо привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения. По итогам проверки организации было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которое было исполнено в установленный срок.
В ходе систематического наблюдения и анализа за соблюдением обязательных требований стандартов раскрытия информации, проведенного без взаимодействия с контролируемыми лицами, выявлены нарушения в виде неопубликования информации, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.8.1 КоАП России.
За нарушение Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 570, к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа привлечены:
МП по МТС "Красночетайскагропромснаб";
ООО "УК "Жилище" (дважды).
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor-v-obl, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.