Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
Государственной службы
Чувашской Республики
по конкурентной политике и тарифам
от 22.03.2022 N 01/06-45
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, за 2021 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "Об электроэнергетике" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
До 1 июля 2021 года региональный государственный контроль осуществлялся посредством организации и проведения плановых документарных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
При осуществлении регионального государственного контроля Служба руководствовалась Порядком осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2013 г. N 561.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 248-ФЗ, в соответствии с которым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
На территории Чувашской Республики в 2021 году осуществляли деятельность, подпадающую под региональный государственный контроль, 30 юридических лиц.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля присвоены приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)", который размещен на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Региональный государственный контроль (надзор)" по адресу: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzoru-v-sf/prikaz-gosudarstvennoj-sluzhbi-chuvashskoj-respubl.
Категория среднего риска присвоена деятельности 24 юридических лиц, умеренного риска - 5 юридических лиц, низкого риска - деятельности 1 юридического лица.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При осуществлении регионального государственного контроля в 2021 году применялся риск-ориентированный подход.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год утвержден приказом Службы от 20 октября 2020 г. N 01/06-738 (в редакции приказа от 15 декабря 2020 г. N 01/06-909).
Согласно плану в 2021 году проведено три проверки:
ООО "Чебоксарская независимая сетевая компания";
ООО "Урмарские электрические сети";
ООО "Янтарь".
При осуществлении плановой документарной проверки ООО "Чебоксарская независимая сетевая компания" выявлены нарушения порядка ценообразования в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики в части применения установленных тарифов.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Чувашской Республики, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год установлены постановлением Службы от 30 декабря 2019 г. N 141-25/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2020 год" (далее - постановление N 141-25/э).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Чувашской Республики, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год установлены постановлением Службы от 28 декабря 2020 г. N 94-28/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2021 год" (далее - постановление N 94-28/э).
Ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях в составе двухставочного тарифа по диапазону напряжения СН-II установлена вышеназванными постановлениями в рублях за 1 мегаватт-час в следующих размерах:
1 полугодие 2020 года - СН-II - 305,72 руб./МВт*ч; 2 полугодие 2020 года - СН-II - 322,84 руб./МВт*ч;
1 полугодие 2021 года - СН-II - 322,84 руб./МВт*ч; 2 полугодие 2021 года - СН-II - 340,92 руб./МВт*ч.
При оформлении актов выполненных работ и счет-фактур за оказанные услуги по передаче электрической энергии ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях должна указываться (применяться) ООО "ЧНСК" в размерах, установленных органом регулирования в рублях за 1 мегаватт-час.
Однако, ООО "ЧНСК" в документах, выставленных потребителям за оказанные услуги по передаче электроэнергии, изменена единица измерения, и ставка на оплату технологического расхода (потерь) указана (применена) в рублях за 1 киловатт-час:
в период с января по июнь 2020 года - по диапазону напряжения СН-II - 0,305720 руб./кВт*ч, вместо 305,72 руб./МВт*ч;
в период с июля 2020 года по февраль 2021 года - по диапазону напряжения СН-II - 0,322840 руб./кВт*ч, вместо 322,84 руб./МВт*ч.
Данный факт является нарушением установленного порядка ценообразования - неприменение тарифов, установленных постановлениями N 141-25/э, N 94-28/э.
Таким образом, ООО "ЧНСК", не применив при расчетах с потребителями тарифы на передачу электрической энергии в размерах, установленных органом регулирования, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП России, - иное нарушение порядка ценообразования.
По итогам проверки организации было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которое было исполнено в установленный срок.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении юридическому лицу и должностному лицу объявлено устное замечание.
При проверке ООО "Урмарские электрические сети" соблюдения требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24, выявлены нарушения в части не представления сведений о размещении информации на сайте Общества, а также в части нарушения сроков, установленных для размещения информации.
Также выявлены нарушения в части правильности применения регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики и платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы:
- некорректное взимание платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Общества по договору, заключенному с ПАО "Ростелеком" в сумме 550,00 руб. (с НДС), в нарушение п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения);
- некорректное взимание платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Общества по договору, заключенному с Администрацией Урмарского района, в сумме 550,00 руб. (с НДС) в нарушение п. 17 Правил технологического присоединения.
По итогам проверки организации было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений, которое было исполнено в установленный срок.
В связи с выявленными нарушениями юридическое лицо и должностное лицо привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
В ходе проверки ООО "Янтарь" установлены нарушения в части правильности применения регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики и платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а именно:
в нарушении пункта 3 постановления Службы от 16 декабря 2019 г. N 122-22/тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Чувашской Республики и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год" и пункта 4 постановления Службы от 17 декабря 2020 г. N 91-26/тп "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Чувашской Республики и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021 год" Обществом неправомерно взималась плата за технологическое присоединение к электрическим сетям по 39 договорам за 2020 год и 6 договорам за 2021 год в размере 458,33 руб. вместо установленных указанными постановлениями 550 руб. с НДС.
По итогам проверки организации было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений (срок не истек).
В связи с выявленными нарушениями юридическое лицо и должностное лицо привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
В ходе систематического наблюдения и анализа за соблюдением обязательных требований стандартов раскрытия информации выявлены нарушения сроков опубликования информации, установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24, МУП "ЖКХ "Козловское" и ООО "Коммунальные технологии", что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП России. Юридическим лицам объявлены устные замечания.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor-za-re, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
В рамках профилактической работы в 2021 году в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с имеющимися признаками нарушений обязательных требований Служба объявила 13 контролируемым лицам в сфере электроэнергетики предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований к раскрытию информации и предложила принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в части соблюдения сроков, а именно о необходимости указания дат размещения информации на сайтах.
После получения предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований возражения в отношении указанных предостережений не поступали.
Все юридические лица, получившие предостережение, устранили признаки правонарушения и стали указывать даты размещения информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.