Решение Самарского областного суда от 2 марта 2022 г. N 3а-692/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-692/2022 по административному исковому заявлению М.О.Л. о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
М.О.Л. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 (далее также Перечень) в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в г. Самаре.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в оспариваемый Перечень под пунктом N включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, которое не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ. Полагает, что включение объекта в Перечень нарушает ее права и законные интересы, так как влечет необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца П.И.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Пояснил, что ранее, на основании решения Самарского областного суда от 23.06.2020, данное помещение было исключено из Перечней на 2017-2019 г.г., в Перечень на 2022 год помещение не включено.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемый Перечень на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку расположено в многоквартирном жилом доме, а нежилые помещения, находящиеся на первых этажах в многоквартирных домах, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, осмотры объекта, проведенные 23.12.2019 и 12.11.2021, показали, что более 20% от общей площади спорного объекта фактически используются под офисы департамента приборостроения Регионального сервисного центра измерительных технологий г. Самара, что указывает на правомерное нахождение объекта в Перечне и на основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что М.О.Л. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 411,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.10.2021.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 07 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019;
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Административный истец обратилась в суд 10.12.2021. Несмотря на истечение срока действия приказа об утверждении Перечня на 2020 год, оспариваемый нормативный акт продолжает затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказ не отменен, следовательно, подлежит применению и после истечения срока его действия в целях налогообложения.
В указанный Перечень на 2020 год под пунктом N 26884 министерством имущественных отношений включено нежилое помещение с кадастровым номером N, собственником которого с 26.08.2005 является М.О.Л.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером N имеет назначение и наименование "нежилое помещение".
Указанное нежилое помещение находится на первом этаже здания с кадастровым номером N, имеющем назначение и наименование "многоквартирный дом", о чем представлена выписка из ЕГРН от 11.02.2022.
Земельный участок под указанным жилым домом не сформирован, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 10.02.2022 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 4а.
Административным истцом представлен паспорт объекта недвижимости от 08.10.2019, подготовленный ООО "<данные изъяты>", согласно которому спорное помещение включает части назначением "лаборатория, ремонтная лаборатория, диагностика приборов, приемочная, вахта, туалеты, коридоры, подсобное помещение, поверка приборов, нежилое помещение, склад, бухгалтерия, комната приема пищи, хранение приборов, кладовая, ремонтная лаборатория".
Вместе с тем, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем представленный административным истцом технический паспорт от 08.10.2019 оценке не подлежит.
Как видно из материалов технической инвентаризации, предоставленных по запросу суда филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, по состоянию на 26.04.2003 нежилое помещение, площадью 411, 3 кв. м, включает части назначением "кабинеты, выставочный салон, коридоры, санузлы, подсобное, мастерская, гардероб, холл, умывальная, кладовая".
Вместе с тем, термин "кабинет" не является тождественным по значению термину "офис", термин "выставочный салон" не идентичен по значению объекту торговли, а термин "мастерская", соответственно, объекту бытового обслуживания.
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на нежилое помещение с бесспорностью не свидетельствуют о его предназначении для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, следовательно, не подтверждают соответствие объекта недвижимого имущества условиям, установленным положениями пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
В подтверждение доводов министерством имущественных отношений Самарской области представлены акты осмотра спорного нежилого помещения от 23.12.2019 и от 12.11.2021, подготовленные уполномоченной организацией - Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы".
Как видно из акта от 23.12.2019, фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером N по результатам визуального осмотра определено следующим образом: 66,5 кв. м - централизованное приемное помещение; 68,1 кв. м (18,1 + 50) - офисы; 163,1 кв. м - лаборатории; 56,5 кв. м - склады; 19,6 кв. м - комната приема пищи; 8,6 кв. м - сан. узлы; 23,5 кв. м - коридоры.
Актом осмотра от 12.11.2021 фактическое использование помещения определено: 67,1 кв. м - централизованное приемное помещение; 18,1 кв. м - офис; 213,1 кв. м - лаборатория (поверочная, высоковольтная, ремонтная, эталонов, диагностики); 22,5 кв. м - склад; 5,1 кв. м - кладовая, 19,6 кв. м - комната приема пищи; 8,6 кв. м - сан. узел; 56,2 кв. м - коридор, тамбур.
Вместе с тем, мероприятия по обследованию нежилого помещения с целью определения его фактического использования на момент формирования Перечня на 2020 год административным ответчиком не проводились.
Установлено также, что согласно договорам аренды от 01.07.2019 и от 01.06.2020, заключенным на срок 11 месяцев, нежилое помещение в спорный налоговый период было передано в аренду ООО "<данные изъяты>" (22.12.2021 переименовано в ООО "<данные изъяты>").
Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.01.2022, основным видом деятельности ООО "<данные изъяты>" является производство элементов электронной аппаратуры (код 26.11 по ОКВЭД ОК 029-2014), в числе дополнительных - технические испытания, исследования, анализ и сертификация (код 71.20).
Однако, вид экономической деятельности - производство элементов электронной аппаратуры (код 26.11) не является видом деловой (офисной) деятельности, как не является и видом торговли либо услуг общественного питания.
Коды видов деятельности 26.11 и 71.20 (технические испытания, исследования, анализ и сертификация) не поименованы в числе видов экономической деятельности "бытовые услуги", утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.05.2016 N 1471 "Об утверждении собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности "бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и собирательной классификационной группировки продукции (товаров и услуг) "бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Суд также полагает, что приведенные в актах осмотра от 23.12.2019 и от 12.11.2021 сведения не подтверждают имеющих значение для дела обстоятельств. Площадь помещений, фактическое использование которых в актах определено как "офисы", не превышает 20% от общей площади нежилого помещения. К тому же, наличие столов и компьютеров в кабинетах сотрудников, занятых производственной деятельностью, техническими испытаниями и исследованиями, об осуществлении именно офисной деятельности не свидетельствует. В связи с этим, наличие при входе в помещение холла, где размещен стол для вахтера, не может рассматриваться как централизованное приемное помещение для ведения административно-деловой деятельности.
Оказание в спорном нежилом помещении каких либо бытовых услуг физическим лицам в актах осмотра не зафиксировано.
Таким образом, доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% общей площади спорного нежилого помещения в целях размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, суду не представлено.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из его кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилое помещение с кадастровым номером N к объектам недвижимого имущества, поименованным в подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения его в Перечень на 2020 год.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы М.О.Л., возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск М.О.Л. удовлетворить.
Признать недействующими со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.03.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 марта 2022 г. N 3а-692/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании