Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
решением Совета городского
округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
от 25 февраля 2022 г. N 5-6/22з
Порядок
оформления прав пользования муниципальным имуществом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм оформления прав пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - муниципальное имущество).
1.2. Пользование муниципальным имуществом юридическими и физическими лицами осуществляется на правах:
хозяйственного ведения;
оперативного управления;
доверительного управления;
безвозмездного пользования;
аренды и субаренды.
1.3. Решения о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, безвозмездное пользование, аренду или ином праве принимаются Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - Администрация).
1.4. Объекты муниципального нежилого фонда или площади зданий могут быть перераспределены в установленном законодательством порядке в случаях использования этих объектов или площадей:
не по целевому назначению;
с нарушением установленного порядка использования либо без оформления права пользования;
в неуставных целях;
без вовлечения в производственный цикл предприятия.
1.5. При проведении торгов на право заключения договоров пользования муниципальным имуществом функции организатора торгов возлагаются на муниципальное казенное учреждение "Городская казна" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - МКУ "Городская казна").
1.6. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого муниципального недвижимого имущества устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Порядок оформления прав пользования муниципальным имуществом
2.1. Оформление прав пользования муниципальным имуществом предусматривает процедуру предоставления муниципального имущества по договорам аренды, субаренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключаемым:
1) по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (далее - торги);
2) без проведения торгов.
2.2. Оформление прав пользования муниципальным имуществом путем проведения торгов производится в порядке и случаях, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иными правовыми актами.
2.3. Муниципальное имущество предоставляется без проведения торгов в случаях, установленных статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
2.4. Принятие решения о проведении торгов на право заключения договоров доверительного управления, безвозмездного пользования, аренды и иных прав и определение существенных условий перечисленных договоров осуществляется Администрацией.
2.5. Перечень документов, представляемых заявителем для участия в торгах, приводится в информационном сообщении о проведении торгов, извещении, документации о торгах в соответствии с законодательством.
2.6. По результатам торгов заключаются договоры о передаче в пользование муниципального имущества.
2.7. Предоставление муниципального имущества без проведения торгов производится в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом.
2.8. Если на момент подачи заявки муниципальное имущество находилось в пользовании заявителя (пользователя) на основании договоров или иных актов, акт приема-передачи имущества может не оформляться.
2.9. Муниципальное имущество может быть изъято из пользования одних юридических и физических лиц и передано в пользование другим юридическим и физическим лицам согласно законодательству.
2.10. Администрацией в порядке, установленном законодательством, муниципальное имущество может быть:
изъято полностью либо частично из пользования юридических и физических лиц;
выставлено на торги для продажи в собственность физических и юридических лиц;
выставлено на торги для продажи права владения или (и) пользования объектами муниципального имущества.
2.11. В договоре о передаче муниципального имущества в пользование должны быть указаны условия и порядок досрочного прекращения его действия в отношении всего переданного муниципального имущества или его части в соответствии с законодательством.
2.12. Администрация осуществляет контроль за использованием муниципального имущества в соответствии с законодательством и настоящим Порядком.
2.13. Администрация имеет право в рамках контроля за исполнением договоров о передаче муниципального имущества в пользование:
проводить обследования и проверки использования муниципального имущества;
требовать у юридических и физических лиц необходимую документацию и информацию по использованию муниципального имущества;
привлекать к проведению обследований и проверок использования муниципального имущества представителей пользователя и арендодателя, квалифицированных специалистов и экспертов.
2.14. При передаче в пользование муниципального имущества, отнесенного в установленном порядке к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (Республики Башкортостан), пользователем муниципального имущества дополнительно оформляется охранное обязательство в отношении переданного имущества с органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Пользователь муниципального имущества обязан обратиться за оформлением охранного обязательства в орган, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение одного месяца со дня передачи ему имущества.
2.15. Передача в аренду (субаренду) третьим лицам части или частей муниципального имущества, находящегося в пользовании, возможна с согласия собственника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о защите конкуренции.
Срок действия указанных договоров аренды (субаренды) муниципального имущества с третьими лицами не может превышать срока действия основных договоров.
2.16. Передача в субаренду третьим лицам муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за муниципальными учреждениями (муниципальными предприятиями) и находящегося в пользовании, возможна с согласия Администрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о защите конкуренции.
Срок действия указанных договоров субаренды муниципального имущества с третьими лицами не может превышать срока действия основных договоров.
2.17. Для договоров, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в отношении муниципального имущества, включенного в Перечень муниципального имущества городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", срок действия договора должен составлять не менее пяти лет.
Срок действия договора, заключаемого без проведения торгов, может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования.
Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", не должен превышать трех лет.
2.18. Изменение условий договора, указанных в документации о торгах, по результатам которых заключен договор, не допускается.
Цена договора, заключенного по результатам торгов, может быть изменена только в сторону увеличения.
При заключении договора аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендная плата вносится в порядке, предусмотренном пунктом 1.4 Методики определения годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденной настоящим Решением (далее - Методика).
2.19. По истечении срока договора аренды муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения (за исключением определенных случаев), заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении условий, предусмотренных частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
3. Особенности передачи муниципального имущества в доверительное управление
3.1. Муниципальное имущество передается в доверительное управление в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, за исключением унитарного предприятия.
Указанные юридические и физические лица являются доверительными управляющими и осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества, переданного в доверительное управление в соответствии с заключенным договором.
Передача муниципального имущества в доверительное управление производится согласно законодательству и настоящему Порядку в целях сохранения и эффективного использования данного имущества в интересах учредителя доверительного управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Учредителем доверительного управления является собственник муниципального имущества.
3.2. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо после прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям.
Муниципальное имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственным органам и органам местного самоуправления.
3.3. Функции учредителя доверительного управления или лица, определенного им (выгодоприобретателя) (далее - учредитель управления), осуществляет Администрация в соответствии с настоящим Порядком.
3.4. Передача муниципального имущества в доверительное управление производится по рыночной стоимости.
Доверительный управляющий организует проведение оценки рыночной стоимости передаваемого в доверительное управление муниципального имущества и изготовление технической документации на него.
Оплата расходов по оценке рыночной стоимости передаваемого в доверительное управление муниципального имущества и изготовлению технической документации на него осуществляется доверительным управляющим.
3.5. Муниципальное имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества доверительного управляющего и отражается на отдельном балансе. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
3.6. Учредитель управления и доверительный управляющий оформляют договор о передаче муниципального имущества в доверительное управление по форме, утвержденной органом местного самоуправления, а также перечень муниципального имущества, являющийся неотъемлемой частью указанного договора.
3.7. Сроки передачи муниципального имущества в доверительное управление определяются договором о передаче муниципального имущества в доверительное управление.
3.8. В случае, если передаваемое на момент подачи заявки имущество не находилось в пользовании заявителя на основании договоров или иных актов, передача оформляется актом приема-передачи, являющимся неотъемлемой частью договора о передаче муниципального имущества в доверительное управление.
3.9. Условия пользования земельными участками, отведенными под объекты недвижимости и необходимыми для их использования, определяются законодательством.
4. Особенности передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование
4.1. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользования производится в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
4.2. Собственник муниципального имущества либо иные лица, уполномоченные собственником или законом, являются ссудодателями муниципального имущества. Функции ссудодателя на условиях безвозмездного пользования осуществляет Администрация.
Ссудополучатель обязан пользоваться муниципальным имуществом в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования.
4.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование производится по балансовой и остаточной стоимости. В случае отсутствия стоимостных показателей муниципального имущества передача в безвозмездное пользование осуществляется по рыночной стоимости.
Ссудополучатель организует проведение оценки рыночной стоимости передаваемого в безвозмездное пользование муниципального имущества и оплату расходов на данное мероприятие.
4.4. Муниципальное имущество, переданное в безвозмездное пользование, учитывается ссудополучателем на забалансовом счете в соответствии с законодательством.
4.5. Ссудодатель и ссудополучатель оформляют договор о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование по форме, утвержденной органом местного самоуправления, а также перечни муниципального имущества, являющиеся неотъемлемой частью указанного договора.
Передача муниципального имущества ссудополучателю производится по акту приема-передачи (с указанием его фактического состояния), являющемуся неотъемлемой частью договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.
4.6. Условия пользования земельными участками, отведенными под объекты недвижимости и необходимыми для их использования, определяются законодательством.
4.7. Ссудополучатель по согласованию с Администрацией, муниципальными учреждениями (предприятиями), за которыми муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), может передать третьим лицам в аренду переданное в пользование имущество в соответствии с целями своей деятельности.
Полученная ссудополучателем арендная плата в полном объеме перечисляется на счет ссудодателя в соответствии с действующим законодательством.
4.8. Ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.
4.9. Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
5. Особенности передачи муниципального имущества в аренду
5.1. Муниципальное имущество передается в аренду в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
5.2. Арендодателем муниципального имущества выступают:
от имени собственника - Администрация;
муниципальные предприятия и учреждения городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, владеющие муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
доверительные управляющие и ссудополучатели, при условии обязательного согласования предоставления муниципального имущества в аренду с собственником.
5.3. Оформление и учет договоров аренды на имущество, входящее в состав казны городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, осуществляется МКУ "Городская козна".
Оформление и учет договоров аренды в отношении имущества, переданного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным предприятиям и учреждениям, осуществляют муниципальные предприятия и учреждения.
5.4. Передача муниципального имущества в аренду без проведения торгов производится в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
5.5. Договор о передаче муниципального имущества в аренду заключается по форме, утвержденной органом местного самоуправления.
5.6. Сроки аренды муниципального имущества определяются договором аренды.
5.7. Размер годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика, произведенным согласно требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", либо с Методикой определения годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом. Арендодатель, в чьи полномочия входит проведение оценки, вправе принимать решение об определении стоимости арендной платы в соответствии с указанной Методикой в целях экономии финансовых средств, необходимых для проведения оценки, а также в случае наличия необходимости заключения договора аренды в кратчайшие сроки. Кроме того, размер годовой арендной платы устанавливается по результатам проведения торгов на право заключения договоров аренды на основании итогового протокола конкурсов (аукционов).
Условия, сроки внесения и расчетные счета для перечисления арендной платы определяются договором аренды.
Размеры арендной платы подлежат досрочному пересмотру в следующих случаях:
а) изменение коэффициентов расчета годовой арендной платы;
б) изменение состава арендованного имущества;
в) изменение вида разрешенного использования арендуемого объекта;
г) проведение переоценки размера годовой арендной платы в соответствии с новым отчетом независимого оценщика, произведенным согласно требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
5.8. Арендатор оплачивает предоставленные ему коммунальные и иные услуги по счету, выставленному арендодателем, либо по отдельным договорам, заключаемым им с обслуживающими организациями.
Арендная плата за землю и платежи за пользование другими природными ресурсами не включаются в состав годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом, а определяются и вносятся в порядке, установленным законодательством.
5.9. Право пользования земельным участком (частью земельного участка), который занят зданием или сооружением, переходит арендатору на срок аренды недвижимого имущества и оформляется в установленном законодательством порядке.
6. Особенности передачи муниципального имущества в субаренду
6.1. Арендатор по согласованию с Администрацией и юридическими лицами, за которыми муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), может передать третьим лицам в субаренду арендуемое им муниципальное имущество (часть или части арендуемого им муниципального имущества) в соответствии с законодательством, настоящим Порядком и договором аренды.
6.2. При сдаче имущества в субаренду ответственным за использование имущества перед арендодателем является арендатор.
Передача объекта аренды в субаренду допускается только при отсутствии задолженности по арендной плате, коммунальным и эксплуатационным услугам, а также уплате штрафных санкций (при их наличии).
Передача в субаренду муниципального имущества и оформление договоров субаренды муниципального имущества осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством и настоящим Порядком для договоров аренды муниципального имущества.
6.3. Договор субаренды оформляется Арендодателем месячный срок с момента поступления заявления о передаче в субаренду части арендуемого имущества.
В месячный срок с момента согласования заявки о передаче в субаренду части арендуемого имущества договор субаренды должен быть представлен заявителем в Администрацию.
Оформление и учет договоров субаренды на имущество, входящее в состав казны городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, осуществляется администрацией.
Оформление и учет договоров субаренды в отношении имущества, переданного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения муниципальным предприятиям и учреждениям, осуществляют муниципальные предприятия и учреждения.
6.4. Размер общей площади передаваемых в установленном законодательством порядке в субаренду третьим лицам муниципального имущества не может превышать тридцати процентов от общей площади арендуемого объекта, для резидентов технопарков - восьмидесяти пяти процентов от общей площади арендуемого объекта.
Срок действия договоров субаренды не может превышать срока действия договора аренды.
6.5. Арендная плата за субаренду муниципального имущества перечисляется на расчетный счет арендатора, включая налог на добавленную стоимость.
Разница в стоимости арендной платы по договору субаренды, превышающая стоимость основной арендной платы муниципального имущества, переданного в субаренду, перечисляется Арендодателю. В случае, если получателем арендных платежей по договору аренды является Администрация, разница арендной платы по договору субаренды перечисляется в местный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.