Наша организация (ООО) приобрела у российского юридического лица сахар-сырец, произведенный в Бразилии. Приобретенный сахар-сырец был передан на сахарный завод для очистки и приведения в соответствие с требованиями ГОСТ 2194. Передача сахара-сырца осуществлялась на основании договора подряда без перехода права собственности, и организация-заказчик никаких работ по очистке сахара не производила.
Налоговая инспекция указала нам, что вышеуказанная деятельность нашей организации является производственной и подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог в установленном для такого вида деятельности порядке.
По нашему мнению, очистка сахара согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (подгруппа 1542) не является производством сахара, а одним из критериев определения достаточной переработки товара согласно Закону РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" является изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара.
В этой связи просим разъяснить: является ли деятельность ООО торговой и каким образом нашей организации следует исчислять налог на пользователей автомобильных дорог в данной ситуации?
По вопросу определения объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог налогоплательщикам, приобретающим сырье (материалы, полуфабрикаты) и передающим его в переработку без перехода права собственности, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.1 ст.38 НК РФ объектом налогообложения является объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно ст.32.1 Закона N 118-ФЗ до признания утратившим силу Закона N 2118-1 ссылки в п.1 ст.38, ст.39 НК РФ на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон N 2118-1 и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Аналогичные нормы содержались ранее в ст.5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до признания ее утратившей силу с 1 января 2001 года.
Законодательным актом, регулирующим порядок обложения налогом на пользователей автомобильных дорог, является Закон N 1759-1, которым установлено, что налог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Статья 39 НК РФ четко определяет понятие "реализация товаров, работ или услуг" как передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.
В рассматриваемой ситуации перехода права собственности от одной организации (ООО) к другому лицу (сахарному заводу) на переработанный (доработанный) продукт не происходит, следовательно, реализации продукции не возникает.
Основным условием признания для целей налогообложения торговой деятельности организации является продажа невидоизмененных товаров. При соблюдении вышеуказанного условия организация вправе производить исчисление сумм налога, принимая в качестве объекта налогообложения сумму разницы между продажной и покупной ценами товаров. Вышеприведенное положение применяется при покупке лицом сахара-сырца и продаже им сахара-сырца третьим лицам независимо от того, передавался этот продукт иным лицам для его очистки с целью приведения в соответствие с требованиями государственных стандартов или нет.
На основании вышеназванной нормы Закона N 1759-1 для организаций, реализующих продукцию (а не товар), объектом налогообложения является выручка от ее реализации, а деятельность таких организаций для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог приравнивается к производственной.
Из запроса налогоплательщика следует, что приобретенный им у российского юридического лица сахар-сырец был изготовлен в Бразилии ("страна происхождения - Бразилия"). В этой связи ссылки заявителя на положения Закона РФ "О таможенном тарифе" по определению критерия достаточной переработки товара, содержащиеся в ст.28 данного Закона (сферой действия которого является единая таможенная территория Российской Федерации, устанавливающая порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации и правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации), неправомерны в рассматриваемой ситуации, поскольку названный критерий применяется в определении происхождения товара в случае, если в производстве товара участвуют две и более страны.
Кроме того, вызывает сомнение передача сахара-сырца организацией (ООО) сахароперерабатывающему заводу с целью проведения предпродажной подготовки товара не только исходя из существа производимых такими заводами именно производственных операций, но и в связи с указанием самого налогоплательщика о передаче на завод сахара-сырца для дополнительной очистки (переработки).
Более того, отсутствие у налогоплательщика собственных основных фондов и персонала, постоянно занятого для обеспечения основных технологических процессов производства, не означает, что Закон N 1759-1 устанавливает обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог от выручки от реализации продукции, произведенной только собственными силами.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог является оборотным налогом, в случае приобретения налогоплательщиком сахара-сырца (код 1542010 по ОК 004-93) и его передачи сахароперерабатывающему заводу для обработки, а затем продажи сахара-песка или сахара рафинированного (коды 1542020 и 1542022 по ОК 004-93) налогообложению подлежит вся выручка, полученная от реализации конечного продукта. В этом случае у переработчика не образуется выручки от реализации продукции - она образуется у собственника.
Вместе с тем налогоплательщик не указывает, какой именно товар после доработки им впоследствии реализуется: сахар-сырец, сахар-песок, сахар рафинированный или иные разновидности сахара. Таким образом, только если налогоплательщиком после очистки и доработки сахара-сырца сахароперерабатывающим заводом реализовывался именно сахар-сырец, то организация (ООО) вправе уплачивать данный налог от суммы разницы между продажной и покупной ценами сахара-сырца в рассматриваемой ситуации.
М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 июня 2002 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1