Наша организация оказывает клиентам весь комплекс услуг сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 450 МГц, учитывая соглашение о национальном роуминге, заключенное с другими операторами сотовой связи.
В составе выручки от реализации услуг мы учитываем полученный доход от услуг, оказанных непосредственно нашей компанией по предоставлению сетевых услуг связи потребителям.
По мнению налоговых органов, у оператора связи, имеющего договорные отношения с абонентом, стоимость услуг роуминга должна включаться в объем выручки от реализации услуг связи.
Просим разъяснить порядок налогообложения оборотными налогами в 2000-2002 годах услуг сотовой радиотелефонной связи, оказываемых различными операторами связи.
По вопросу уплаты налога на пользователей автомобильных дорог (как и ранее действовавшего налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) операторами связи от оказания услуг сотовой радиотелефонной связи, включающих услуги роуминга, необходимо иметь в виду следующее.
Законодательно установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом реализацией услуг признается возмездное (а в случаях, предусмотренных НК РФ, и безвозмездное) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно Соглашению между государствами-участниками СНГ о сотрудничестве в развитии и использовании систем сотовой подвижной связи (Москва, 17.01.1997) под роумингом понимается услуга системы сотовой подвижной связи, обеспечивающая возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без какого-либо предварительного заявления при перемещении из зоны действия одного оператора к другому как внутри страны, так и за рубежом.
В ряде писем МНС России и Минфина России были рассмотрены вопросы налогообложения деятельности операторов сотовой радиотелефонной связи, оказывающих клиентам свои услуги, связанные с прохождением сигналов по принадлежащим операторам каналам связи, а также осуществляющих оплату из средств клиентов за потребленные клиентами услуги других операторов связи по прохождению сигнала по их линиям связи, в том числе за услуги роуминга.
Позиция по налогообложению всей выручки (с учетом стоимости услуг роуминга) от реализации услуг связи у оператора связи, имеющего договорные отношения с абонентом, то есть у оператора, который непосредственно заключил договор с абонентами на оказание услуг связи, включая роуминг, правомерна и обоснованна в случае, если услуги роуминга, оказываемые оператором абоненту, осуществляются филиалами одного юридического лица (оператора).
При пользовании услугами сотовой связи абонентом одного оператора связи в зоне действия другого оператора той же сети следует учитывать, что если операторы связи являются разными юридическими лицами, то они становятся соисполнителями при оказании услуги сотовой связи независимо от того, кто из них осуществляет расчеты с клиентами за пользование последними услугами связи.
Как следует из направленного вместе с вопросом Соглашения о национальном роуминге, заключенного между ЗАО, ТОО и ООО, предметом которого является организация и условия осуществления роуминга, названные организации являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. При этом ЗАО, обладающее оборудованием коммутационной станции подвижной связи, являющейся неотъемлемой частью ряда сетей региональных операторов сотовой связи, а также обеспечивающей транзит между сетями региональных операторов, по данному соглашению представляет ряд операторов федеральной сети сотовой радиотелефонной связи, делегировавших ему (ЗАО) свои права и обязанности по вопросам роуминга.
Данным соглашением также предусмотрено, что каждая сторона (ЗАО, ТОО и ООО), выступая в качестве оператора сети посещения (то есть стороной, с которой абонент не заключил договор о пользовании услугами сотовой связи в сети сотовой радиотелефонной связи, но которая может предоставить абоненту услуги при роуминге), выставляет счета за услуги при роуминге, предоставленные абоненту в сети посещения. Оплата счетов другой стороны (операторов сети посещения) оператором сети приписки (то есть стороной, с которой абонент заключил договор на предоставление услуг сотовой связи, включая роуминг) осуществляется в установленном соглашением порядке.
Таким образом, вышеуказанные члены Ассоциации операторов федеральной сотовой связи в качестве операторов сети приписки получают с клиентов денежные средства, которые являются платой за услуги, оказанные другими сторонами (операторами сети посещения), связанные с прохождением сигнала по линиям связи этих операторов (через их оборудование), в том числе и за услуги роуминга. В этом случае член Ассоциации сам услуг связи не оказывает, а лишь участвует в расчетах за услуги, оказанные другими операторами. Денежные средства, проходящие через счета оператора как участника расчетов за услуги, оказанные другими операторами связи, у данного оператора в состав выручки не включаются и налогом на пользователей автомобильных дорог не облагаются.
Подтверждением этого являются представленные сведения о состоянии баланса отдельных клиентов (абонентов), в которых отмечено отсутствие надбавок за услуги связи российских и иностранных операторов связи по роумингу.
Вместе с тем если за участие в расчетах за услуги, оказанные другими операторами связи, с клиентов, кроме платы за вышеуказанные услуги, взимается дополнительная плата, то она включается в состав выручки и облагается налогом на пользователей автомобильных дорог в общеустановленном порядке.
На основании вышеизложенного если в соответствии с условиями договоров, заключенных операторами связи с клиентами (абонентами соответствующего региона), операторы сети приписки оказывают последним весь комплекс услуг сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 450 МГц, а абоненты в полном объеме оплачивают операторам сети приписки все оказанные им (клиентам) услуги, включая услуги роуминга, то необходимо иметь в виду, что указанные услуги роуминга подлежат обложению налогом на пользователей автомобильных дорог у операторов сети посещения (операторов связи, с которыми абоненты не заключили договоров о пользовании услугами сотовой связи в сети сотовой радиотелефонной связи, но которые предоставили абонентам через операторов сети приписки услуги при роуминге).
Аналогичный порядок следовало применять при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы до отмены этого налога с 1 января 2001 года.
М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 июня 2002 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1