Решение Арбитражного суда Самарской области от 2 декабря 2021 г. N А55-25615/2020
Арбитражный суд Самарской области, рассмотрев в судебном заседании 25 ноября 2021 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П." к Департаменту ценового и тарифного регулирования Самарской области с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- АО "ТЕВИС";
- Администрации г.о. Тольятти;
- Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;
- ООО УК "К.",
о признании недействительным приказа при участии в заседании от заявителя - предст. В.А.Л. по дов. от 03.04.2020, от заинтересованного лица - предст. И.Л.Р. по дов. от 08.06.2020, от АО "ТЕВИС" - предст. М.О.С. по дов. от 29.01.2020, от иных третьих лиц - не явились, извещены, установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 197 от 16.06.2020 года "Об установлении индивидуальною размера Платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства, поз. 1. Секции 2, 3, 3А", расположенного по адресу: <адрес> заявителя ООО "П.".
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, АО "ТЕВИС", ООО УК "К.".
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель АО "ТЕВИС" возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
ООО УК "К." в отзыве на заявление требования поддержало, просит исковых требования удовлетворить.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 16.06.2020 года Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент) был издан приказ N 197 "Об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства, поз. 1. Секции 2, 3, 3А", расположенного по адресу: <адрес> заявителя ООО "П.".
Пунктом 1 Приказа 196 установлен индивидуальный размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС" заявителя ООО "П." в размере 1024,84 тыс. рублей (без НДС) - водоотведение; 912,90 тыс. рублей (без НДС) - водоснабжение.
Приказ вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (п. 4 Приказа N 197).
ООО "П." считает Приказ N 196 незаконным и нарушающим права ООО "П." в сфере предпринимательской деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области" департамент с 01.01.2019 является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.
В обоснование возражений департамент считает оспариваемый приказ соответствующим требованиям действующего законодательства, не нарушающим права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагающим на нее какие-либо обязанности и не создающим иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По существу заявленных требований Департамент и АО "ТЕВИС" ссылаются на следующие обстоятельства.
Согласно п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила 644), подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Согласно п. 20 Типовых договоров о подключении к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, объект считается подключенным к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта.
До настоящего времени договоры о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объекта "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства, позиция 1, секции 2, 3, 3А", расположенный по адресу: <адрес>, между АО "ТЕВИС" и ООО "П." не заключены, акты о подключении не подписаны.
Согласно позиции ФАС, изложенной в письмах исх. NN от 24.07.2017 (вх. АО "Т." NN от 14.08.2017 г.) и исх. NN от 19.04.2018 (вх. АО "ТЕВИС" NN от 25.04.2018 г.), действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения не предусмотрен порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения без заключения соответствующего договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения. Осуществление подключения в отсутствие заключенного договора о подключении противоречит п. 86 Правил 644.
Согласно пункту 1 Правил 644 присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий, является самовольным подключением, т.е. не допустимым в соответствии с действующим законодательством.
Вышеизложенные доводы Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и АО "ТЕВИС" сводятся к тому, что осуществление ООО "П." действий по подключению спорного объекта к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения АО "ТЕВИС" в отсутствие договора является незаконным.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу положений пункта 3 части 7 статьи 31 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения относится к регулируемым видам деятельности.
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В случае, если объем, запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности нейтрализованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N 406 в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Самарской области в соответствии с пунктом 7.2 Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 г. N 582, установление платы за подключение к системам водоотведения относится к предмету ведения и полномочиям Департамента.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 03.12.2019 г. N 500 "Об установлении предельного уровня нагрузки и наружного диаметра трубопровода для городского округа Тольятти, при котором плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально" для заявителя, обратившегося за подключением с нагрузкой 10 куб. метров в сутки и более, тарифы на подключение устанавливаются органом регулирования тарифов индивидуально.
Как утверждает АО "ТЕВИС" в представленном в материалы дела отзыве, с учетом заявленного ООО "П." размера нагрузки по водоснабжению и водоотведению 13,3 м3/сут плата за подключение объекта "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями, III этап строительства, поз. 1, секции 2, 3, 3А", подлежит установлению в индивидуальном порядке.
26.11.2020 в материалы дела поступило дополнение к заявлению АО "ТЕВИС" NN, в котором указано, что технические условия, на соответствие которым необходимо проверять построенный объект "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов с встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства. Позиция 1, секции 2, 3, 3А" АО "ТЕВИС" не выдавало Застройщику.
Также АО "ТЕВИС" указывает на то, что в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 27.06.2016 г. N 305-КГ16-6669 по делу N 41-42403/2015, согласно пункту 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ (с учетом пункта 3 части 6 статьи 48, части 6 статьи 52, части 1 статьи 55 ГрК РФ) представление документов, подтверждающих соответствие построенного объекта техническим условиям и подписанных представителем организации, осуществляющей эксплуатацию системы теплоснабжения, является обязательным для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В заявлении ООО "П." содержатся доводы о том, что объект капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию на основании разрешения NN и присоединен к централизованной системе теплоснабжения.
По мнению Департамента, законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения не содержит запретов установления органом регулирования платы за подключение построенного объекта.
Так, в состав объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями" входит Позиция 1 (<адрес>), которая строилась в 4 этапа:
I этап: секция 4;
II этап: секция 2А, 3Б;
III этап: секция 2, 3, 3А;
IV этап: секция 1.
При этом договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения как всего объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями", так и объекта "Многоквартирный жилой дом <адрес>" не заключались, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
На каждый из этапов строительства Позиции 1 ООО "П." получало самостоятельные разрешения на строительство, заключало самостоятельные договоры о подключении, получало самостоятельные условия подключения, приобретало самостоятельные нагрузки, подписывались самостоятельные акты о подключении:
I этап:
водоснабжение - договор о подключении NN от 13.10.2014; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 23.04.2015;
- водоотведение - договор о подключении NN; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 23.04.2015;
теплоснабжение - договор о подключении NN от 30.09.2014 г.; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 11.11.2014.
II этап:
водоснабжение - договор о подключении NN; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 21.03.2016;
водоотведение - договор о подключении NN; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 21.03.2016;
теплоснабжение - договор о подключении NN; выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 22.03.2016.
III этап:
- теплоснабжение - договор о подключении NN от 16.12.2016. Условия подключения, являющиеся приложением NN к договору, выданы, но сторонами не исполнены. Акт о подключении до настоящего времени не был подписан;
водоснабжение - договор о подключении не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался;
водоотведение - договор о подключении не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
IV этап:
- теплоснабжение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался;
водоснабжение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался;
водоотведение - договор о подключении отсутствует, акт о подключении не подписывался.
Таким образом, объектом подключения в данном случае является "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов с встроенно-пристроенными помещениями IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1".
Согласно п. 6 ст. 55 ГрК РФ отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В заявлении ООО "П." содержатся доводы о том, что согласно проектной документации III этап строительства представляет собой блок-секции 2, 3, 3А многоквартирного дома со встроенными помещениями (Позиция 1), которая входит в состав жилого комплекса: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями".
Эксплуатация Позиции 1 (этапов строительства с I по IV) предполагается совместная, что обусловлено отнесением их к одному многоквартирному дому и соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям.
Подключение (технологическое присоединение) к системам централизованного водоснабжения, водоотведения (бытовая канализация), теплоснабжения многоквартирного дома осуществляется непосредственно через внутриплощадочные сети водоснабжения (закольцованный водопровод Д225х13.4) в единой точке подключения - водопровод Ду-400 мм в колодцах ВК-26а и ПГ-626 водоотведения в единой точке подключения - колодец КК-135 на хозбытовом коллекторе Д800 мм вдоль проспекта, тепловые сети в единой точке подключения - тепловая камера на существующих тепловых сетях 2400 мм севернее объекта, в связи с чем максимальная нагрузка (водопотребления, водоотведения и теплоснабжения) в точках подключения (точках врезки) должны учитываться для всех четырех этапов строительства как для единого объекта - многоквартирного дома.
Непосредственное подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома Позиция 1 к центральной системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения предусмотрено в рамках реализации I (секция 4) и II (секции 3Б, 2А) этапов строительства. Осуществление работ по технологическом присоединению секции 1 (IV этап строительства) к системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения проектом не предусматривается по причине проведения таких работ при строительстве секции 4 (I этап строительства) и секция 3Б, 2А (II этап строительства). На дату корректировки проектной документации многоквартирный дом позиция 1 подключен к центральной системе водоснабжения, водоотведения с максимальной нагрузкой холодной воды и приема бытовых стоков в объеме 270,34 куб. м/сут (из которых: 126 куб. м/сут по договору от 13.10.2014 NN и 144,34 куб. м/сут по договору от 09.09.2015 NN).
ООО "П." также ссылается на дело А55-20459/2017, возбужденное Арбитражным судом Самарской области по заявлению АО "ТЕВИС" о признании недействительным разрешения N 63-302000-1061-2016 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. IV этап строительства. Позиция 1. Секция 1", расположенного по адресу: <адрес>, установлено: Подключение (технологическое присоединение) к системам централизованного водоснабжения, водоотведения (бытовая канализация), теплоснабжения многоквартирного дома Позиция 1, т.е. всех четырех этапов строительства, осуществляется непосредственно через внутриплощадочные сети водоснабжения (закольцованный водопровод Д225х13.4) в единой точке подключения - водопровод Ду-400 мм в колодцах ВК-26а и ПГ-6 26, водоотведения в единой точке подключения - колодец КК-135 на хозбытовом коллекторе Д800 мм вдоль проспекта, тепловые сети в единой точке подключения - тепловая камера на существующих тепловых сетях 2400 мм севернее объекта, в связи с чем максимальная нагрузка (водопотребления, водоотведения и теплоснабжения) в точках подключения (точках врезки) должны учитываться для всех четырех этапов строительства как для единого объекта - многоквартирного дома.
При рассмотрении дела А55-2614/2018, возбужденного по заявлению ООО "П." о признании незаконным, оформленного уведомлением от 06.12.2017 NN, отказа Министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства и обязании Министерства строительства Самарской области выдать ООО "П." разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении объекта капитального строительства: "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями III этап строительства. Позиция 1. Секции 2, 3, 3А" по адресу: <адрес>, представитель ГИСН в ходе рассмотрения дела пояснил, что инспекцией была проведена проверка и установлено, что подключение объекта - многоквартирного дома Позиция 1 к центральной системе водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения произведено, соответствует техническим условиям.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что документами, подтверждающими соответствие построенного объекта техническим условиям, являются акты об осуществлении подключения (технологического присоединения):
- акт от 23.04.2015 NN о подключении объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
- акт от 23.04.2015 NN о подключении объекта к централизованной системе водоотведения,
- акт от 21.03.2016 NN о подключении объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
- акт от 21.03.2016 NN о подключении объекта к централизованной системе водоотведения.
Судебным актом установлено, что объект капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями III этап: секция 2, 3, 3А", расположенный по адресу: <адрес>, технологически подключен (присоединен) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС", что подтверждается также разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 17.08.2018 г. NN, договорами и актами о подключении.
По мнению Департамента, ООО "П." не осуществляло подключение объекта - комплекса многоэтажных жилых домов, и доказывает следующим.
Договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения объекта - комплекса многоэтажных жилых домов не заключались, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
Спорный объект расположен в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, который строился этапами.
Договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения объекта - "многоквартирный жилой дом" не заключались, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
На каждый из этапов строительства ООО "П." получало самостоятельные разрешения на строительство, заключало самостоятельные договоры о подключении, получало самостоятельные условия подключения, приобретало самостоятельные нагрузки, подписывались самостоятельные акты о подключении:
13.10.2014 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения NN от 13.10.2014 объекта: 1 этап строительства (позиция 1, секция 4);
выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 23.04.2015. 13.10.2014 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения NN объекта: 1 этап строительства (позиция 1, секция 4); выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 23.04.2015.
30.09.2014 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе теплоснабжения NN объекта: 1 этап строительства (позиция 1, секция 4);
выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 11.11.2014. 09.09.2014 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения NN объекта: 2 этап строительства (позиция 1, секции 3Б, 2А);
выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 21.03.2016.
09.09.2015 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения NN объекта: 2 этап строительства (позиция 1, секции 3Б, 2А); выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 21.03.2016.
07.09.2015 между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе теплоснабжения NN объекта: 2 этап строительства (позиция 1, секции 3Б, 2А); выданы условия подключения, подписан акт о подключении NN от 22.03.2016.
16.12.2015 года между АО "ТЕВИС" и ООО "П." заключен договор NN о подключении объекта "позиция 1, секции 2, 3, 3А" к системам теплоснабжения.
Условия подключения, являющиеся приложением N 1 к договору, выданы, но по состоянию на 22.09.2017 сторонами не исполнены. Акт о подключении до настоящего времени не был подписан.
Договор о подключении объекта "позиция 1, секции 2, 3, 3А" к системам водоснабжения не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
Договор о подключении объекта "позиция 1, секции 2, 3, 3А" к системам водоотведения не заключался, технические условия не выдавались, акт о подключении не подписывался.
Таким образом, объектом подключения в рассматриваемом случае является "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов с встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства, позиция 1, секции 2, 3, 3А".
В возражениях на отзыв Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и АО "ТЕВИС" заявитель ссылается на следующее.
По мнению ООО "П.", являются несостоятельными доводы Департамента о том, что технические условия, на соответствие которым необходимо проверять построенный объект, застройщику АО "ТЕВИС" не выдавались, так как они также были предметом рассмотрения в рамках дела А55-2614/2018.
Кроме того, Департамент не является уполномоченной организацией на осуществление строительного надзора и в его компетенцию не входит дача заключений о соответствии построенного Объекта техническим условиям.
Арбитражный суд считает обоснованными возражения заявителя в отношении указанных доказательств по следующим мотивам.
15.09.2017 года ООО "П." было получено заключение NN Государственной инспекции строительного надзора по Самарской области о соответствии построенного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Отсылка Департамента на тот факт, что, согласно позиции Министерства строительства, внесение изменений в проектную документацию после получения разрешения на ввод в эксплуатацию противоречит Градостроительному кодексу, противоречат материалам дела, так как объект введен в эксплуатацию 17.08.2018 (Приложение 7 к заявлению о признания Приказа 197 недействительным), а последняя корректировка проектной документации производилась 23.12.2016 г.
Заявление ООО "П." от 25.11.2016 N 171 в 2020 году не имеет никакого правового значения, так как п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила водоснабжения, водоотведения), предусмотрено, что к заявлению о подключении должны быть приложены в том числе нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта.
В силу п. 92 Правил водоснабжения и водоотведения (в редакции, действующей на момент подачи заявления ООО "П."): В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений организация водопроводно-канализационного хозяйства отказывает заявителю в принятии документов к рассмотрению и в течение 10 рабочих дней после получения таких документов возвращает их заявителю с указанием причин отказа в рассмотрении, в том числе направляет заявителю предложения по корректировке баланса водопотребления и водоотведения.
То есть решение по вышеуказанному заявлению должно было быть принято АО "ТЕВИС" в течение 10 дней с даты его получения, то есть с 25.11.2016.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ от 23.10.2020 года земельный участок с кадастровым номером NN принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам, вид разрешенного использования "Многоквартирные многоэтажные жилые дома с обеспечением машино-местами 2/3 количества квартир в доме с встроено-пристроенными помещениями делового и культурного и обслуживающего назначения".
Кроме того, срок действия разрешения на строительство III этапа от 19.08.2016 года, приложенного к вышеуказанному заявлению, истек 19.09.2017 года, вследствие чего в силу п. 92 Правил водоснабжения и водоотведения (в редакции, действующей на данный момент) заявление ООО "П." должно было быть аннулировано, в связи с непредоставлением полного комплекта документов.
Также, ООО "П." в заявлении от 25.11.2016 года N 171 указало подключаемую нагрузку 13,3 куб м/сут что составляет 0,6 куб. м/час.
Пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения в редакции, действующей на дату обращения ООО "П.", предусмотрено: что индивидуальная плата за подключение устанавливается в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки).
Приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 500 от 03.12.2019, которым были изменены предельный уровень нагрузки и наружного диаметра трубопровода, предусмотренные п. 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, для которых требуется установление индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение), вступил в законную силу 01.01.2020 года.
То есть Приказ N 500 не мог быть применен к спорным правоотношениям и плата за подключения III этапа, при необходимости, могла быть установлена в 2016 году, в соответствии с п. 82 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, а именно: размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а не в индивидуальном порядке.
В 2016 году тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО "ТЕВИС" был установлен Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 04.06.2015 г. N 130.
Пунктом 1 ст. 4 ГК РФ предусмотрено: Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом. Департамент и АО "ТЕВИС" не имели правовых оснований к правоотношениям, возникшим 25.11.2016 (дата подачи заявки о подключении ООО "П."), применять нормативно-правовые акты 2018-2019 года, то есть придавать обратную силу актам гражданского законодательства.
Кроме того, не имели право использовать при расчете индивидуальной платы за подключение индексы, установленные приказами 2019, 2020 годов.
Также в материалах тарифного дела отсутствуют документы, из которых было бы понятно, какие мероприятия будут выполнены АО "ТЕВИС" за счет платы подключения, и какое отношение они имеют к бывшему III этапу строительства, которого в настоящее время не существует.
Пунктом 1 ст. 4 ГК РФ предусмотрено: Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, Департамент и АО "ТЕВИС" не имели правовых оснований к правоотношениям, возникшим 25.11.2016 (дата подачи заявки о подключении ООО "П."), применять нормативно-правовые акты 2018-2019 года, то есть придавать обратную силу актам гражданского законодательства.
Кроме того, не имели право использовать при расчете индивидуальной платы за подключение индексы, установленные приказами 2019, 2020 годов.
Также в материалах тарифного дела отсутствуют документы, из которых было бы понятно, какие мероприятия будут выполнены АО "ТЕВИС" за счет платы подключения, и какое отношение они имеют к бывшему III этапу строительства, которого в настоящее время не существует.
Арбитражный суд считает доводы заинтересованного лица и третьего лица необоснованными по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, в целях подключения многоквартирного жилого дома (Позиция 1) по адресу: <адрес> застройщиком - ООО "П." - были заключены договоры с АО "ТЕВИС" - на подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе водоснабжения (водоотведения): от 13.10.2014 NN и от 09.09.2015 NN.
Указанные договоры были исполнены как со стороны АО "ТЕВИС", так и со стороны ООО "П.". Плата за подключение, установленная указанными договорами в размере 4 948 431,1 рублей по договору NN от 09.09.2015 г. и в размере 3 695 373,26 рублей по договору NN от 13.10.2014 г. оплачена ООО "П." в полном объеме (данные обстоятельства подтверждены вступившим в силу решением суда по делу А55-20459/2017).
19.08.2016 года ООО "П." получило разрешение NN на строительство "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями. III этап строительства, поз. 1. Секция 2, 3, 3А" расположенного по адресу: <адрес>.
15.09.2017 года ООО "П." было получено заключение NN Государственной инспекции строительного надзора по Самарской области о соответствии построенного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
17.08.2018 года было выдано разрешение NN на ввод Объекта в эксплуатацию.
В настоящее время все квартиры, расположенные в Объекте, переданы по актам приема-передачи физическим лицам, за которыми зарегистрировано право собственности.
Многоквартирный жилой дом, в том числе секции 2, 3, 3А", входящие в состав дома, переданы на управление управляющей компании - ООО УК "К.".
Пунктом 5 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено: При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Подпунктом а п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, после регистрации права собственности на помещения в жилом доме по адресу: <адрес> за их собственниками ООО "П." не имеет никакого отношения к данным помещениям, общему имуществу, не имеет никаких прав, в том числе утратило право на проведение каких-либо работ без согласия собрания жильцов многоквартирного жилого дома в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома, а именно котельных и тепловых сетей.
Как указывается в отзыве ООО УК "К.", многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором располагаются в том числе секции 2, 3, 3А", на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 21.11.2018 года, находится в управлении ООО УК "К.". Данная информация размещена на официальном сайте "Электронное ЖКХ".
Все секции многоквартирного дома эксплуатируются как единый объект.
Водоснабжение и водоотведение Многоквартирного дома осуществляется на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения (в целях обеспечения предоставления собственниками пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги) от 01.01.2017, заключенного ООО УК "К." с АО "ТЕВИС".
Согласно п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Собрание собственников помещений, проживающих в вышеуказанном жилом доме, о необходимости выделения дополнительных нагрузок по водоснабжению (водоотведению) не проводилось. С заявлением о подключении к системе водоснабжения и водоотведения ни в АО "ТЕВИС", ни к бывшему застройщику ООО "П." собственники жилого дома не обращались.
Как следует из материалов дела, подключение всего многоквартирного жилого дома к сетям АО "ТЕВИС" осуществлено в единой точке, а именно:
- водоснабжения в точке 2Ду-280 мм в водопровод Ду 400 мм в колодцах ВК 26а и ПГ-6/26 (проспект);
- бытовой канализации колодец КК-135 хозбытовом коллекторе диаметром 800 мм;
- ливневой канализации - колодец ЛК-27/52 на водостоке диаметром 1500 мм.
Других точек подключения к сетям водоснабжения, водоотведения АО "ТЕВИС" многоквартирный жилой дом, в том числе секции 2, 3, 3А", не имеет.
16.11.2016 г. ООО "Негосударственная Межрегиональная Экспертиза" выдано положительное заключение экспертизы NN, которое подтверждает соответствие указанных разделов проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Таким образом, судебным актом установлено, что объект капитального строительства "Комплекс многоэтажных многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап: секция 2, 3, 3А", расположенный по адресу: <адрес>, технологически подключен (присоединен) к системе теплоснабжения АО "ТЕВИС", что подтверждается также разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 17.08.2018 г. NN, договорами и актами о подключении.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановления от 21 декабря 2011 года N 30-П и от 8 июня 2015 года N 14-П);
определения от 6 ноября 2014 года 2528-О, от 17 февраля 2015 года N 271-О и др.).
Вне зависимости от состава лиц, участвующих в разрешении обособленного спора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, должна учитываться судом, рассматривающим второе дело. Если суд, рассматривающий второй спор, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы.
Разъяснения о подобном порядке рассмотрения судебных дел неоднократно давались высшей судебной инстанцией и направлены на реализацию принципов стабильности и непротиворечивости судебных актов. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.05.2018 NN по делу N А65-22387/2008.).
В п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), дано определение - "подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение), п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Действующим законодательством не предусмотрено установление платы за подключение уже присоединенного к централизованным системам и введенного в эксплуатацию объекта.
По мнению Департамента, законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения не содержит запретов установления органом регулирования платы за подключение построенного объекта.
При этом Департамент ошибочно ссылается на определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 304-КГ16-20093, в котором указывается, что наличие фактического технологического присоединения здания к эксплуатируемым сетям общества "Томскводоканал", а также оказание обществу "Д." услуг по водоснабжению и водоотведению подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, при том, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются в отношении строящихся, реконструируемых, а также построенных, но не подключенных к таким сетям объектов, с целью обеспечения последующей подачи абоненту воды и принятия от него сточных вод, то есть до возникновения отношений по водоснабжению и водоотведению.
ООО "П." приобщил к материалам дела схему инженерных сетей, согласованную АО "ТЕВИС", согласно которой подключение IV этапа строительства было осуществлено при подключении I и II этапов строительства.
Таким образом, указанный Департаментом вывод не относится к построенным, подключенным к тепловым сетям и введенным в эксплуатацию объектам.
На дату издания приказа N 197 от 16.06.2020 года Позиция 1, III этап - секции 2, 3, 3А" строительства введена в эксплуатацию (17.08.2018) и не является строящимся (реконструируемым) объектом, то есть ООО "П." на дату издания оспариваемого приказа не является лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию).
Фактически мероприятия, связанные с подключением к централизованной системе теплоснабжения строящегося многоквартирного жилого дома Позиция 1, были выполнены застройщиком еще в 2016 году, что подтверждается соответствующими актами.
Следовательно, у Департамента отсутствовали основания для установления в 2020 г. платы за подключение к системе теплоснабжения части жилого дома - секций 2, 3, 3А и издание Приказа N 197 не соответствует вышеуказанным нормам права.
Согласно преамбуле к Приказу N 197 Департамент при издании приказа руководствовался протоколом заседания коллегии департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 16.06.20202 N 22-к (далее - Протокол 22-к).
Арбитражный суд считает обоснованными возражения заявителя в отношении указанных доказательств ввиду следующих доказательств.
Приведенные в таблицах цифры потребления коммунального ресурса не подтверждены никакими документами (показаниями приборов учета), не указан источник их получения, отсутствуют единицы измерения.
Ссылки АО "ТЕВИС" на то, что через сети МКД будут подключаться другие потребители, также являются доказательством того, что у сетей МКД достаточная пропускная способность. Стоит отметить, что технические условия на подключение новых потребителей выдаются АО "ТЕВИС", ООО "П.", как собственник сетей, может только давать или не давать согласие на подключение новых потребителей.
По мнению Департамента, законодательство о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения не содержит запретов установления органом регулирования платы за подключение построенного объекта.
При этом Департамент ошибочно ссылается на определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 304-КГ16-20093, в котором указывается, что наличие фактического технологического присоединения здания к эксплуатируемым сетям общества "Томскводоканал", а также оказание обществу "Д." услуг по водоснабжению и водоотведению подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, при том, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются в отношении строящихся, реконструируемых, а также построенных, но не подключенных к таким сетям объектов, с целью обеспечения последующей подачи абоненту воды и принятия от него сточных вод, то есть до возникновения отношений по водоснабжению и водоотведению.
ООО "П." приобщил к материалам дела схему инженерных сетей, согласованную АО "ТЕВИС", согласно которой подключение IV этапа строительства было осуществлено при подключении I и II этапов строительства.
Таким образом, указанный Департаментом вывод не относится к построенным, подключенным к тепловым сетям и введенным в эксплуатацию объектам.
Доводы Департамента и АО "ТЕВИС" о том, что в соответствии со ст. 55 ГрК РФ для введения объекта в эксплуатацию необходимо наличие подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, однако ООО "П." в нарушение данной нормы ввел Объект в эксплуатацию и в бездоговорном порядке пользуется необходимым ему ресурсом, нарушив гидравлический баланс системы водоотведения АО "ТЕВИС", были предметом по делу А55-20459/2017, А55-2614/2018 и направлены на преодоления вступивших в законную силу судебных актов.
В качестве доказательства необходимости выделения дополнительной тепловой нагрузки АО "ТЕВИС" представлен расчет водопотребления и водоотведения, а также определение тепловой нагрузки на нужды горячего водоснабжения для объекта капитального строительства: Комплекс многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Объект).
Суд считает обоснованными возражения заявителя в отношении указанных доказательств по следующим мотивам.
Исходя из формулировки вопросов, а также текстовой части, представленный расчет направлен на перерасчет нагрузок по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению Объекта, которые были указаны в положительных заключениях негосударственной экспертизы от 16.11.2016 NN и от 23.12.2016 NN, которые были приняты судом по двум делам N А55-20459/2017, А55-2614/2018.
Вследствие изложенного предоставленный АО "ТЕВИС" расчет направлен на пересмотр обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами.
Между тем преодоление вступивших в законную силу судебных актов возможно только по правилам, предусмотренным главой 37 АПК РФ.
Ссылки АО "ТЕВИС" на то, что через сети МКД будут подключаться другие потребители, также являются доказательством того, что у сетей МКД достаточная пропускная способность. Стоит отметить, что технические условия на подключение новых потребителей выдаются АО "ТЕВИС", ООО "П.", как собственник сетей, может только давать или не давать согласие на подключение новых потребителей.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что Департамент и АО "ТЕВИС" не представлено обоснование того, что:
1. ООО "П." выбрало вариант подключения с установлением платы за подключение в индивидуальном порядке, что нарушает его права, предусмотренные п. 16 Правил подключения;
2. Приказом устанавливается плата за подключение объекта - IV этап строительства, позиция 1. секция 1, которого на дату издания оспариваемого приказа не существует, то есть в нарушение п. 37 Правил регулирования цен придана обратная сила решению об установлении индивидуальной платы (п. 37 Правил регулирования цен), на дату Обращения ООО "П." в 2016 индивидуальная плата для заявленной нагрузки не устанавливалась, а определялась на основании Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.12.2015 N 632;
3. У ООО "П." имеются правовые основания пользования подключаемым Объектом (п. 11 Правил подключения N 307 (действовали на дату заявления ООО "П." 2016 г.), пп. "г, д" п. 25 Правил подключения N 787 (действующие на дату издания Приказа);
4. ООО "П." на дату издания оспариваемого Приказа является правообладателем земельного участка, на котором расположен подключаемый Объект (пунктом 12 Правил подключения N 307, подп. "а" п. 26 Правил подключения N 787);
5. Наличие оснований для установления индивидуальной платы за подключение (п. 39 (5) Правил регулирования цен (тарифов). Заявление ООО "П." N 173 от 25.11.2016, которое указано в заявке АО "ТЕВИС" в качества основания, не имеет правового значения, после вынесения решений по делам N Л55-20459 2017, А55-2614/2018;
6. На дату издания оспариваемого приказа ООО "П." не является субъектом, для которого может устанавливаться плата за подключение (п. 31 ст. 2 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил подключения N 307 и 787).
Кроме того, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Объект к сетям водоснабжения, лица, имеющие право на обращение с заявлением о выделении дополнительной нагрузки в АО "ТЕВИС", не обращались, вследствие чего у Департамента отсутствовали основания для издания оспариваемого приказа.
Согласно требованиям п. 1 ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик не доказал соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришел к выводу о том, что приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 197 от 16.06.2020 года является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, накладывая обязанность по оплате за подключение уже подключенного, введенного в эксплуатацию и не принадлежащего ему Объекта, а именно несения не предусмотренных нормативно-правовыми актами затрат.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны, на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 197 от 16.06.2020 года "Об установлении индивидуального размера Платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО "ТЕВИС" объекта капитального строительства "Комплекс многоквартирных многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями. III этап строительства, поз. 1. Секции 2, 3, 3А", расположенного по адресу: <адрес> заявителя ООО "П.".
Обязать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 2 декабря 2021 г. N А55-25615/2020
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Самарской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании