Государственная пошлина при обращении в суды общей юрисдикции
Каждый гражданин имеет конституционное право на защиту его имущественных и неимущественных интересов и прав со стороны государства, в том числе и на судебную защиту.
Для этих целей в Российской Федерации создана судебная система, являющаяся наряду с законодательной и исполнительной - третьей властью.
В частности, в отношении вопросов, рассматриваемых в настоящей статье, в судебной системе России в соответствии с Конституцией РФ действуют федеральные суды общей юрисдикции включающие Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, городские и районные суды.
Судам общей юрисдикции подведомственны дела гражданских, семейных, трудовых правоотношений, где одной из сторон является физическое лицо, а также дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленных в ст.231 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее - ГПК) и по делам особого производства, перечисленным в ст.245 ГПК.
Упомянутым судам не подведомственны вопросы по делам об экономических спорах между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". К экономическим спорам относятся споры, перечисленные в ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как эти споры подведомственны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции.
За защиту имущественных и неимущественных интересов и прав граждан в виде выполнения юридически значимых действий взимается государственная пошлина.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"" (зарегистрированной Минюстом России, регистрационный N 1115 от 28 июня 1996 г.), государственная пошлина является обязательным платежом, действующим на всей территории России, и согласно ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относится к федеральным налогам.
Рассмотрим порядок исчисления и уплаты госпошлины.
Государственную пошлину уплачивают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности).
Плательщиками государственной пошлины могут быть: истцы, ответчики, предъявляющие истцам встречные иски, а также третьи лица, выдвигающие самостоятельные требования на предмет спора.
За рассмотрение дел судами общей юрисдикции уплаченную государственную пошлину зачисляют в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж, и вносят в бюджет через банк до подачи исковых заявлений, заявлений, апелляционных или кассационных жалоб.
Для исчисления государственной пошлины необходимо определить цену иска. В настоящей статье приведены правила по некоторым искам, которые наиболее сложны при исчислении госпошлины.
Определение цены иска при предъявлении его в суд общей юрисдикции имеет особенности как общего характера, так и по конкретным исковым требованиям.
Общие правила определения цены иска
Порядок определения цены иска при исчислении государственной пошлины установлен статьями 83 и 84 ГПК, в частности, цену иска определяет истец. В случае явного несоответствия указанной в исковом заявлении цены иска действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья.
Цену иска определяет денежная сумма, которую истец просит взыскать с ответчика, по искам об истребовании в пользу истца какого-либо имущества - стоимостью имущества, а иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяет сумма всех требований.
Пример. К предприятию предъявлены исковые требования трех граждан о возмещении им материального ущерба, причиненного преступлением, в суммах 2000 руб., 3000 руб. и 4000 руб. соответственно. Исковые требования судом удовлетворены полностью. Цена иска составила 9000 руб. Взысканию в бюджет с ответчика подлежит госпошлина в сумме 370 руб. (50 руб. + 4% от 8000 руб.).
Если у истца возникли затруднения в определении цены иска в момент его предъявления в суд, размер государственной пошлины предварительно устанавливает судья с последующим довзысканием пошлины сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела.
При заявлении истцом в дополнение к первоначальному иску об увеличении исковых требований недостающую сумму государственной пошлины уплачивает истец в соответствии с увеличенной ценой иска, а при уменьшении исковых требований - уплаченная государственная пошлина не должна возвращаться истцу.
Когда суд в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы заявленных истцом требований, государственную пошлину доплачивает истец в соответствии с увеличенной ценой иска.
По встречным исковым заявлениям, а также по заявлениям о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственную пошлину уплачивают стороны на общих основаниях.
В случае выделения судьей одного или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственную пошлину, уплаченную при предъявлении иска, не пересчитывают и не возвращают. По выделенному в отдельное производство каких-либо исковых требований государственную пошлину вторично по этим исковым требованиям не уплачивают.
По повторно предъявленным искам, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственную пошлину истцы уплачивают вновь на общих основаниях.
При освобождении истца в соответствии с предусмотренной законодательством льготой от уплаты государственной пошлины в случае удовлетворения иска государственную пошлину взыскивают с ответчика (если он не освобожден от уплаты пошлины) в доход государства, а при частичном удовлетворении иска пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части.
По исковым заявлениям, содержащим одновременно требования имущественного и неимущественного характера, государственная пошлина исчисляется как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам для исковых заявлений неимущественного характера.
При замене судом первоначального истца в установленном ГПК порядке другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях.
В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением правоотношении (смерть гражданина, прекращение существования юридического лица, уступка требования, перевод долга) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Государственную пошлину взыскивают с правопреемника, если она не была уплачена первоначальным истцом.
Правила определения цены иска по конкретным исковым требованиям
По делам с требованиями о срочных, бессрочных или пожизненных платежах в пользу истца цену иска определяет совокупность платежей, но не более чем за три года.
Пример. По иску гражданина о возмещении вреда, причиненного ему увечьем, суд вынес решение о взыскании с ответчика в пользу истца по 1000 руб. в месяц пожизненно. Цена иска составит 36 000 руб. (1000 руб. x 36 мес.). Размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 1190 руб. (410 руб. + 3% от 26 000 руб.).
Цена иска о досрочном расторжении договора имущественного найма, заключенного истцом с лицом, сдавшим внаем имущество, определяет совокупность платежей за пользование истцом имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года.
По искам о прекращении платежей или выплат истцом ответчику цену иска определяет совокупность оставшихся платежей или выплат, но не более чем за один год.
Цену иска о присуждении истцу права собственности на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам, определяет стоимость этого имущества, но не ниже инвентаризационной оценки, а для строений, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, - не ниже балансовой стоимости этого имущества.
По делам о взыскании алиментов госпошлина определяется исходя из совокупной суммы платежей алиментов за 12 месяцев с ответчика, то есть лица, с которого взыскивают алименты.
Исчисление государственной пошлины по алиментам производится с начисленной суммы заработка (дохода), причитающегося лицу, уплачивающему алименты, после удержания налога на доходы этого лица. Если суд выносит решение о взыскании алиментов на содержание детей и на содержание истца, государственную пошлину исчисляют исходя из совокупной суммы этих платежей за год. В случае подачи истцом заявления о прекращении разбирательства по делу о взыскании алиментов до его рассмотрения в суде государственную пошлину с ответчика не взыскивают.
Пример. По иску гражданки о взыскании алиментов на содержание двоих детей судом принято решение удерживать с ответчика 1/3 заработной платы, которая составляла 2000 руб. в месяц (без налога на доходы). Цена иска составила 8000 руб. (2000 руб. x 12 мес. x 1/3). Ответчик должен внести в бюджет 330 руб. (50 руб. + 4% от 7000 руб.).
В Законе от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" установлена ставка государственной пошлины за "повторную" выдачу судебного приказа. Термин "повторная выдача судебного приказа" является некорректным, так как статьей 125.5 ГПК предусмотрено, что заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной, и не предусмотрено такое понятие, как "повторная" выдача судебного приказа.
Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Таким образом, не "повторную" выдачу судебного приказа (которой не существует), а выдачу судебного приказа судом следует оплачивать государственной пошлиной.
В случае отказа в принятии заявления или в выдаче судебного приказа, внесенную за это государственную пошлину при предъявлении иска к должнику в порядке искового производства следует засчитывать в счет уплаты государственной пошлины по вновь подаваемому иску.
В связи с отказом истца от исковых требований вследствие добровольного их удовлетворения ответчиком после принятия иска судом к производству или заключения сторонами мирового соглашения, производство по делу суд прекращает на основании ст.219 ГПК. В данной ситуации суд согласно ст.93 ГПК решает вопрос об уплате государственной пошлины применительно к ст.90 и 95 упомянутого Кодекса. Таким образом, в том случае, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины и не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, суд должен рассмотреть вопрос об уплате ответчиком государственной пошлины в бюджет исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены. Это вытекает из ч.1 ст.95 ГПК.
В том случае, когда в мировом соглашении не предусмотрен порядок распределения судебных расходов между сторонами, суд также в соответствии со ст.93 ГПК решает этот вопрос применительно к ст.90 и 95 ГПК, т.е. государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, суд взыскивает с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований в мировом соглашении.
По исковым заявлениям об установлении права собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества, если спор о признании права собственности на это имущество не решал суд, государственную пошлину следует уплачивать как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке. В то же время по исковым заявлениям об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственную пошлину уплачивают как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке.
По исковым заявлениям о расторжении брака с одновременным разделом имущества государственную пошлину уплачивают как за расторжение брака, так и за раздел имущества.
Есть некоторые сложности в вопросе применения ставок государственной пошлины при удовлетворении судом исковых заявлений граждан к юридическому лицу и наоборот, когда такие заявления носят неимущественный характер либо имущественный, не подлежащий оценке.
Исковое заявление неимущественного характера к юридическому лицу гражданин оплачивает государственной пошлиной в размере 10% минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). При удовлетворении исковых требований в полном размере согласно ст.90 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны возмещение всех понесенных по делу судебных расходов, в состав которых входит и государственная пошлина. Таким образом, юридическое лицо должно будет возместить истцу уплаченную государственную пошлину в размере 10% от МРОТ. В случае, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то ответчик при удовлетворении судом исковых требований должен будет внести государственную пошлину в бюджет в размере, в котором она подлежала бы взысканию с истца, то есть в размере 10% от МРОТ.
При подаче юридическим лицом искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 10-кратного размера МРОТ. При удовлетворении иска гражданин должен будет возместить юридическому лицу госпошлину в указанном размере.
Размеры государственной пошлины в указанных случаях имеют существенное различие для граждан и юридических лиц. Это различие следует сохранять и при рассмотрении вопроса об определении размера государственной пошлины при подаче кассационных жалоб, т.е. по делу неимущественного характера либо имущественного характера, не подлежащего оценке, независимо от того, кем был заявлен иск, размер государственной пошлины следует определять исходя из статуса лица, подающего жалобу, а не размера государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления.
По делам, рассматриваемым судами в порядке особого производства, государственную пошлину следует уплачивать по ставке 10% МРОТ. К таким делам в соответствии со ст.245 ГПК относятся:
об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;
о признании имущества бесхозяйным;
об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния;
по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).
Государственную пошлину уплачивают наличными денежными средствами через учреждения банка или перечисляют на счет местного бюджета также через учреждения банка. Прием государственной пошлины наличными деньгами осуществляют банки во всех случаях с выдачей квитанции.
Подлинные экземпляры платежных поручений или квитанций об уплате государственной пошлины хранятся в делах учреждений, совершающих юридически значимые действия за государственную пошлину.
Теперь рассмотрим особенности возврата государственной пошлины.
На сегодня между Законом "О государственной пошлине" и НК РФ имеются противоречия в сроках возврата государственной пошлины. По Закону государственная пошлина может быть возвращена плательщику в течение года со дня зачисления ее в местный бюджет, а в соответствии со ст.78 НК - заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня ее уплаты в местный бюджет. Согласно ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ законодательные акты, не отмененные с вступлением в силу НК РФ, действуют в части не противоречащей Кодексу. Следовательно, с вступлением в силу с 1 января 1999 г. НК РФ действует срок возврата государственной пошлины, определенный статьей 78 НК РФ.
Общий порядок возврата государственной пошлины определен НК РФ, ГПК и Законом.
Поступившие в бюджет суммы государственной пошлины могут быть возвращены плательщику в случае отказа в принятии от него искового заявления, жалобы и иного обращения в суды, либо отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия, а также при уплате пошлины в большем размере, чем предусмотрено законом, и в случае прекращения производства по делу, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или при оставлении иска без рассмотрения, когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, либо когда иск предъявлен недееспособным лицом. В других случаях пошлину, как правило, не возвращают.
При оставлении исков без рассмотрения (если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции) пошлина подлежит возврату. В случае ее невозврата к повторно предъявляемому иску может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истек годичный срок после вынесения решения.
Заявление в налоговый орган о возврате государственной пошлины из бюджета подает плательщик. К заявлению прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения и квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины. В случае частичного возврата государственной пошлины из бюджета к заявлению прилагаются копии платежных поручений и квитанций, а также справка, в которой указано, где хранятся подлинные платежные документы.
После проверки поступивших в налоговый орган документов и факта поступления госпошлины в бюджет решение о возврате должно быть выдано гражданину или юридическому лицу в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.
В последнее время участились случаи, когда за возвратом государственной пошлины из местного бюджета обращаются лица, не участвующие в деле, но уплатившие государственную пошлину за истца. Что получается?
Согласно ст.2 Закона "О государственной пошлине" плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
В соответствии со ст.45 части первой НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Государственная пошлина - это федеральный налог.
Если уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, суд исходит из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в местный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом суд не имеет.
Однако, согласно ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Таким образом, при возникновении необходимости возврата государственной пошлины налоговый орган не сможет вернуть ее истцу, так как он пошлину не уплачивал (хотя суд решение на возврат государственной пошлины выносит). Возврат государственной пошлины третьему лицу невозможен, так как оно не является налогоплательщиком.
Читателю статьи необходимо использовать таблицу ставок государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Государственную пошлину уплачивают в следующих размерах (с учетом деноминации):
1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:
до 1 тыс. руб. - 5% цены иска,
свыше 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. - 50 руб. + 4% суммы свыше 1 тыс. руб.
свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. - 410 руб. + 3% суммы свыше 10 тыс. руб.
свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. - 1 тыс. 610 руб. + 2% суммы свыше 50 тыс. руб.
свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 2 тыс. 610 руб. + 1% суммы свыше 100 тыс. руб.
свыше 500 тыс. руб. - 1,5% цены иска;
2) с заявлений о повторной выдаче судебного приказа - 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений имущественного характера;
3) с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке- 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле;
4) с исковых заявлений о расторжении брака - однократный размер МРОТ;
5) с исковых заявлений о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет - 20% МРОТ;
6) с исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности (выделе доли из него) - размер государственной пошлины определяется в соответствии с подпунктом 1, если спор о признании права собственности на это имущество ранее не разрешался судом, либо в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
7) с исковых заявлений неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке - 10% от МРОТ - для граждан; десятикратный размер МРОТ - для юридических лиц;
8) с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан - 15% МРОТ;
9) с заявлений, с жалоб по делам особого производства - 10% МРОТ;
10) с кассационных жалоб на решения суда - 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле;
11) за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, приговоров, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц - 1% МРОТ за страницу документа.
Размер минимальной месячной оплаты труда применяется на день уплаты государственной пошлины.
Государственную пошлину уплачивают не все плательщики, так как Законом установлен ряд льгот при обращении в суды общей юрисдикции.
Освобождены от ее уплаты во-первых, граждане, проявившие себя в экстремальных условиях, выполняя свой долг перед Родиной: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе переселившиеся с территории Украины, Республики Белоруссия и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также граждане, пострадавшие от радиационных воздействий на других объектах (кроме Чернобыльской АЭС);
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также дети первого и второго поколения, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, а также граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- граждане, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружений и военных объектах.
Кроме того, по ряду юридически значимых действий освобождены от уплаты государственной пошлины одна либо обе стороны в споре:
- истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
- истцы - по спорам об авторстве, авторы - по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;
- истцы - по искам о взыскании алиментов;
- истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
- органы социального страхования - по регрессным искам о взыскании с причинителя вреда сумм пособий, выплаченных потерпевшему или членам его семьи;
- истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением;
- юридические лица и граждане - за выдачу им документов в связи с уголовными делами или делами о взыскании алиментов;
- стороны - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;
- органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов, - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
- налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и возврате их из бюджета, а также по делам особого производства;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва -по искам, связанным с нарушением их прав;
- органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, -по искам, связанным с нарушением их прав;
- органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.
Если указанные органы обращаются в суд общей юрисдикции с исковым заявлением (заявлением), жалобой, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в общеустановленном порядке;
- общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения - по всем искам;
- истцы - по искам об истребовании имущества, имеющего историческую, художественную или иную ценность, из незаконного владения;
- юридические лица и граждане - при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
- граждане - с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением;
- прокурор - по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и граждан;
- Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы - по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;
- потребители - по искам, связанным с нарушением их прав;
- стороны - по спорам, связанным с возмещением материального ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
- вынужденные переселенцы и беженцы - по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом "О ветеранах";
- федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления по защите прав потребителей, общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
- ликвидационные комиссии - по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;
- граждане - при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие организации;
- граждане - при подаче в суд заявлений об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы - по искам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;
- истцы - при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Кроме перечисленных льгот, суд или судья в соответствии с ГПК, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату государственной пошлины либо уменьшить ее размер, что входит в противоречие с НК РФ.
Так, следует иметь в виду, что статья 56 НК РФ запрещает предоставление индивидуальных льгот.
Согласно ст.63 первой части НК РФ право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате государственной пошлины предоставлено уполномоченным органам, осуществляющим контроль за уплатой государственной пошлины. Контроль за соблюдением налогового законодательства о государственной пошлине возложен на налоговые органы. Это положение закреплено статьей 32 НК РФ и статьей 7 Закона "О государственной пошлине".
Отсрочку или рассрочку по уплате государственной пошлины предоставляют по заявлению, подаваемому в налоговый орган.
Пункт 2 ст.64 НК РФ установил, что отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждает Правительство РФ;
6) иных оснований, предусмотренных ТК РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы 1-го ранга
"Гражданин и право", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная пошлина при обращении в суды общей юрисдикции
Автор
Л.Н. Крыканова - советник налоговой службы 1-го ранга
"Гражданин и право", 2002, N 5