В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Курской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - долговая политика).
2. Комитету финансов Курской области (Л.В. Положенцева) обеспечить формирование проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов с учетом основных направлений долговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Курской области с целью проведения единой бюджетной политики Курской области при формировании местных бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов) разработать основные направления долговой политики муниципального образования.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курской области В.И. Нордстрем.
5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий обязанности |
Р.В. Старовойт |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Администрации Курской области
от 23.08.2019 N 380-ра
Основные направления
долговой политики Курской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
I. Общие положения
Долговая политика субъекта Российской Федерации является производной от бюджетной политики, формируемой на базе прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. По этой причине ее содержание определяется текущими особенностями развития экономики региона и Российской Федерации в целом. При разработке долговой политики региона анализируются и учитываются факторы, влияющие на размер дефицита регионального бюджета, а следовательно - на потребность региона в заемном финансировании.
Долговая политика - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов по долгу, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение, включая реструктуризацию.
Долговая политика охватывает следующие взаимосвязанные направления деятельности:
бюджетное планирование объема государственного долга и расходов на его обслуживание;
осуществление заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры государственного долга и сокращение расходов на его обслуживание;
организацию учета долговых обязательств и операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежными графиками.
Долговая политика Курской области строится в соответствии с Законом Курской области от 17 июля 2008 г. N 39-ЗКО "Об управлении государственным долгом Курской области", государственной программой Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области", Программой оздоровления государственных финансов Курской области.
При подготовке долговой политики учитывались Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденные в 2015 году Министерством финансов Российской Федерации.
II. Итоги реализации основных направлений государственной долговой политики и анализ текущего состояния государственного долга
По итогам исполнения областного бюджета за 2016 - 2018 годы ограничения по уровню дефицита и параметров предельного объема государственного долга, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области, соблюдены.
Сдержанная долговая политика, проводившаяся на протяжении последних трех лет, обеспечила снижение долговой нагрузки на областной бюджет Курской области.
Рекомендациями Минфина России по заемной/долговой политике установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам долговой устойчивости. Показатели долговой устойчивости Курской области за 2016 - 2018 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Исполнение областного бюджета |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
30,5 |
25,8 |
22,5 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, % |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
3. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из федерального бюджета, % |
0,2 |
5,6 |
5,8 |
Показатели долговой устойчивости Курской области соответствуют группе субъектов с высокой долговой устойчивостью.
Проводимые мероприятия по увеличению роста доходов и оптимизации расходов областного бюджета позволили снизить государственный долг по состоянию на 1 января 2019 года до 9260,4 млн. рублей, или до 22,5% к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, что на 8% ниже данного соотношения по итогам 2016 года (30,5%) и на 3% по итогам 2017 года (25,8%) соответственно.
В 2017 году в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование долговой политики Курской области, произведены структурные изменения государственного долга, а именно: часть кредитов кредитных организаций замещена ценными бумагами. В октябре 2017 года успешно размещен облигационный заем Курской области в объеме 1300,0 млн. рублей по ставке купона 7,96% годовых. Данный выпуск стал первым в практике региона. При этом спрос на облигации превысил предложение в 2,5 раза.
Репутацию Курской области как заемщика подтвердил рейтинг кредитоспособности: 30 августа 2017 года рейтинговое агентство AKPA присвоило кредитный рейтинг региона на уровне "A(RU)", прогноз "Стабильный". Рейтинг государственных облигаций Курской области присвоен 10 октября 2017 года также на уровне "A(RU)".
31 августа 2018 года агентство AKPA подтвердило кредитный рейтинг Курской области на уровне "A(RU)", прогноз "Стабильный" и облигаций области - на уровне "A(RU)".
Государственный долг Курской области представлен бюджетными кредитами, кредитами кредитных организаций и ценными бумагами (таблица 2).
Таблица 2
N п/п |
Наименование |
Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2017 |
Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2018 |
Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2019 |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
1. |
Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
6147585,1 |
65,8 |
5464115,1 |
59,0 |
5260383,9 |
56,8 |
2. |
Кредиты, привлеченные от кредитных организаций |
3200000,0 |
34,2 |
2500000,0 |
27,0 |
2700000,9 |
29,2 |
3. |
Государственные ценные бумаги |
0,00 |
- |
1300000,0 |
14,0 |
1300000,0 |
14,0 |
|
Итого |
9347585,1 |
100,0 |
9264115,1 |
100,0 |
9260383,9 |
100,0 |
В структуре государственного долга региона большую долю составляют бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета. Это обеспечивает возможность привлечения долговых обязательств по минимальной процентной ставке.
Структурные изменения в части увеличения доли бюджетных кредитов прослеживаются внутри финансового года. Использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Курской области позволяет обеспечивать ежемесячную ритмичность расходов и достигать оптимального структурного соотношения долговых обязательств, направленного на обеспечение заимствований по минимальной цене.
В рамках проведенных в течение 2017 и 2018 годов электронных аукционов были заключены контракты на оказание услуг по предоставлению кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий на срок от 180 дней с периодами выборки до 730 дней. Заключение контрактов с разными сроками исполнения дало возможность структурировать портфель рыночных заимствований и снизить расходы на обслуживание государственного долга.
Привлечение заемных ресурсов кредитных организаций осуществлялось по цене, не превышающей установленное Правительством Российской Федерации ограничение для субъектов Российской Федерации (ключевая ставка ЦБ РФ + 1%). Принятые меры позволили сэкономить расходы на обслуживание государственного долга.
В течение 2017 - 2018 годов при отсутствии в структуре государственного долга Курской области задолженности по кредитам кредитных организаций сохранялась возможность их использования благодаря наличию действующих контрактов по возобновляемым кредитным линиям.
В 2017 - 2018 годах в целях оценки и контроля эффективности управления государственным долгом Курской области, а также в целях соблюдения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Курской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Курской области, заключенных Администрацией Курской области в декабре 2017 года с Минфином России, были установлены и исполнены следующие количественные показатели (индикаторы) (таблица 3).
На протяжении последних лет объем государственного долга Курской области является одним из самых низких в Российской Федерации, находится на экономически безопасном уровне, а структура долговых обязательств отражает эффективное управление решения задач по минимизации стоимости обслуживания с соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, самому государственному долгу и расходам на его обслуживание.
Таблица 3
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|||||
установлено доп. соглашением |
утверждено Законом Курской области |
исполнено |
установлено доп. соглашением |
утверждено Законом Курской области |
исполнено |
установлено доп. соглашением |
утверждено Законом Курской области |
||
1. |
Уровень дефицита бюджета от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
1,17 |
- * |
<= 10,0 |
4,15 |
- * |
<= 10,0 |
0,94 |
2. |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 11,0 |
11,4 |
10,6 |
<= 13,0 |
12,0 |
9,7 |
<= 14,0 |
9,4 |
3. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений |
<= 27,0 |
26,9 |
25,8 |
<= 27,0 |
25,9 |
22,5 |
<= 27,0 |
21,3 |
______________________________
* По итогам года сложился профицит.
______________________________
По данным РИА "Рейтинг" по итогам 2018 года Курская область по уровню долговой нагрузки находится на 20-м месте в списке субъектов Российской Федерации.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики на 2020 - 2022 годы
Долговая политика принимается в соответствии с текущими особенностями развития экономики региона и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Курской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Курской области, заключенных Администрацией Курской области с Минфином России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
В целях соблюдения условий соглашений Минфином России определены следующие значения показателей долговой устойчивости Курской области (индикаторы) (таблица 4).
Таблица 4
N п/п |
Показатель (индикатор) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1. |
Уровень дефицита бюджета от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
<= 10,0 |
2. |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам к общему годовому объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
<= 14,0 |
<= 16,0 |
<= 16,0 |
3. |
Отношение объема государственного долга Курской области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
<= 26,0 |
<= 26,0 |
<= 24,0 |
Кроме того, необходимо обеспечить возможность привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа государственной власти Курской области, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам.
IV. Цели и задачи долговой политики на 2020 - 2022 годы
Основной целью долговой политики на 2020 - 2022 годы, как и в предыдущие периоды, является эффективное управление государственным долгом Курской области для обеспечения сбалансированности бюджета Курской области при сохранении высокого уровня долговой устойчивости. Административная деятельность по достижению данной цели состоит в организации привлечения, погашения и обслуживания государственного долга Курской области.
Долговая политика Курской области основывается на следующих принципах:
сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне в пределах ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и Курской области, а также рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации;
сохранение условий для снижения стоимости и оптимальных сроков заимствований;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств области.
Основными задачами долговой политики являются:
достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга Курской области;
минимизация стоимости заимствований;
мониторинг состояния муниципального долга муниципальных образований области;
обеспечение прозрачности информации о государственном долге Курской области.
Программы государственных внутренних заимствований Курской области на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов будут формироваться исходя из необходимости продолжения решений основных задач долговой политики с учетом выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Курской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Курской области, заключенных Администрацией Курской области с Минфином России.
Приоритетной задачей остается поддержание и повышение кредитного рейтинга Курской области, обусловленного средним уровнем развития экономики, относительно высокими показателями бюджетной дисциплины и низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета с целью улучшения условий заимствований.
Раскрытие информации о долговых обязательствах Курской области и проводимая Администрацией Курской области сдержанная заемная политика являются важными элементами формирования благоприятной кредитной истории региона. Последняя создает предпосылки для снижения стоимости заимствований и улучшения структуры государственного долга. Достижение данных целей в конечном итоге способствует социально-экономическому развитию Курской области.
Проводимая Администрацией Курской области долговая политика должна быть предсказуема и понятна рынку. Стоимость заимствований, как правило, снижается при обеспечении прозрачности и предсказуемости долговой политики (в том числе путем заблаговременной публикации программы заимствований и ее последовательному выполнению).
В этой связи на официальном сайте Администрации Курской области будет продолжена практика опубликования информации по объему государственного долга Курской области, информации о кредитных рейтингах региона и государственных ценных бумаг Курской области.
V. Инструменты реализации долговой политики
Перечень инструментов долговой политики Курской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирован в соответствии со структурой государственного долга и включает в себя:
1. Привлечение бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Преимуществом использования данного инструмента являются низкие процентные ставки, позволяющие сократить расходы бюджета на обслуживание государственного долга.
Сохранится практика привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов в Управлении Федерального казначейства по Курской области на условиях, установленных действующим законодательством.
2. Привлечение кредитов от кредитных организаций.
Привлечение Курской областью кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае возникновения кассовых разрывов привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию средств областного бюджета на обслуживание государственного долга.
Привлечение кредитных ресурсов может быть обеспечено путем проведения в 2020 году и в плановом периоде открытых аукционов в электронной форме на оказание услуг по привлечению кредитов кредитной организации с целью финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Курской области по процентным ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
3. Размещение государственных займов.
Эмиссия государственных ценных бумаг позволяет привлечь на длительный период финансовые ресурсы и дает возможность диверсифицировать государственный долг по видам заимствований и кредиторам.
Решение о целесообразности использования в 2020 - 2022 годах данного инструмента планируется принимать на основании регулярного мониторинга финансового рынка исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и стоимости обслуживания данного вида заимствования.
4. Предоставление государственных гарантий.
Предоставление государственных гарантий может способствовать реализации инвестиционных и социально значимых проектов на территории региона.
Решение об использовании данного инструмента планируется принимать с учетом основных параметров областного бюджета.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Курской области
В целях определения оптимального набора инструментов заимствований, а также благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок необходим анализ рисков и определение предполагаемой стоимости заимствований.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств Курской области - отсутствие возможности осуществлять на приемлемых условиях новые заимствования для погашения имеющихся долговых обязательств;
риск роста процентных ставок - возникновение непредвиденных расходов областного бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга и невозможностью обеспечения выполнения условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении Курской области бюджетного кредита из федерального бюджета в части осуществления заимствований исключительно по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
риск снижения ликвидности - неполучение денежных средств на финансирование дефицита областного бюджета, погашение долговых обязательств Курской области и пополнение в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета Курской области, связанное с отказом кредиторов предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
С целью снижения указанных выше рисков в рамках реализации долговой политики необходимо осуществлять:
мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе формирование количественной оценки уровня издержек областного бюджета, оптимизацию структуры государственного долга Курской области, проведение различных действий с долговыми обязательствами (выкуп, рефинансирование, досрочное погашение);
мониторинг состояния государственного и муниципального долга и на его основе планирование заимствований и бюджетных ассигнований на осуществление платежей по долговым обязательствам Курской области;
снижение рисков неисполнения доходной части бюджета Курской области путем уточнения прогноза поступлений доходов по областному и консолидированному бюджетам Курской области с учетом уточнения макроэкономических показателей социально-экономического развития Курской области и реальной ситуации по поступлению доходов в текущем финансовом году.
Важная роль отводится планированию долговых обязательств, а также расходов, связанных с их привлечением и обслуживанием. Планирование источников финансирования дефицита бюджета будет осуществляться в соответствии с методикой прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Курской области, утвержденной приказом комитета финансов Курской области от 05.09.2017 N 72н.
Для снижения рисков, связанных с возможностью субъекта своевременно исполнять свои долговые обязательства, возникающих в процессе управления государственным долгом, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, определения оптимального объема краткосрочных долговых обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры на финансовых рынках, удлинения сроков привлечения заимствований.
В целях снижения рисков субъекта как заемщика к изменениям рыночной конъюнктуры в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований региона, предполагается проведение мониторинга рыночной конъюнктуры на постоянной основе и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга.
По результатам проведенных мониторингов в целях минимизации рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Курской области:
принимается решение о необходимости внесения изменений в действующую структуру государственного долга Курской области;
оценивается уровень расходов на обслуживание государственного долга Курской области и осуществляется прогнозирование таких расходов на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
определяются риски увеличения будущих расходов на обслуживание государственного долга;
устанавливаются целевые ориентиры, для достижения которых осуществляется управление государственными долговыми обязательствами Курской области на постоянной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Курской области от 23 августа 2019 г. N 380-ра "Об утверждении основных направлений долговой политики Курской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Вступает в силу с 23 августа 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (https://курск.рф/) 23 августа 2019 г.