Довоенный период развития советской судебной системы
В рассматриваемый период судебная система РСФСР претерпела некоторые изменения. В 1924-1925 гг. в Республике вводилось новое административное деление на основе экономического районирования. Вместо губернского, уездного и волостного деления в отдельных местах появилось краевое (областное), окружное и районное деление. Цель районирования - упрощение и удешевление государственного аппарата. Оно коснулось и судебной системы. В 1924 году был образован Уральский областной суд, в 1925 году - Сибирский и Северо-Кавказский краевые суды.
На Урале, где районирование проводилось в качестве эксперимента одним из первых, вместо 4 губерний была образована одна область, делившаяся на 15 округов; в Сибири вместо 5 губерний образован один край, делившийся на 19 округов и 2 автономные области; на Северном Кавказе - также один край, делившийся на 14 округов и 6 автономных республик и автономных областей. Аналогичное краевое образование имелось и на Дальнем Востоке.
Возник вопрос: как построить судебную систему Республики с учетом этих изменений? Наркомюст РСФСР внес предложения в Совнарком, а последний - в законодательные органы страны. Суть их заключалась в том, чтобы не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и в центре - Верховный Суд.
Создание Верховного Суда СССР
Договор об образовании Советского Союза предусмотрел учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда Союза. Верховному Суду была посвящена VII глава Конституции СССР 1924 года. Верховный Суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик и СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли свое отражение в первом Положении о Верховном Суде СССР 1923 года). В 1926 году Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного Суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое Положение о Верховном Суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.
20 августа 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, которое предусмотрело, что Верховный Суд СССР является кассационной инстанцией и по делам, рассмотренным военными трибуналами.
Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов (фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали под общим контролем Наркомюста и Верховного Суда и рассматривали дела о воинских преступлениях и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный Суд СССР по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную, военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934 году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном Суде специальной коллегии.
Образование Верховного Суда СССР повлекло перестройку судебной системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 г. ВЦИК утвердил Положение о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного Суда РСФСР. Структура и организация этих отделений в основном соответствовала Верховному Суду РСФСР. В течение 1922-1925 гг. практически во всех республиках были образованы верховные суды.
Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года
Задача размежевания компетенции союзных республик была решена Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР 29 октября 1924 г. На базе Основ было разработано Положение о судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 г. В нем указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Особенности административно-территориального устройства некоторых местностей РСФСР потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный Суд.
Председатель Верховного Суда - заместитель Наркома юстиции РСФСР
ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 г. признали необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, "чтобы в ней в максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции...".
Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей - Прокурора Республики и Председателя Верховного Суда. Руководство судебной практикой было сосредоточено в Верховном Суде. Судебное управление осуществляли так называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых (областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.
30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления, многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали, на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 г. ликвидацию округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов юстиции. 4 августа 1930 г. коллегия Наркомюста РСФСР приняла постановление о перестройке органов юстиции в этой связи.
Интересно, что Наркомюст РСФСР предложил передать в подсудность народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию окружных судов, в том числе и те, по которым можно было применить высшую меру наказания, однако Правительство Республики с этим не согласилось.
10 июля 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР с включением в его состав Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела теперь направлялись по подсудности: Верховный Суд СССР, Военная коллегия Верховного Суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные органы.
В 1933 году была создана Прокуратура СССР как самостоятельный и независимый орган. Верховный Суд сосредоточил свою деятельность в области судебного надзора.
Товарищеские суды
Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 г. СНК РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах "в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда". Они могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 августа 1928 г. были созданы товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с пережитками старого быта.
Создавались товарищеские суды и в сельской местности. 29 сентября 1930 г. ЦИК СССР принял постановление об организации сельских общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве, побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933-1934 гг. появились их разновидности - колхозные и кочевые суды.
Сельский общественный суд образовывался при сельсовете в составе председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не менее 15 человек. Председателя и его заместителя избирал пленум сельсовета из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Сельские общественные суды могли применять следующие меры воздействия: предупреждение, общественное порицание с оглашением на сельском сходе, денежный штраф не свыше 10 рублей, идущий на общие культурные мероприятия, возложение обязанности загладить причиненный имущественный вред в размере не более 50 рублей, принудительное выполнение определенной общественной работы на срок не более 5 дней. Постановления сельских общественных судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно.
16 октября 1933 г. ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 г. для усиления борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в производственно-товарищеские. Что касается колхозных товарищеских судов, то с принятием 17 февраля 1935 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР Примерного устава сельскохозяйственной артели они были ликвидированы. Право наложения взысканий на виновных в бесхозяйственном и нерадивом отношении к общественному имуществу, а также за невыход на работу без уважительных причин, недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и Устава было отнесено к компетенции самой артели.
Всего в РСФСР к началу 1932 года насчитывалось около 50 тыс. сельских общественных, 10 тыс. колхозных, 10 тыс. производственно-товарищеских судов.
Туземные суды
Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот принцип полностью не был соблюден.
20 января 1927 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых (тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким образом, в силу неразвитости судебной системы наряду с советским законодательством использовались и нормы обычного права.
Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях, а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было обжаловать в народный суд. Отсюда другая особенность этих судов - установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела, проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным органам управления были подсудны преступления, направленные против частных лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка краденого, присвоение, мошенничество и т.п.
Безусловно, что соединение функций управления и правосудия было мерой вынужденной и объяснялось прежде всего отсутствием собственных национальных юридических кадров. При этом таких органов специальной юрисдикции действовало достаточно много. Например, в Уральской области имелось 75 туземных управлений, а в одном лишь районе Восточно-Сибирского края действовало 16 судебных управлений, в то время как туземных судов насчитывались единицы. В 1930-1932 гг. в трех районах Северного края имелось 5 туземных судов, в Бурят-Монгольской АССР - 3, в Западно-Сибирском крае - 3, в Ленинградской области - 8, в Восточно-Сибирском крае - 1, в Дальневосточном крае - 29, Туруханском крае - 55.
Туземные суды именовались кочевыми, тундровыми, островными, родовыми. Проводились и выборы народных заседателей в туземные суды. За период с 1928 по 1931 год эти суды рассмотрели 504 дела.
Создание системы юридического образования
Серьезной проблемой того времени являлась острейшая нехватка квалифицированных юридических кадров. Разрушение судебной системы царской России сказалось и на уровне подготовки будущих юристов. Большинство профессоров "старой" российской школы отказались сотрудничать с советской властью. Одновременно и новую власть не устраивало то, что профессора были носителями идеалистического мировоззрения и, естественно, не разделяли марксистско-ленинскую доктрину о государстве и праве. Поэтому первый этап становления юридического образования в советской России сопровождался двумя тенденциями: привлечением профессуры "старой" школы, за отсутствием собственных педагогических кадров, и созданием различных краткосрочных курсов для подготовки юристов "в экстренном порядке". Отбор студентов-юристов проводился по классовому принципу, в первую очередь в юридические вузы принимались рабочие и крестьяне - "от станка и от сохи".
В учебных планах значительное место заняли общественные, мировоззренческие дисциплины. Студенты тех лет также изучали биологию и антропологию, в связи с популярной в то время теорией Чезаре Ломброзо.
Недостаток преподавателей привел к тому, что в первые годы советской власти к этой работе, на условиях почасовой оплаты, широко привлекались практические работники правоохранительных органов.
В целях ускорения и улучшения подготовки и переподготовки кадров юристов в 1929 году Наркомату юстиции было передано руководство работой краевых (областных) юридических курсов, ранее находившихся в ведении Наркомпроса. В 1930 году из ведения Наркомпроса были переведены в ведение Наркомюста также и высшие юридические курсы.
Следующим этапом в развитии юридического образования было создание факультетов советского строительства. Правительством была поставлена задача подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для управленческих структур государственного аппарата. Именно этим вопросам было посвящено постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г.
Система подготовки юридических кадров постепенно набирала силу. Из года в год увеличивалось и количество студентов юридических вузов.
Исторически сложилось, что до революции главными центрами юридического образования и науки были такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Киев, Харьков. Теперь была поставлена задача создать подобные центры на востоке страны, и в 1937 году появился новый центр юридической науки и образования - Свердловский юридический институт.
Общее число студентов-юристов накануне Великой Отечественной войны составляло уже 12 тыс. человек, а ежегодный выпуск - около 3 тыс. человек.
Завершение становления советской судебной системы
Принятие VIII Чрезвычайным съездом Советов Конституции СССР 1936 года оказало влияние и на дальнейшее развитие судебной системы.
Задачи суда наиболее полно были сформулированы в Законе о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, принятом Верховным Советом СССР 16 августа 1938 г. Он установил единую судебную систему страны, состоящую из судов СССР и судов союзных республик.
К первой группе судебных учреждений были отнесены Верховный Суд Союза ССР и специальные суды - военные трибуналы, линейные суды на железнодорожном транспорте и линейные суды на водном транспорте. Вторая группа включала верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные и народные суды.
Закон о судоустройстве четко отделил функции судебного управления от функций правосудия. Вся организационно-подготовительная работа была сосредоточена в системе Наркомата юстиции СССР. В Законе о судоустройстве были более полно сформулированы задачи советского правосудия. Особое внимание Закон о судоустройстве обратил на воспитательную роль советского правосудия. Советский суд, говорилось в Законе, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.
Основным звеном судебной системы по-прежнему оставался народный суд. На практике он рассматривал до 90% всех уголовных дел, поступающих в судебные органы. Новым стало то, что Закон о судоустройстве обязывал судей отчитываться перед избирателями о своей работе, что преследовало цель повышения ответственности судей и являлось важным элементом правового воспитания граждан.
Вторым звеном в судебной системе являлся краевой, областной, окружной суд, суд автономной области, а также Верховный суд автономной республики. Они рассматривали отнесенные к их ведению уголовные и гражданские дела.
Судьбы председателей Верховного Суда Республики
В каждой союзной республике избирался Верховный Суд, являвшийся ее высшим судебным органом. В довоенные годы председателями Верховного Суда РСФСР последовательно были: Стучка Петр Иванович (январь 1923 г. - январь 1932 г.), Булат Иван Лазаревич (январь 1932 г. - октябрь 1937 г.), Дмитриев Яков Петрович (октябрь 1937 г. - ноябрь 1937 г.), Солодилов Андрей Петрович (ноябрь 1937 г. - октябрь 1938 г.), Рожнов Игнатий Афанасьевич (октябрь 1938 г. - февраль 1939 г.), Рубичев Анатолий Тимофеевич (февраль 1939 г. - май 1945 г.).
В литературе об этих людях сохранились весьма скудные сведения. Исключение составляет первый Председатель Верховного Суда РСФСР П. Стучка, о котором достаточно подробно рассказано в предыдущей статье данного цикла (см.: Российская юстиция. 2002. N 4. С. 41).
О следующем Председателе Иване Лазаревиче Булате известно следующее. Он родился в 1896 году в с. Жданы Лохвицкого уезда Полтавской губернии, украинец, член ВКП(б). Арестован 28 декабря 1937 г., приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания 20 июня 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной диверсионно-террористической организации. В этот же день был расстрелян. Реабилитирован 12 ноября 1955 г.
Судя по весьма кратким срокам пребывания в должности трех следующих председателей Верховного Суда РСФСР, их постигла такая же судьба.
Что касается Анатолия Тимофеевича Рубичева, пробывшего на посту Председателя Верховного Суда с 1939 по 1945 год, то он после, в марте 1957 г., вновь возглавил его и занимал данную должность до июля 1962 г.
Наркомюст - орган судебного управления
Судебное управление в стране возглавил Народный комиссариат юстиции СССР, созданный в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. Положение о нем устанавливало следующую структуру центрального аппарата Наркомата юстиции СССР: управление общих судов, управление военных трибуналов, отдел линейных судов железнодорожного и водного транспорта, управление учебными заведениями, управление кадров, кодификационный отдел, отдел адвокатуры, отдел нотариата, отдел статистики и др. В ведении Народного комиссариата юстиции СССР состояли Всесоюзный институт юридических наук и юридическое издательство.
Суд в годы массовых репрессий
Годы массовых политических репрессий, проводимых в соответствии с политической директивой руководящих органов ВКП(б), тяжелым бременем легли на всю судебную систему Советского государства. И здесь многое зависело от личной позиции судьи. Те из них, кто был внутренне не согласен с политикой массовых политических репрессий и "поисками врагов народа", сами стали жертвами сталинской тоталитарной машины. Те, кто искренне верил в правильность проводимого руководством ВКП(б) курса, оказались невольными пособниками и проводниками в жизнь репрессий в отношении невиновных людей.
Убедительнее всего отражают любую ситуацию цифры. Однако не исключена возможность, что в тех условиях и они могли быть фальсифицированы. Итак, статистика утверждает, что в РСФСР в 1935 году народными судами было вынесено 10,2% оправдательных приговоров (к общему числу привлеченных к ответственности); в 1936 году - 10,9%; в 1937 - 10,3%; в 1938 - 13,4%; в 1939 - 11,1%; в 1941 - 11,6%. Казалось бы, парадокс: в стране бушуют репрессии, а количество оправдательных приговоров все возрастает и возрастает. Более того, общее число осужденных в СССР в первом полугодии 1936 года по сравнению с первым полугодием 1935 года сократилось на 25%. За этот же период число дел в органах расследования сократилось на 20%.
Но "ларчик просто открывался". Снижение числа осужденных приходилось главным образом на следующие категории преступлений: хищения общественной социалистической собственности, преступления, связанные с противодействием сельскохозяйственным кампаниям, кражи личного имущества, должностные преступления, некоторые виды убийств и тяжкие телесные повреждения.
Что касается контрреволюционных и особо опасных государственных преступлений, то тут имеется другая статистика. В лагеря и тюрьмы ГУЛАГа НКВД за контрреволюционные преступления было заключено в 1934 году - 135 190 человек (26,5% от общего числа осужденных), в 1935 - 118 256 (16,3%), в 1936 - 105 849 (12,6%), в 1937 - 104 829 (12,8%), в 1938 - 185 324 (18,6%), в 1939 - 454 432 (34,5%).
Статистические данные красноречиво свидетельствуют о лицемерной и двойной политике, проводившейся руководителями ВКП(б) в предвоенные годы. В периодической печати публиковалось много статей, в которых говорилось о демократических принципах советской судебной системы, гуманизме советского права, неуклонном снижении уровня преступности в стране и т.д. Фактически же, как показывает статистика, маховик репрессий раскручивался все быстрее и быстрее. Специальные суды - "двойки" и "тройки" - не успевали оформлять протоколы. И судебная система, являясь частью государственной машины, вынуждена была следовать по фактически проводимому коммунистическим режимом курсу.
А. Смыкалин,
заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА,
доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Довоенный период развития советской судебной системы
Автор
А. Смыкалин - заведующий кафедрой истории государства и права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор
"Российская юстиция", 2002, N 6, стр.39