Унифицировать ответственность за незаконное предпринимательство
в УК России и Украины
Новый УК Украины, как и УК РФ (ст.ст.171, 172), содержит общую норму, устанавливающую ответственность за нарушение порядка регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности (ч.1 ст.202), и специальную, устанавливающую ответственность за нарушение порядка регистрации и лицензирования банковской деятельности (ч.2 ст.202). Размещение в УК Украины специальной нормы, созданной на основании выделения деяний, посягающих на формирование рынка финансовых услуг, на месте квалифицированного состава считаю неудачным. Более того, ч.2 ст.202 УК Украины перечисляет как отдельные четыре вида деятельности, которые после вступления в силу Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" представляют собой разновидности финансовых услуг. При этом, как и в российском уголовном законодательстве, сама уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за нарушение порядка осуществления и лицензирования финансовых услуг, за исключением сферы деятельности, не отличается от общей нормы, устанавливающей ответственность за нарушение порядка осуществления и лицензирования хозяйственной деятельности.
Диспозиция ч.1 ст.202 УК Украины сформулирована следующим образом: "Осуществление без государственной регистрации, как субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, либо осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупном размере". Существенным отличием украинского варианта формулировки является указание на запрет осуществлять без государственной регистрации и с извлечением крупного дохода только те виды предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию, что существенно сужает сферу применения нормы. С другой стороны, ч.1 ст.202 содержит запрет на осуществление без лицензии или с нарушением условий лицензирования видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, что расширяет круг деяний, охватываемых этой нормой.
Формулировка диспозиции указывает, что законодатель рассматривает как общественно опасное деяние, в первую очередь осуществление предпринимательской (хозяйственной) деятельности без государственной регистрации, без получения лицензии или с нарушением условий лицензирования. Исходя из этого, логичным кажется признание общественно опасным последствием получение дохода в крупном размере, поскольку здесь трудно отрицать наличие причинно-следственной связи. В то же время действия, составляющие сущность предпринимательской деятельности, общественной опасности не представляют, они необходимы для нормального существования общества. Таким образом, совершение действий, образующих предпринимательскую деятельность, не несет общественной опасности и не может быть признано общественно опасным деянием в соответствии с составом преступления, предусмотренного ч.1 ст.202 УК Украины.
Украинский законодатель в ч.1 ст.202 УК фактически описал два самостоятельных деяния. Преступным последствием первого вида деяния является причинение существенного ущерба формированию хозяйственного рынка надлежащими субъектами, государственным финансам, удовлетворению интересов иных участников хозяйственного рынка и потребителей. Преступным последствием второго - причинение существенного ущерба формированию хозяйственного рынка надлежащими результатами хозяйственной деятельности, в том числе удовлетворению интересов потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государственным финансам. Украинский законодатель, в отличие от российского, не указал в ст.202 УК на обязательность такого признака состава, как общественно опасные последствия.
Близость конструкции норм УК России и Украины, устанавливающих ответственность за нарушение порядка занятия предпринимательской и банковской деятельностью, очевидна. Среди различий следует указать в первую очередь на то, что ст.202 УК Украины запрещает осуществлять без государственной регистрации не любую предпринимательскую деятельность, а только те ее виды, которые подлежат лицензированию. Далее, без получения специального разрешения в Украине подлежит уголовной ответственности осуществление не только предпринимательской деятельности, но и указанных в законе видов хозяйственной деятельности, даже если они не обретают статус предпринимательской деятельности. В отличие от ст.ст.171, 172 УК РФ ст.202 УК Украины содержит признаки не материальных, а формальных составов преступлений.
Учитывая значение, которое придается в настоящее время дальнейшей унификации российского и украинского уголовного законодательства, предлагаю произвести и сходные изменения в соответствующих нормах: специальную норму о банковской деятельности - исключить; разделить составы: а) посягательство на формирование хозяйственного рынка надлежащими субъектами в виде уклонения от государственной регистрации и (или) получения специального разрешения при осуществлении предпринимательской (хозяйственной) деятельности, причинившее существенный ущерб; б) посягательство на формирование хозяйственного рынка надлежащими результатами хозяйственной (предпринимательской) деятельности в виде нарушения требований условий лицензирования при осуществлении предпринимательской (хозяйственной) деятельности (при этом данный вид деяния надлежит декриминализировать, поскольку в случае реализации результатов хозяйственной деятельности, созданных с нарушением условий лицензирования, ответственность будет наступать в соответствии с иной нормой); признак "получение дохода в крупном размере" вывести из совокупности признаков состава преступления; в качестве обязательного признака объективной стороны рассматривать "причинение существенного ущерба".
Я. Лантинов,
адъюнкт Национального университета внутренних дел МВД Украины
"Российская юстиция", N 6, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Унифицировать ответственность за незаконное предпринимательство в УК России и Украины
Автор
Я. Лантинов - адъюнкт Национального университета внутренних дел МВД Украины
"Российская юстиция", 2002, N 6, стр.59