Общая характеристика изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации (И.А. Цинделиани, "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2002 г.)

Общая характеристика изменений и дополнений,
внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 187-ФЗ) на территории Российской Федерации вводится новый специальный налоговый режим - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Ранее налоговое законодательство современной России не знало подобного налогового режима, хотя сельскохозяйственный налог в СССР существовал. Идея введения на территории Российской Федерации специального налога или налогового режима, касающегося налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, выдвигалась в течение нескольких последних лет. С инициативой о введении единого налога в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей в Государственную Думу Федерального собрания обращались многие субъекты Российской Федерации, где неоднократно обсуждались различные законопроекты, связанные с введением в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей единого сельскохозяйственного налога или единого земельного налога. Более того, в субъектах Российской Федерации неоднократно принимались нормативные акты о введении специального налога в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, в Белгородской области был введен единый продовольственный налог*(1) на сельскохозяйственных товаропроизводителей, который просуществовал до недавнего времени. Основы налоговой политики государства по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям были заложены Законом РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 "О социальном развитии села" и постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса"*(2), где впервые была закреплена их обязанность платить только земельный налог. Однако перевода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату только земельного налога не произошло. В 1991 году предпринималась попытка введения единого продовольственного налога, основанного на поземельном принципе, однако он не нашел дальнейшего развития в налоговом законодательстве*(3). В Законе РСФСР от 22.11.1991 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривалось взимание с крестьянских (фермерских) хозяйств, равно как и с других сельскохозяйственных предприятий, налога на доход, который вместе с платой за землю должен был составлять единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара.

Единый налог в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей введен в целом ряде зарубежных государств: в Польше, КНР, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Украине, Республике Узбекистан, Кыргызской Республике.


Статья 346.1. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).

Единый сельскохозяйственный налог представляет собой налоговый режим, введение которого на территории того или иного субъекта Российской Федерации определяется самим субъектом Российской Федерации. НК РФ устанавливает налоговый режим и определяет его основные элементы, а само введение единого сельскохозяйственного налога является прерогативой субъектов Российской Федерации. Положения комментируемой статьи Закона N 187-ФЗ находятся в полном соответствии с положениями ст.72 Конституции Российской Федерации и ст.1 НК РФ. Единый сельскохозяйственный налог (далее - единый налог) вводится законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Как налоговый режим единый налог представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Перевод на уплату единого налога осуществляется независимо от численности работников, имеющихся у организации, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей. Переход на уплату единого налога осуществляется при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки плательщиков налога от реализации произведенной ими на принадлежащих им на праве собственности [владения и (или) пользования] сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Перевод на уплату единого налога влечет освобождение плательщиков единого налога от совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением ряда налогов и сборов, указанных в п.4 ст.346.1 НК РФ.

При этом за ними сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым они обязаны уплачивать взносы (см. табл.).


База для на-
числения стра-
ховых взносов
на каждого от-
дельного ра-
ботника нарас-
тающим итогом
с начала года
Для мужчин 1952 года рож-
дения и старше и женщин
1956 года рождения и
старше
Для мужчин с 1953 по 1966
год рождения и женщин с
1957 по 1966 год рождения
Для лиц 1967 года рождения
и моложе
на финансиро-
вание страхо-
вой части
трудовой пен-
сии
на финанси-
рование на-
копительной
части тру-
довой пен-
сии
на финансиро-
вание страхо-
вой части
трудовой пен-
сии
на финанси-
рование на-
копительной
части трудо-
вой пенсии
на финансиро-
вание страхо-
вой части
трудовой пен-
сии
на финансиро-
вание накопи-
тельной части
трудовой пен-
сии
До 100000 руб. 10,3% 0,0% 8,3% 2,0% 4,3% 6,0%
От 100001 руб.
до 300000 руб.
10 300 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
0,0% 8 300 руб. +
6,8% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
2 000 руб. +
1,1% с сум-
мы, превыша-
ющей 100 000
руб.
4 300 руб. +
4,5% с сум-
мы, превышаю-
щей 100 000
руб.
6 000 руб. +
3,4% с суммы,
превышающей
100000 руб.
От 300001 руб.
до 600000 руб.
26 100 руб. +
3,95% с сум-
мы превышаю-
щей 300 000
руб.
0,0% 21 900 руб. +
3,39% с сум-
мы, превышаю-
щей 300 000
руб.
4 200 руб. +
0,56% с сум-
мы, превыша-
ющей 300 000
руб.
13 300 руб. +
2,26% с сум-
мы, превышаю-
щей 300 000
руб.
12 800 руб. +
1,69% с сум-
мы, превышаю-
щей 300 000
руб.
Свыше 600 000
руб.
37 950 руб. 0,0% 32 070 руб. 5 880 руб. 20 080 руб. 17 870 руб.


Переход на уплату единого налога не освобождает плательщиков от выполнения обязанностей налоговых агентов. В качестве налоговых агентов они обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги. В соответствии с этим на них возлагаются следующие обязанности:

- правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В отношении иных налогов и обязательных платежей, носящих налоговый характер, они освобождаются от платы.

Согласно общим началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Перевод на уплату единого налога налогоплательщиков при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общей выручке, может вызвать постановку вопроса о противоречии указанного условия основным началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При установлении любого налогового режима сохраняются требования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении установления всех элементов налога, а также соблюдения общих начал законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Вышеуказанным условием фактически устанавливается запрет на перевод на уплату единого налога организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые не зарегистрировались и не осуществляли свою деятельность до начала календарного года, предшествующего введению единого налога. Так, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрировавшиеся и начавшие свою деятельность в последнем квартале календарного года, предшествовавшего году введения в том или ином субъекте единого налога, уже не смогут перейти на уплату налога в отличие от крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрировавшихся до начала календарного года. Таким образом, имеется дискриминация в отношении условий перехода на уплату единого налога неограниченного круга субъектов, которые могли бы перейти на уплату единого налога в рамках введенного налогового режима.


Статья 346.2. Налогоплательщики

Плательщиками единого налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Субъект хозяйственной деятельности может быть отнесен к сельскохозяйственным товаропроизводителям при наличии следующих условий:

- производство (переработка) сельскохозяйственной продукции осуществляется на принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности [владения и (или) пользования] сельскохозяйственных угодий;

- доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг).

К сельскохозяйственным товаропроизводителям не могут быть отнесены сельскохозяйственные организации индустриального типа, к которым, в частности, отнесены птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие образования, определяемые по перечню законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Следует отметить, что законодатель подошел к определению плательщиков единого налога, по нашему мнению, весьма нерационально, предпочтительнее было бы, если налогоплательщиками являлись бы не субъекты, определенные по организационно-правовым формам, а непосредственно сельскохозяйственные товаропроизводители.

Вместе с тем возникают вопросы в определении понятия "сельскохозяйственные товаропроизводители". В гражданском законодательстве, в частности согласно Федеральному закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", под сельскохозяйственными товаропроизводителями подразумеваются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. Таким образом, имеются существенные противоречия в определении субъектов хозяйственной деятельности, которые могли бы перейти на уплату единого налога, что также может повлечь постановку вопроса об определении существенного элемента единого налога, каковым является налогоплательщик.


Статья 346.3. Объект налогообложения

Одним из важнейших элементов при установлении любого налога является объект налогообложения. Таким объектом для единого налога могут быть сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) пользовании. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) относит к сельскохозяйственным угодьям пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В состав земель сельскохозяйственного назначения включаются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством. По нашему мнению, представляется ошибочным включение в объект обложения единым налогом исключительно сельскохозяйственных угодий, а не земель сельскохозяйственного назначения, которыми обладает плательщик налога в установленном законом порядке.

Целесообразно было бы определить объектом налогообложения земли сельскохозяйственного назначения, которые налогоплательщик имеет в собственности, во владении и (или) пользовании. Во-первых, это позволит расширить объект обложения единым налогом, во-вторых, - избежать неравномерной обработки земель, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, в-третьих, - избежать уклонения или снижения размера уплаты единого налога за счет уменьшения площади сельскохозяйственных угодий, закрепленных за плательщиком единого налога, за счет иных земель, входящих в земли сельскохозяйственного назначения.


Статья 346.4. Налоговая база

Налоговая база, так же как и объект налогообложения, является важным элементом любого налога, от четкого и ясного определения которого зависит наличие или отсутствие налоговой обязанности по уплате того или иного налога. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговой базой единого налога определена сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, являющаяся объектом налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. В соответствии со ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". Кадастровая стоимость земельных участков определяется путем проведения государственной кадастровой оценки земель в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке, а также классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Методика определения налоговой базы единого налога должна быть установлена и утверждена Правительством РФ.

Однако законодателем недостаточно четко определен объект налогообложения. Прежде всего непонятно, что должно являться объектом налогообложения: сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственного угодья или кадастровая стоимость объекта налогообложения, что, соответственно, может вызвать проблемы при введении единого налога в субъектах Российской Федерации. Предпочтительнее было бы изменить редакцию комментируемой статьи и определить налоговой базой кадастровую стоимость сельскохозяйственных угодий, являющихся объектом налогообложения.

В комментируемой статье вызывает критику отнесение установления и утверждения методики определения налоговой базы в компетенцию Правительства РФ. Поскольку НК РФ определяет существенным элементом налоговой обязанности налоговую базу, то делегирование определения важнейшего элемента единого налога Правительству РФ, по нашему мнению, является нарушением конституционного принципа определенности налоговой обязанности*(4). Существенный элемент налоговой обязанности должен быть определен законодателем непосредственно в законодательном акте, которым устанавливается налог, в том числе и в отношении регионального налога или налогового режима, вводимого субъектом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года" // СЗ РФ. - 1997. - N 46. - Ст. 5339.


Статья 346.5. Налоговый период

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом при взимании единого налога установлен квартал. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.


Статья 346.6. Налоговая ставка

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по единому налогу устанавливаются в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях соответствующего субъекта хозяйственной деятельности, представительным (законодательным) органом. Налоговая ставка определяется как отношение одной четвертой суммы налогов и сборов, которая подлежала бы уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней при обычной системе налогообложения за предшествующий календарный год, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Следует иметь в виду, что при исчислении общей суммы налога не учитываются налоги и сборы, от уплаты которых не освобождаются плательщики при переходе на уплату единого налога. Если сельскохозяйственные угодья расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в которых введен единый налог, то сумма налога, подлежащая уплате, распределяется между субъектами Российской Федерации пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка по единому налогу может увеличиваться в зависимости от суммы доходов, получаемых за налоговый период. Если у плательщика единого налога сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, налоговая ставка увеличивается на 35%.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку, определенную в порядке, установленном п.2 настоящей статьи НК РФ, не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков.

Прежде всего, по нашему мнению, недостаточно четко определен размер ставки по налогу. Закрепление простой формулы определения размера ставки по налоговому режиму нельзя признать соответствующим общим началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, даже если речь идет о региональном налоге или налоговом режиме. Данный вывод обусловлен тем, что законодатель обязан в законодательном акте дать четкие параметры ставки налога и ее размер. Следовало бы, по нашему мнению, установить максимальный размер ставки налога в процентном соотношении к кадастровой стоимости объекта налогообложения, в рамках которого субъекты Российской Федерации могли бы установить размер налоговой ставки.

Не соответствующим общим началам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах следует, по нашему мнению, признать положения, закрепляющие возможность увеличения размера ставки налога на 35%, если сумма полученного дохода за налоговый период будет в 10 раз превышать кадастровую стоимость объекта налогообложения. Получается, что законодатель фактически ввел два объекта налогообложения: сельскохозяйственные угодья и доход налогоплательщика. При этом доход налогоплательщика по единому налогу не отнесен законодателем к объекту налогообложения. Законодателем не установлен и порядок определения дохода, который влечет увеличение размера ставки налога на 35%. Таким образом, законодатель нарушил, по нашему мнению, конституционные положения, касающиеся определенности налоговой обязанности и общих начал законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по определению существенных элементов налога, недопущению дискриминации при установлении налога. По нашему мнению, результаты хозяйственной деятельности налогоплательщиков никак не могут служить основанием для увеличения размера ставки налога, построенного на основе поземельного принципа. Вышеуказанные положения фактически перечеркивают принципиальные положения, заложенные при установлении единого налога, и делают бессмысленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей переход на этот налоговый режим.

Например, в КНР сельскохозяйственный налог состоит из двух составных частей: фиксированного налога за пользование землей и налога на реализацию продукции.


Статья 346.7. Порядок исчисления налога

Исчисление суммы налога осуществляется налогоплательщиком самостоятельно за соответствующий налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Плательщики единого налога самостоятельно исчисляют сумму налога, которая определяется как произведение установленной налоговой ставки и налоговой базы. При этом следует отметить, что нормативными актами субъектов Российской Федерации исчисление налога может быть отнесено в ведение местных налоговых органов.


Статья 346.8. Порядок и сроки уплаты налога

Сумма исчисленного налогоплательщиками единого налога подлежит уплате по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 20-го числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом. Исходя из установленного НК РФ порядка исчисления налогового периода налогоплательщики обязаны уплачивать единый налог не позже 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года и 20 января года, следующего за календарным годом.


Статья 346.9. Зачисление сумм налога

Уплачиваемая сумма единого налога подлежит зачислению на счета органов федерального казначейства для последующего распределения. При этом пропорции распределения суммы налога по конкретным нормативам отличаются в зависимости от плательщиков налога. Суммы единого налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями на счета органов федерального казначейства, распределяются по следующим нормативам:

федеральный бюджет - 10,0% общей суммы налога;

бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80,0%;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4% общей суммы налога.

Суммы налогов, уплачиваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, являющимися организациями, распределяются по следующим нормативам:

федеральный бюджет - 30,0% общей суммы налога;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 6,4%;

бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 60,0% общей суммы налога.

Распределение сумм единого налога, уплачиваемых налогоплательщиками и подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, определяются нормативными актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. В частности, такой порядок может определяться законами о бюджете субъекта Российской Федерации.


Статья 346.10. Учет и отчетность. Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации осуществляют учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и (или) на основе иных документально подтвержденных данных о доходах (расходах) и об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. В свою очередь, индивидуальные предприниматели осуществляют учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России (см. приказ Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей").

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту расположения сельскохозяйственных угодий по установленной федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам форме, согласованной с федеральным органом исполнительной власти в области финансов, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация подлежит представлению не позже 10 апреля, 10 июля, 10 октября текущего года и 10 января года, следующего за календарным.

Налоговая декларация - это заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

В случаях, установленных НК РФ, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.

При переходе на уплату единого налога налогоплательщики не освобождаются от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, по представлению в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, обязанность представления отчетности по конкретным налогам и сборам сохраняется в отношении тех налогов и сборов, от которых при переходе на уплату единого налога сельскохозяйственные товаропроизводители не освобождаются.


Статья 2

Комментируемой статьей вносится дополнение в ст.18 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в которой определяется понятие налогового режима как особого порядка исчисления и уплаты налогов, в том числе и замена предусмотренной действующим законодательством совокупности налогов и сборов одним налогом. При этом установление и введение налогового режима не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Порядок применения специальных налоговых режимов определяется актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.


Статья 3

Статьей 3 Закона N 187-ФЗ вносятся изменения в абзац второй ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". В соответствии с указанным Федеральным законом установленный Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует до вступления в силу главы НК РФ, регулирующей специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В новой редакции установлена льгота, действующая впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Из буквального толкования указанной нормы можно, по мнению автора, сделать вывод, что указанная льгота действует до момента перевода сельскохозяйственных товаропроизводителей на единый налог в субъектах Российской Федерации, а не до момента вступления в силу главы 26.1 НК РФ.


Статья 4

Статья 4 Закона N 187-ФЗ отражает действующий порядок определения налогов и сборов, подлежащих уплате налогоплательщиками на территории Российской Федерации. До введения в действие ст.13, 14, 15 НК РФ ссылки на указанные статьи НК РФ приравниваются к ссылкам на ст.19, 20, 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".


Статья 5

Согласно ст.5 Закона N 187-ФЗ на Правительство РФ возлагается обязанность в течение двух месяцев установить критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа и утвердить методику определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Данное требование должно быть выполнено в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего Федерального закона.


Статья 6

Закон N 187-ФЗ вступает в силу в порядке, определенном ст.5 НК РФ. Поскольку первая публикация Закона N 187-ФЗ осуществлена в "Российской газете" от 30.12.2001 N 255, этот закон вступает в силу с 31 января 2002 года.


И.А. Цинделиани,

к.ю.н.


"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2002 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Бюллетень Белгородской областной думы. - 1996. - N 15.

*(2) Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - N 28. - Ст. 368.

*(3) Постановление Верховного Совета РСФСР от 23.11.1990 N 376-1 "О продовольственном налоге 1991 г.".

*(4) Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: Учеб. пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - С. 240.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"


Учредитель: ИД "Налоговый вестник"

Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771

Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

www.nalvest.ru