Республика Башкортостан по основным макроэкономическим показателям стабильно входит в число регионов - лидеров Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика занимает 10-е место среди субъектов Российской Федерации, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению - 8-е место, вводу в действие жилых домов - 7-е место.
В 2021 году социально-экономическое положение Республики Башкортостан характеризовалось ростом объема промышленного производства, строительства, ввода в действие жилых домов, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, увеличением номинальной и реальной заработной платы.
Республика Башкортостан сохраняет высокие позиции по производству отдельных видов промышленной продукции и является лидером среди субъектов России по выпуску бензина автомобильного, кальцинированной соды, стекла листового термически полированного, прицепов и полуприцепов (максимальная масса свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн), надувных судов прогулочных и спортивных, кузовов для автотранспортных средств, светильников электрических, занимает 2-е место по производству топлива дизельного, каучуков синтетических в первичных формах, негашеной извести, ксилола, стирола, бензола, силикагелей, плит древесно-стружечных, автобетононасосов, двигателей гидравлических и пневматических, промышленных печей и камер, тали и подъемников; 3-е место - по нефти, поступившей на переработку, по производству проволоки холоднотянутой из нелегированной стали, проволоки скрученной, автобусов, материалов рулонных кровельных, пластмассы в первичных формах, вертолетов.
Индекс промышленного производства Республики Башкортостан составил 107,5%, превысив прогнозное значение (103,9%) на 3,6 процентного пункта.
Валовая продукция сельского хозяйства составила 185,6 млрд. рублей, или 84,7% к уровню 2020 года, при прогнозе 102,4%.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 221,2 млрд. рублей, или 103,3% к уровню 2020 года, при прогнозе 101,0%. Объем ввода в действие жилых домов - 2906,2 тыс. кв. м, что выше уровня 2020 года на 18,4% и выше прогнозного значения (2160,0 тыс. кв. м) на 34,6%.
Государственная поддержка в улучшении жилищных условий оказана 13797 гражданам в объеме 2,7 млрд. рублей. В 2021 году ипотечное жилищное кредитование росло высокими темпами, объем выданных средств населению составил 159,2 млрд. рублей (125,5% к уровню 2020 года).
В Республике Башкортостан на 1 января 2021 года насчитывалось порядка 7,6 тыс. пострадавших граждан - участников долевого строительства и 125 проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан и включенных в единый реестр проблемных объектов. В 2021 году решены вопросы по 34 домам и восстановлены права более 3,0 тыс. граждан.
В 2021 году построены 3 школы на 1754 ученических места, приобретено помещение для организации работы детского сада на 50 мест, начато строительство Республиканского центра детской онкологии и гематологии. Кроме того, осуществлено строительство 1 нового и проведена реновация 19 действующих объектов культуры.
По предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2021 году составил 419,3 млрд. рублей, что на 5,1% превысило уровень 2020 года при прогнозе роста на 10,1%.
Объем бюджетных инвестиций в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в 2021 году составил 15,0 млрд. рублей: за счет ее средств в прошедшем году было введено в эксплуатацию 43 объекта социальной и инженерной инфраструктур.
В 2021 году подписано 3 концессионных соглашения на сумму 1,7 млрд. рублей, одно из которых на муниципальном уровне (Мелеузовский район).
Оборот розничной торговли в отчетном году в Республике Башкортостан составил 1015,8 млрд. рублей, или 103,5% к уровню 2020 года, при прогнозе 105,0%. Оборот оптовой торговли - 1204,1 млрд. рублей, или 100,2% к 2020 году.
Индекс потребительских цен составил 108,7% к декабрю 2020 года.
Объем внешнеторгового оборота Республики Башкортостан в 2021 год# составил 4,6 млрд. долларов США, что выше на 13,1% показателя за 2020 год и ниже на 16,5% прогнозного значения. Экспорт товаров Республики Башкортостан увеличился на 17,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 3,7 млрд. долларов США (80,4% к прогнозному значению). Объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров Республики Башкортостан в 2021 году зафиксирован на уровне 2,5 млрд. долларов США, что на 34,3% выше уровня 2020 года.
По предварительным данным, в 2021 году отремонтировано более 1300 км автомобильных дорог, в том числе выполнена отсыпка 300 км, введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции около 30 км дорог, отремонтировано 1000 пог. м мостов, построено и реконструировано 1347 пог. м мостов.
В 2021 году проведен капитальный ремонт в 834 многоквартирных домах общей площадью 3356,9 тыс. кв. м. Улучшены жилищные условия свыше 140 тыс. граждан. Отремонтировано 312 подъездов в 115 многоквартирных домах.
Реализованы мероприятия по благоустройству 146 общественных территорий. В рамках программы комплексного благоустройства дворовых территорий "Башкирские дворики" в 2021 году было благоустроено 140 дворовых территорий.
В рамках Года здоровья и активного долголетия, которым был объявлен 2021 год, более 1,5 млн. человек всех возрастов вовлечены в различные виды занятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, проведено порядка 2 тыс. культурно-массовых и досуговых дворовых мероприятий, на территории 43 муниципалитетов появились доступные для населения "маршруты здоровья", реализованы программы "Здоровый муниципалитет".
По итогам 2021 года накопительным итогом обустроено 22422 контейнерные площадки, установлен 55201 контейнер. Достигнуто 88,0% оснащенности муниципальных образований Республики Башкортостан контейнерными площадками и 85,0% - контейнерами для накопления отходов.
Работы по восстановлению лесов проведены на площади 14,9 тыс. га при вырубленных 13,99 тыс. га, обеспечено превышение площади восстановленных лесов к площади вырубленных в соотношении 106,6% при установленном плане для республики - 98,4%.
Республика Башкортостан одна из первых среди субъектов Российской Федерации проводит работы по добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов и количественному определению объема поглощения парниковых газов. В 2021 году построена автоматизированная станция контроля загрязнения атмосферы в д. Мансурово Учалинского района.
В отчетном периоде переведено в электронный формат 103 услуги, из них 72 - из перечня массовых социально значимых услуг, которые доступны для населения на Едином портале государственных услуг, и 31 муниципальная и государственная услуга, доступная на Региональном портале.
В 2021 году в Республике Башкортостан на территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) нарастающим итогом зарегистрировано 104 резидента. За 2021 год в реестр резидентов включено 36 инвесторов.
Нарастающим итогом резидентами ТОСЭР инвестировано 6,0 млрд. рублей и создано 4267 рабочих мест.
По итогам 2021 года в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алга" (далее - ОЭЗ ППТ "Алга") зарегистрировано 10 резидентов с заявленным объемом инвестиций свыше 23,0 млрд. рублей и планируемыми к созданию 1678 рабочими местами. По состоянию на 31 декабря 2021 года резидентами создано 299 новых рабочих мест, объем вложенных инвестиций, по предварительной оценке, составил 1951,6 млн. рублей.
В отчетном году на территории ОЭЗ ППТ "Алга" осуществлено открытие первых предприятий. В декабре 2021 года в режиме пусконаладки произведен запуск двух производств - автоматизированной швейной фабрики по производству рабочей одежды компании "Промышленное объединение "Аркада" и завода по производству светодиодной продукции с сопутствующими элементами (литье корпусов, опор и т.д.) компании "ЗУР". Резиденты обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурами, а также энергоресурсами в необходимых объемах.
По итогам V Национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России ОЭЗ ППТ "Алга" признана самой динамично развивающейся особой экономической зоной в Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2022 года в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включено нарастающим итогом 280 проектов с объемом инвестиций 934,4 млрд. рублей и созданием более 36,8 тыс. новых рабочих мест, в том числе в 2021 году включено 67 проектов с общим объемом инвестиций 122,7 млрд. рублей и созданием порядка 4,7 тыс. рабочих мест.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации по итогам 2020 года, представленного в 2021 году, Республика Башкортостан вошла в ТОП-5 регионов - лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (в 2019 году - 9-е место).
По итогам 2021 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 290,2 млрд. рублей, по расходам - 299,0 млрд. рублей, дефицит - 8,8 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составили 202,2 млрд, рублей. По темпу роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республика среди регионов России поднялась на 45-е место (в 2020 году - 76-е место).
Объем государственного долга Республики Башкортостан по итогам 2021 года составил 26,6 млрд, рублей с ростом к уровню 2020 года на 5,6 млрд, рублей, или на 26,7%.
Долговая нагрузка по итогам 2021 года составила 16,9% со снижением к уровню 2020 года на 0,2 процентного пункта.
Достигнута положительная динамика по ряду показателей социальной сферы.
По ведомственным данным, отмечается снижение смертности от новообразований на 10,0% (с 174,3 случая до 156,9 случая на 100 тыс. человек при плановом значении на 2021 год - 176,8 случая). Также отмечается снижение смертности от инфаркта миокарда на 9,7% по сравнению с 2020 годом (с 17,6 случая до 15,9 случая на 100 тыс. человек при плановом значении на 2021 год - 18,2 случая). Достигнуты значительные результаты по сравнению с 2020 годом в снижении смертности от случайных отравлений алкоголем на 28,6%, от инфекционных и паразитарных заболеваний - на 12,7%.
Несмотря на то, что удалось снизить младенческую смертность на 1,8% (с 5,7 случая до 5,6 случая на 1000 родившихся), плановый показатель на 2021 год (5,0 случая на 1000 родившихся) не достигнут.
Уровень регистрируемой безработицы в течение 2021 года снизился с 5,62% до 1,17% при прогнозном значении - 3,05%. По предварительным данным, по итогам 2021 года уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в республике снизился с 5,9% до 4,3% при прогнозном значении - 6,19%.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2021 году выросла на 7,5%, или до 41662,1 рубля, что составило 110,4% от прогнозного значения на 2021 год (37733,6 рубля). Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) за этот период составила 100,8%, что выше прогнозного значения на 0,7 процентного пункта (100,1%).
В то же время имеет место отрицательная динамика в отдельных сферах деятельности.
Демографическая ситуация в части естественного движения населения характеризовалась убылью населения, которая, по предварительным данным, составила - 6,8 промилле. Общий коэффициент смертности составил 16,6 случая на 1000 человек при плановом значении на 2021 год - 14,6 случая.
По ведомственным данным, негативная динамика за 2021 год прослеживается в части роста показателя смертности от болезней системы кровообращения на 1,6% (с 559,3 случая до 568,0 случая на 100 тыс. человек при плановом значении на 2021 год - 528,9 случая). За 2021 год наблюдается существенный рост смертности от болезней органов дыхания на 23,6% (с 177,8 случая до 219,7 случая на 100 тыс. человек). Также в 2021 году наблюдается рост смертности от болезней органов пищеварения на 8,0% (с 71,6 случая до 77,3 случая на 100 тыс. человек).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2021 год, по оценочным данным, составит 69,00 года, что меньше значения за 2020 год на 1,4% (70,40 года).
Реальные располагаемые денежные доходы населения по итогам 2021 года составили 99,6% по сравнению с 2020 годом.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы) в 2021 году реализовывались 45 региональных проектов. По итогам 2021 года освоено 27,3 млрд. рублей бюджетных средств, или 95,1% к годовому плану, из них за счет средств федерального бюджета - 19,1 млрд. рублей, или 95,8%, бюджета Республики Башкортостан - 8,2 млрд. рублей, или 93,5%.
Для достижения намеченных целей социально-экономического развития, а также реализации указов Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Определить следующие приоритетные задачи по реализации стратегических направлений:
1.1. В рамках стратегического направления "Демография":
В целях достижения в 2022 году суммарного коэффициента рождаемости не менее 1,531; доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов - на уровне 6,9%:
предоставление не менее 26020 нуждающимся семьям ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
предоставление не менее 30304 семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на ребенка, ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;
выполнение не менее 1834 циклов экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования;
реализация Концепции "Город, дружественный семье и детям", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2021 года N 382, в целях присвоения почетного статуса "Город, дружественный семье и детям" не менее одному городу;
утверждение и реализация Концепции "Заботливая женская консультация и открытый роддом Республики Башкортостан" в целях охвата 30,0% организаций родовспоможения;
достижение доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе, на уровне 2,2%.
В целях доведения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 54,5%:
проведение физкультурных и спортивных мероприятий, посвященных Году развития и популяризации волейбола (отраслевого Года волейбола), с охватом не менее 210,0 тыс. человек;
увеличение численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", до 80,0 тыс. человек;
ввод в эксплуатацию не менее 4 объектов спорта;
внедрение федерального проекта "Спортивная борьба - в школы" в 23 общеобразовательных организациях Республики Башкортостан.
1.2. В рамках стратегического направления "Здравоохранение":
В целях снижения общего коэффициента смертности до 14,4 случая на 1000 человек, смертности от болезней системы кровообращения - до 514,7 случая на 100 тыс. человек, смертности от новообразований, в том числе злокачественных, - до 175,3 случая на 100 тыс. человек, младенческой смертности - до 4,9 случая на 1000 родившихся живыми, роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 69,83 года:
обеспечение потребности республики в медицинских кадрах государственной системы здравоохранения до уровня 38,3 врача и 101,9 специалиста со средним профессиональным образованием на 10 тыс. населения;
строительство Центра детской онкологии и гематологии Республиканской детской клинической больницы;
приобретение 1 аппарата компьютерной томографии;
приобретение и установка 23 стационарных рентгеновских аппаратов;
приобретение и установка 15 рентгеновских аппаратов для флюорографии;
приобретение и установка 28 маммографических рентгеновских аппаратов;
приобретение 16 аппаратов УЗИ и 19 эндоскопических систем.
В целях создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий:
организация ведения электронных медицинских документов в личных кабинетах пациентов на Едином портале государственных услуг не менее чем в 63,0% медицинских организаций республики.
1.3. В рамках стратегического направления "Образование":
В целях обеспечения доступности и совершенствования системы образования, а также повышения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 76,0%:
обеспечение реализации мер по сохранению 100,0% доступности дошкольного образования;
введение в эксплуатацию 13 школ на 9983 места и 3 детских садов на 500 мест;
перевод 240 школ на современное цифровое обучение за счет внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
создание 216 центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста";
создание 7 центров цифрового образования детей "IТ-куб";
создание 1 детского технопарка "Кванториум";
создание 4056 новых мест на базе учреждений дополнительного образования для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;
создание 2 полилингвальных школ;
создание на базе образовательных организаций 12 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по стандартам WorldSkills;
обновление материально-технической базы в 3 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам;
обеспечение 100,0% охвата бесплатным горячим питанием обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан.
В целях увеличения количества граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, до 400,0 тыс. человек:
проведение Всероссийского конкурса молодежных проектов в рамках молодежного гражданского форума "Йыйын молодежи - 2022";
участие 2000 волонтеров в работе по восстановлению и благоустройству воинских захоронений на территории Республики Башкортостан;
запуск первой очереди Военно-патриотического парка культуры и отдыха Республики Башкортостан "Патриот" и учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард".
1.4. В рамках стратегического направления "Культура":
В целях доведения в 2022 году числа посещений культурных мероприятий до 82,5 млн. посещений:
реконструкция и капитальный ремонт 21 объекта культуры;
обеспечение современным оборудованием 17 детских школ искусств;
оказание государственной поддержки 2 любительским творческим коллективам, 14 некоммерческим организациям для реализации социально значимых проектов (программ) в сфере культуры и искусства, а также 88 творческим инициативам и проектам сельских учреждений культуры и их работников;
повышение квалификации 1162 специалистов в сфере культуры;
оцифровка не менее 100 книжных памятников для включения их в Национальную электронную библиотеку;
организация 4 культурно-образовательных программ для 10 тыс. школьников;
создание 2 виртуальных концертных залов, не менее 1 мультимедиагида по музейным коллекциям, позиционирование республики на федеральном портале "Культура.РФ" путем организации около 700 онлайн-трансляций культурных мероприятий;
организация юбилейных мероприятий, посвященных 160-летию со дня рождения М.В. Нестерова, 140-летию В. Альбанова, 130-летию К. Хакимова, 100-летию Т.П. Нечаевой, мероприятий, приуроченных к 210-летию Отечественной войны 1812 года;
ввод в эксплуатацию объекта "Строительство историко-культурного музейного комплекса "Шульган-Таш" в тестовом режиме;
направление на рассмотрение в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО номинационного досье объекта "Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш" для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1.5. В рамках стратегического направления "Жилье и городская среда":
В целях обеспечения улучшения жилищных условий не менее 110,9 тыс. семей:
обеспечение ввода жилья на территории Республики Башкортостан в объеме 2,343 млн. кв. м;
расселение ветхого и аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан в объеме не менее 93,84 тыс. кв. м (нарастающим итогом);
восстановление жилищных прав не менее 1815 граждан - участников долевого строительства по объектам, включенным в единый реестр проблемных объектов;
обеспечение запуска 18 масштабных проектов, приуроченных к празднованию 450-летия основания города Уфы;
обеспечение реализации на территории Республики Башкортостан не менее двух крупных инвестиционных проектов с применением инфраструктурных бюджетных кредитов.
В целях достижения качества городской среды (прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году) на уровне не менее 13,0%, доли городов Республики Башкортостан с благоприятной городской средой - на уровне не менее 48,0%, доли граждан Республики Башкортостан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных районах, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, - на уровне не менее 20,0%:
завершение 8 проектов, победивших во втором этапе Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2020 года;
реализация 6 проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2021 года;
реализация мероприятий по благоустройству 122 общественных территорий (набережных, центральных площадей, парков), предусмотренных государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды Республики Башкортостан;
проведение электронного голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2023 году.
В целях достижения доли населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на уровне не менее 88,9%, доли городского населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - на уровне не менее 98,8%:
реализация мероприятий по строительству (реконструкции) 8 объектов питьевого водоснабжения.
1.6. В рамках стратегического направления "Экология":
В целях доведения доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, до 5,8%, доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), - до 38,3%, доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, - до 94,2%:
оснащение не менее 70,0% контейнерных площадок контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
В целях ликвидации всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов Республики Башкортостан и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда на территории Республики Башкортостан:
ликвидация несанкционированной свалки в черте городского поселения город Баймак Республики Башкортостан;
получение положительных заключений всех предусмотренных законодательством государственных экспертиз по ликвидации несанкционированных свалок в черте городов Благовещенска, Давлеканово, Мелеуза, Сибая и Кумертау.
В целях развития системы автоматизированного мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха в городах Республики Башкортостан:
строительство по одной автоматизированной станции контроля загрязнения атмосферы в городах Уфе и Стерлитамаке.
В целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия:
проведение лесовосстановительных работ на площади не менее 14,4 тыс. га;
обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении не менее 97,5%.
1.7. В рамках стратегического направления "Безопасные и качественные автомобильные дороги":
В целях обеспечения достижения доли протяженности автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, не менее 56,5% в 2022 году:
обеспечение ремонта дорожной сети Республики Башкортостан не менее 970,0 км;
обеспечение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения не менее 60 км.
1.8. В рамках стратегического направления "Производительность труда":
В целях обеспечения количества предприятий - участников, вовлеченных в национальный проект "Производительность труда" через получение адресной поддержки, не менее 150 единиц (нарастающим итогом), реализации не менее 32 проектов (нарастающим итогом) по повышению производительности труда по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда:
реализация Региональным центром компетенций в сфере производительности труда Республики Башкортостан проектов по внедрению бережливого производства на 60 предприятиях - участниках национального проекта (нарастающим итогом);
организация обучения инструментам повышения производительности труда не менее 60 представителей региональной команды (нарастающим итогом);
обеспечение участия 93 руководителей предприятий - участников национального проекта "Производительность труда" (нарастающим итогом) в обучающей программе управленческих навыков для повышения производительности труда "Лидеры производительности";
проведение регионального этапа конкурса лучших практик наставничества.
1.9. В рамках стратегического направления "Цифровая экономика":
В целях достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы:
реализация проекта "Доступный интернет 2.0" в 179 населенных пунктах, в которых находится более 40,0 тыс. домохозяйств;
предоставление органами государственной власти не менее 68 государственных услуг в реестровой модели и/или в проактивном режиме с предоставлением результата в электронном виде на Едином портале государственных услуг;
достижение значения показателя "цифровая зрелость" органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений" - 18,0%.
В целях предоставления возможности всем гражданам и организациям осуществлять взаимодействие с республиканскими органами исполнительной власти в электронном виде при получении значимых государственных и муниципальных услуг необходимо предоставление органами государственной власти не менее 68 государственных услуг в реестровой модели и (или) в проактивном режиме с предоставлением результата в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
1.10. В рамках стратегического направления "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы":
В целях обеспечения увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 488,3 тыс. человек, количества субъектов малого и среднего предпринимательства - до 155,0 тыс. единиц, сохранения численности самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в количестве не менее 39,8 тыс. человек:
оказание Центром "Мой бизнес" комплекса услуг, сервисов и мер поддержки 6,7 тыс. граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, а также 0,9 тыс. самозанятых граждан;
предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства в размере не менее 679,8 млн. рублей;
выдача автономной некоммерческой организации "Микрокредитная компания малого бизнеса" 568 предпринимательских микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и начинающим предпринимателям;
развитие социального предпринимательства в каждом муниципальном районе и городском округе Республики Башкортостан, увеличение численности отнесенных к социальным предприятиям субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе получивших гранты, до 395 единиц;
создание в 4 муниципальных образованиях Республики Башкортостан офисов Центра "Мой бизнес" по предоставлению услуг организаций инфраструктуры субъектам малого и среднего предпринимательства в режиме "одного окна" для получения комплекса мер поддержки предпринимательской деятельности.
1.11. В рамках стратегического направления "Международная кооперация и экспорт":
В целях достижения в 2022 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 2,4 млрд. долларов США:
проведение регионального этапа конкурса "Экспортер года" и участие республиканских предприятий в окружном и российском этапах;
проведение форума "Международная неделя бизнеса";
предоставление из бюджета Республики Башкортостан субсидий не менее 60 компаниям на возмещение части затрат, связанных с транспортировкой товаров, в том числе пилотных партий, за рубеж;
предоставление субсидий не менее 20 субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям несырьевых неэнергетических товаров Республики Башкортостан на возмещение части затрат, связанных с реализацией на экспорт товаров, произведенных на территории Республики Башкортостан;
предоставление грантов в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан не менее 20 субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан, осуществляющим реализацию товаров (продукции) за пределы территории Российской Федерации, экспорт результатов интеллектуальной деятельности и (или) услуг;
размещение субъектов малого и среднего предпринимательства на международных торговых площадках - не менее 50 предприятий;
продвижение продукции "Халяль" Республики Башкортостан на внешние рынки;
реализация проекта "Сделано в Башкортостане";
реализация проекта "Скорая экспортная помощь" (консультирование предприятий, проведение экспортного аудита).
2. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан:
2.1. В целях достижения темпов роста реального среднедушевого дохода населения (к 2020 году) не менее 107,2%, реальной среднемесячной заработной платы (к 2020 году) - не менее 105,2% по отношению к 2020 году и снижения уровня бедности до 10,3% в 2022 году:
обеспечение сохранения достигнутых соотношений показателей заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и средней заработной платы в регионе;
предоставление не менее 5000 семей адресной социальной помощи на основании социального контракта;
предоставление не менее 78000 малоимущим семьям ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
2.2. В целях достижения в 2022 году уровня безработицы по методологии МОТ не более 4,40%, уровня регистрируемой безработицы - не более 1,57%, миграционного прироста (убыли) населения - не ниже - 2,43 тыс. человек:
разработка и утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию занятости молодежи на период до 2030 года;
выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации индивидуальных планов развертывания (внедрения) Национальной социальной инициативы в Республике Башкортостан по жизненной ситуации "Трудоустроиться через центр занятости населения" в целях достижения уровня удовлетворенности услугами центра занятости населения по содействию в трудоустройстве - не ниже 41,2%;
разработка и реализация плана мероприятий по сохранению уровня занятости населения Республики Башкортостан в условиях действия санкционных мер в целях сохранения его уровня, сложившегося на начало года, - не ниже 56,2%;
проведение оперативного мониторинга высвобождения, неполной занятости работников и временной удаленной работы в целях сохранения коэффициента напряженности на рынке труда - не выше 0,5;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования не менее 4319 граждан;
модернизация инфраструктуры пилотных центров занятости населения: государственных казенных учреждений Северо-западный межрайонный центр занятости населения, Южный межрайонный центр занятости населения.
2.3. В целях достижения в 2022 году индекса промышленного производства не менее 105,2%:
поддержка не менее 30 промышленных предприятий путем докапитализации некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Республики Башкортостан" в размере 500,0 млн. рублей;
заключение не менее 1 специального инвестиционного контракта в области промышленности и энергетики;
создание не менее 1 нового индустриального (промышленного) парка, не менее 1 нового промышленного технопарка;
осуществление системной работы с вертикально интегрированными компаниями и государственными корпорациями (публичным акционерным обществом "НК "Роснефть", государственной корпорацией "Ростех", публичным акционерным обществом "Газпром", открытым акционерным обществом "Уральская горно-металлургическая компания", публичным акционерным обществом Акционерная нефтяная компания "Башнефть", государственной корпорацей "Роскосмос") по вопросам взаимодействия действующих на территории республики предприятий и компаний с Республикой Башкортостан;
ввод не менее 10 стационарных автомобильных заправочных станций, обеспечивающих возможность заправки транспортных средств компримированным (сжатым) природным газом, в рамках соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Министерством энергетики Российской Федерации;
предоставление государственной поддержки не менее 60 предприятиям легкой промышленности и не менее 30 предприятиям лесопромышленного комплекса;
включение в реестр промышленных кластеров и специализированных организаций промышленных кластеров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации авиационного, машиностроительного, мебельного и промышленного кластеров, а также кластера беспилотной авиации, создаваемого совместно с автономной некоммерческой организацией "Центр стратегических разработок Республики Башкортостан".
2.4. В целях достижения в 2022 году роста объема валовой продукции сельского хозяйства не менее чем на 21,2% к уровню 2021 года:
производство зерновых и зернобобовых культур не менее 3875,0 тыс. тонн за счет ввода в оборот 30,0 тыс. га неиспользуемой пашни, посева семян высших репродукций не менее 10,0% от семенного фонда, увеличения внесения минеральных удобрений с 28,4 кг действующего вещества до 32 кг действующего вещества, строительства 6 новых мелиоративных систем мощностью более 3,0 тыс. га, проведения сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки, в том числе за счет доведения энергообеспеченности сельскохозяйственных предприятий до 180 л. с. на 100 га посевной площади;
производство овощей и картофеля не менее 800,0 тыс. тонн за счет повышения урожайности в товарном производстве и модернизации 5 га зимних теплиц;
производство товарного молока до 825,0 тыс. тонн за счет завершения не менее 6 проектов молочно-товарных ферм на территории Республики Башкортостан и обеспечения продуктивности коров в хозяйствах республики на уровне не ниже 6240 кг на корову;
производство мяса скота и птицы в объеме не менее 431,5 тыс. тонн за счет строительства и запуска инвестиционных проектов по строительству не менее 3 откормочных площадок (фидлотов) в рамках реализации Стратегии развития мясного скотоводства Республики Башкортостан до 2030 года.
В целях обеспечения продовольственной безопасности Республики Башкортостан:
обеспечение производства пищевой и перерабатывающей продукции не менее 100,0 млрд. рублей за счет реализации 3 проектов, роста объемов переработки продукции растениеводства и животноводства на 105,0%;
обеспечение создания условий для развития частных инициатив на селе и реализации не менее 15 доходогенерирующих проектов.
2.5. В целях дальнейшего развития потребительского рынка республики и достижения в 2022 году темпов роста оборота розничной торговли не менее 102,9%, оборота оптовой торговли - не менее 105,0%, оборота общественного питания - не менее 101,1% к уровню 2021 года:
расширение механизмов поддержки инвесторов, реализующих проекты по управлению оптово-распределительными центрами и оптовыми рынками, а также по строительству объектов общественного питания;
наполнение и ввод в эксплуатацию информационного ресурса "Карта ярмарочного пространства Республики Башкортостан";
реализация проектов по строительству 150 объектов придорожного сервиса и реконструкции 150 действующих объектов придорожного сервиса на территории Республики Башкортостан;
включение агропромышленного кластера Республики Башкортостан в реестр промышленных кластеров и специализированных организаций промышленных кластеров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
усиление регионального государственного контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе путем взаимодействия с Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, общественными организациями и средствами массовой информации по пресечению фактов реализации нелегальной алкогольной продукции в целях доведения доли нелегального оборота алкогольной продукции до уровня не более 3,9%;
повышение качества организации питания в учреждениях социальной сферы путем проведения 700 оценок исполнения контрактов, заключенных в целях организации питания;
расширение товарной линейки продукции, выпускаемой государственным автономным учреждением Республики Башкортостан "Молочная кухня".
2.6. В целях обеспечения увеличения туристского потока в Республику Башкортостан в 2022 году до 3,2 млн. человек, достижения объема услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению жилья до 9,1 млрд. рублей:
реализация проекта "Башкирское долголетие. Туризм" с увеличением охвата до 10 тыс. человек;
реализация подпрограммы "Развитие и усиление социальной роли туризма в Республике Башкортостан" государственной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан", увеличение количества участников до 900 человек в год;
разработка и реализация пилотного проекта в рамках федерального проекта "Повышение доступности туристических продуктов", входящего в состав национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", в рамках которого будут оказываться государственные услуги в части обеспечения доступности и популяризации туризма для детей школьного возраста, учащихся 5-9 классов;
подписание соглашения о сотрудничестве между акционерным обществом "Корпорация Туризм.РФ" и Республикой Башкортостан в рамках Российского инвестиционного форума;
подписание соглашения о сотрудничестве о развитии макрорегиона "Большой Урал" (Республика Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Челябинская область);
создание и формирование платформы информационной системы "Туризм";
организация работы по развитию речного круиза, в том числе туристических перевозок водным транспортом в Республике Башкортостан с охватом не менее 70 тыс. человек;
привлечение не менее 10 потенциальных инвесторов в туристическую отрасль Республики Башкортостан;
организация не менее 8 глэмпингов на территории Республики Башкортостан;
доведение общего количества указателей туристской навигации на территории Республики Башкортостан (дороги федеральные, региональные и местного значения, навигация в городах) до 1500 единиц;
обеспечение принятия проекта закона Республики Башкортостан "О геопарках Республики Башкортостан";
разработка первого в России специализированного проекта "Создание Национальной академии гостеприимства", предлагающего комплексные современные образовательные продукты для сотрудников компаний и государственных служащих, занятых в индустрии гостеприимства.
2.7. В области инвестиционного развития и формирования благоприятной среды для ведения бизнеса в целях достижения в 2022 году темпа (индекса) роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета (2020 год - базовое значение), не ниже 109,0% к уровню 2020 года:
внедрение в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и обеспечение устойчивой позиции Республики Башкортостан в ТОП-5 регионов-лидеров;
достижение 100,0% реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по внедрению в Республике Башкортостан целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации;
реализация мер по снижению административных барьеров для бизнеса в рамках развития института оценки регулирующего воздействия на региональном и муниципальном уровнях и обеспечение лидирующего положения Республики Башкортостан в соответствующем рейтинге среди субъектов Российской Федерации;
приведение в соответствие с федеральным законодательством 100,0% региональных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
внедрение в Республике Башкортостан 5 элементов системы поддержки новых инвестиционных проектов "Региональный инвестиционный стандарт";
сохранение числа приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан не менее 280;
обеспечение сбора сведений об инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, не вошедших в выборочную совокупность и подавших сведения в инициативном порядке;
осуществление ежемесячного мониторинга ключевых показателей системообразующих организаций в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 февраля 2021 года N 38 "Об организации информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Башкортостан и организациями, входящими в перечень системообразующих организаций Республики Башкортостан, при проведении мониторинга ключевых показателей";
обеспечение реализации 2 проектов Республики Башкортостан с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов.
2.8. В сфере территориального развития:
В целях стимулирования деловой активности органов местного самоуправления Республики Башкортостан, выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения:
проведение республиканского конкурса "Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан" и определение по его итогам 30 победителей;
внедрение обновленного стандарта деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан.
В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производств и дальнейшего повышения качества жизни населения субтерриторий Республики Башкортостан:
утверждение Стратегии социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации;
разработка и утверждение Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2022-2024 годы.
В целях улучшения инвестиционного и делового климата, территориального развития, а также повышения уровня социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан:
доведение количества резидентов ОЭЗ ППТ "Алга" до 13 единиц;
завершение разработки и утверждения проектно-сметной документации по строительству объектов инженерной, транспортной и административной инфраструктур площадок ОЭЗ ППТ "Алга";
завершение строительно-монтажных работ по созданию объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктур площадки N 1 ОЭЗ ППТ "Алга";
определение якорных инвестиционных проектов и новых площадок для их реализации в рамках проработки вопроса об увеличении площади ОЭЗ ППТ "Алга";
обеспечение привлечения на ТОСЭР не менее 20 резидентов с созданием не менее 745 рабочих мест.
2.9. В сфере государственного и муниципального управления:
В целях сохранения сбалансированности бюджетной системы, качества управления региональными финансами не ниже надлежащего и позиции Республики Башкортостан как заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости:
активная реализация Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 июля 2019 года N 816-р, выполнение утвержденных индикаторов ожидаемых результатов с обеспечением дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в сумме не менее 6,2 млрд. рублей;
выявление резервов доходного потенциала консолидированного бюджета Республики Башкортостан в рамках Межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан;
снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам в бюджет Республики Башкортостан, в том числе в рамках деятельности муниципальных межведомственных комиссий по вопросам легализации объектов налогообложения и погашения налоговой задолженности;
повышение качества администрирования неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан;
усиление адресной работы с налогоплательщиками в части легализации объектов налогообложения, выявления недобросовестных налогоплательщиков, повышения налоговой грамотности;
ответственное исполнение бюджета Республики Башкортостан с обязательным соблюдением принципов оптимизации, приоритизации и сдерживания бюджетных расходов, осуществление жесткого контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечение ответственности за их нарушение;
гарантированное исполнение социальных обязательств бюджета Республики Башкортостан;
соблюдение в полном объеме условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан;
привлечение заемных средств в целях реализации инфраструктурных проектов при сохранении высокой степени долговой и финансовой устойчивости, позволяющей отнести Республику Башкортостан к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
реализация планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению доходов за счет имеющихся резервов в рамках плана оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2018 года N 936-р;
осуществление мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами в целях создания стимулов к повышению уровня финансового менеджмента с сохранением количества бюджетов муниципальных образований, имеющих I и II степени качества управления муниципальными финансами, не менее 42 единиц;
повышение открытости бюджетных данных, формирование и размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с сохранением позиции Республики Башкортостан в группе регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.
В целях содействия развитию конкуренции в Республике Башкортостан необходимо обеспечить исполнение требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, а также достижение показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан на 2022-2025 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 года N РГ-491.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, увеличения объемов неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан от сдачи в аренду государственного имущества и доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, обеспечения улучшения жилищных условий граждан в 2022 году:
завершение мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об административно-территориальной границе Республики Башкортостан;
предоставление не менее 200 свидетельств о предоставлении единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства;
дополнение перечня государственных услуг, оказываемых Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, тремя новыми услугами и обеспечение перевода всех государственных услуг в электронный вид.
В целях повышения общего уровня правопорядка и комплексной безопасности за счет эффективной координации деятельности всех звеньев Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
снижение смертности при пожарах и на водных объектах, а также недопущение перехода огня на населенные пункты при лесных и степных пожарах;
выполнение положений Указа Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" в части благоустройства и оборудования 200 пляжей;
реализация Стратегии развития пожарно-спасательных сил на территории республики до 2030 года;
обеспечение цифровой трансформации системы обеспечения безопасности.
2.10. В сфере государственных и муниципальных услуг:
обеспечение организации предоставления по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах государственных услуг в сфере опеки и попечительства, предоставляемых органами местного самоуправления Республики Башкортостан в рамках переданных государственных полномочий.
2.11. В сфере стратегического планирования и проектного управления:
приведение Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, плана ее реализации, а также государственных программ Республики Башкортостан в полное соответствие с национальными целями, задачами, целевыми показателями, установленными указами и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
обеспечение перехода на работу в систему управления региональными и приоритетными проектами в процессе мониторинга реализации проектов, в том числе кассового исполнения проектов, контрактации и строительной готовности.
2.12. В сфере бюджетных инвестиций:
организация планомерной работы по подаче и формированию заявок, своевременной подготовке документации на привлечение федерального финансирования;
организация работы по обеспечению освоения не менее 95,0% средств, выделенных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы;
сокращение не менее чем на 10,0% количества объектов незавершенного строительства, в том числе за счет соблюдения нормативных сроков строительства объектов и технологии производства строительно-монтажных работ, своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
формирование перечня социальных объектов и объектов коммунальной инфраструктуры, планируемых к реализации на условиях государственно-частного партнерства, концессионных соглашений для привлечения внебюджетного финансирования;
использование механизма концессионных соглашений по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
Глава Республики Башкортостан |
Р.Ф. Хабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 г. N 200 "Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2021 году и о приоритетных задачах на 2022 год"
Вступает в силу с 29 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 6 мая 2022 г., N 202205060006, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 19 от 4 июля 2022 г., ст. 1230