Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2022 г. N 3а-412/2022 (3а-2501/2021)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-412/2022 (3а-2501/2021) по административному исковому заявлению М.А.И., М.С.И. к Думе г.о. Самара об оспаривании нормативно-правового акта в части, установил:
М.А.И., М.С.И. (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 г. N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
В обоснование заявленных требований указывается, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>. М.А.И. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, М.С.И. - с кадастровым номером N.
Участки расположены в территориальной зоне Ж1, при этом на часть участков действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением участков в границах красных линий.
Установление красных линий нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку лишает их возможности реализовать надлежащим образом свои права на земельные участки.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности К.Т.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности П.А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение административного органа принято в соответствии с нормами законодательства, имеющими большую юридическую силу, проверялось в порядке судебного нормоконтроля в полном объеме (решение Ленинского районного суда г. Самары от 5 мая 2012 г.), не нарушает права и законные интересы заявителей. Действительно, часть земельных участков принадлежит территории общего пользования. Решением Думы г.о. Самара N 181 красные линии были перенесены на схему N 5 "Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры". Изначально при разработке Генерального плана использовались Схема магистралей, городского и внешнего транспорта по Генеральному плану Куйбышева, утвержденная в 1987 году" и Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись.
Представители Главы г.о. Самары и Департамента градостроительства городского округа Самары в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства Самарской области представил в суд письменные пояснения на заявленные требования, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о. Самара.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 3 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что М.А.И., М.С.И. являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>. М.А.И. принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, М.С.И. - с кадастровым номером N, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, участки расположены в территориальной зоне Ж1, при этом на часть участков действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением участков в границах красных линий.
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административных истцов об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административного ответчика о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 г. N 226, а также перенесены из схемы развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.
Кроме того, как следует из представленных административными истцами доказательств (решение Октябрьского районного суда от 29.01.2009 по делу N 2-280/2009), изначально жилой дом, который располагался на земельном участке площадью 444 кв. м был приобретен 19.09.1979 М.С.И. на основании договора купли-продажи у Р.Т.А. Указанный земельный участок был разделен на основании решения Октябрьского районного суда от 29.01.2009 между истцами. Таким образом, земельные участки по данному адресу в составе единого земельного участка в данных границах сформированы ранее принятия как Генерального плана г. Куйбышева 1987 г., так и Генерального плана г.о. Самара.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181, в части установления красных линий в границах спорных земельных участков.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования М.А.И., М.С.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2022 г. N 3а-412/2022 (3а-2501/2021)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании