В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 382 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики Дагестан" и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2016 г. N 103, приказываю:
1. Утвердить доклад по правоприменительной практике Управления недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2021 год.
2. Управлению недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан: www.mprdag.ru.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио министра |
Б. Насрутдинов |
Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии
Республики Дагестан
от 31.03.2022 г. N 63
Доклад
по правоприменительной практике отдела геологического надзора Управления недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного геологического (контроля) надзора за 2021 год
Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2021 год подготовлен во исполнение ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Государственный геологический надзор направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области недропользования. Целью геологического надзора является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством соблюдения норм и правил, связанных с использованием и охраной недр, обеспечением государственного надзора за геологическим изучением, охраной рациональным использованием недр и соблюдением пользователями недр условий, определенных в лицензии на пользование недрами.
Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов Республики Дагестан, принятых в пределах полномочий по урегулированию отношений в области использования и охраны недр, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах.
Информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля:
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).
- Досудебное обжалование через личный кабинет на портале госуслуг.
Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Региональный государственный геологический надзор осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерство) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее ФЗ - 248).
Отдел геологического надзора осуществляет региональный государственный геологический надзор в соответствии с Положением о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики, утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан N 382 от 30.12.2021 г.
За 2021 год отделом геологического надзора Управления недропользования были проведены 4 плановые проверки в части соблюдения законодательства в сфере пользования недрами. По результатам проверок по 3 материалам составлены акты и по результату 1 проверки составлены протокола и направлены в мировой суд по подведомственности для принятия мер административного воздействия.
За 2021 год совместно с Махачкалинской и Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено 18 совместных проверок, в рамках которых составлены справки-заключения.
По результатам проверок за нарушение законодательства в сфере недропользования наложены 2 штрафа на общую сумму 40 тыс. руб., вынесено 3 предупреждения.
По материалам, представленным маркшейдерской организацией "ООО МАГ-С" возбужден административный материал в отношении юридического лица и должностного лица и наложены 2 штрафа на общую сумму 830 тыс. руб.
Также по материалам МВД за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых привлечено к административной ответственности за незаконное пользование недрами 6 лиц (5 - физических, 1 - юридическое лицо) наложено штрафов на общую сумму 817 тыс. руб.
Для принудительного взыскания штрафов были направлены мировым судьям и приставам 4 административных материала.
Общая сумма наложенных штрафов - 1 707000 руб.
В текущем году произошли масштабные изменения в контрольно-надзорной деятельности в связи с вступлением с 1 июля 2021 г в силу Федерального закона от 31 июня 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающий множество нововведений в осуществлении государственного контроля (надзора), и в том числе с точки зрения его цифровизации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31 июля 2020 г."
Двумя основными показателями стратегии цифровой трансформации в части контроля выделяют:
- Перевод документов, составляемых при проведении контрольных мероприятий и их результатов в электронный вид (акты, протоколы, проверочные листы, экспертизы, предостережения).
- Дистанционное проведение контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использование чек-листов в электронном виде.
В частности, дистанционное взаимодействие включает в т.ч.:
- дистанционную форму выездных проверок (в том числе посредством аудио- или видеосвязи);
- чек-листы (перечень требований, на соответствие которым проводится проверка) будут формализованы и переведены в электронный вид, все контакты контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде, а историю этого электронного взаимодействия возможно отследить.
- досудебное обжалование - электронный формат подачи жалобы на решение, действия (бездействие) контрольных (надзорных) органов, должностных лиц.
В рамках цифровизации, на федеральном уровне создан Единый реестр видов контроля (надзора), куда включены виды контроля всех уровней, их описание, будет указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля. Единый реестр сформирует набор данных, который будет использоваться различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В итоге вся совокупность данных о контроле в РФ станет единообразной. Её можно будет анализировать, формировать статистику, принимать на её основе управленческие решения.
Ключевой системой является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. На документы, оформляемые контрольно-надзорным органом, будет наноситься сформированный реестром QR-код, обеспечивающий переход на запись о профилактическом мероприятии, КНМ в реестре. Это позволит подконтрольным субъектам проверять легальность контрольно-надзорного мероприятия и упростит работу с реестром проверяющим органам. Также реестр обеспечивает возможность формирования, утверждения КНО в машиночитаемом формате плана проведения плановых КНМ, в том числе путем интеграции ведомственной информационной системы, с которой мы работаем ТОР КНД (типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности) с реестром. Все данные из ТОР КНД будут аккумулироваться в ЕРКНМ.
Вся информация будет вноситься в реестр из справочников (системы ЕРВК).
Также на портале государственных услуг заработает сервис досудебного обжалования действий контрольно-надзорных ведомств, будет осуществляться исключительно в электронном формате (обязательным такое обжалование станет с 1 января 2023 года). Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ установлен порядок досудебного обжалования (статьи 40-43). Польза такой процедуры состоит в возможности видеть, какие виды надзора, надзорные действия, обязательные требования вызывают на практике наибольшие трудности и обжалования для дальнейшей корректировки.
Главные изменения в связи с введением Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ:
- Риск-ориентированный подход, связанный с оценкой на основе рисков причинения вреда, при котором частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта. Всё это невозможно без цифровизации работы с информацией о подконтрольной среде, использования систем учета поднадзорных объектов.
- Приоритет профилактики над наказаниями: вводится 5 видов профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) профилактический визит.
- Контроль оценивается по предотвращенным рискам.
- Отказ от проверки как единственного мероприятия: вводится 10 способов осуществлять контроль (надзор):
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
Информатизация: взаимодействие контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде.
Создан реестр видов контроля. Если вида контроля нет в реестре, контроль не проводится.
Региональный государственный экологический надзор осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в соответствии требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Необходимо усиливать такие инструменты государственной экологической политики, как экологическое просвещение, воспитание, формирование экологической культуры населения. При этом следует жестко пресекать правовой нигилизм и умышленное нарушение экологических норм. Достижение данных целей будет способствовать снижению риска возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отделом геологического надзора Управления недропользования Минприроды РД будет продолжено осуществление контроля за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства в сфере недропользования на территории Республики Дагестан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 31 марта 2022 г. N 63 "Об утверждении Доклада по правоприменительной практике"
Вступает в силу с 31 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован не был