В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2016 г. N 103 приказываю:
1. Утвердить доклад по правоприменительной практике Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения за 2021 год.
2. Отделу особо охраняемых природных территорий Управлению особо охраняемых природных территорий и охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан разместить доклад в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан: www.mprdag.ru.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио министра |
Б. Насрутдинов |
Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии
Республики Дагестан
от 31.03.2022 г. N 66
Доклад
по правоприменительной практике Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения за 2021 год
Региональный государственный контроль (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный контроль (надзор) является важнейшим инструментом, направленным на обеспечение экологической безопасности, предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ).
Целью государственного контроля (надзора) является поддержание благоприятного качества окружающей среды посредством обеспечения контроля (надзора) за выполнением соблюдения природоохранного законодательства всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием территорий ООПТ.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны ООПТ, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Информационные системы государственного контроля:
- единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
- досудебное обжалование через личный кабинет на портале госуслуг;
- информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерство) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее ФЗ-248) и Постановлением Правительства Республики Дагестан N 103 от 22.04.2016 г. "О вопросах Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан".
Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности в границах ООПТ.
В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство выполняет следующие функции:
- участвует в реализации региональной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Дагестан;
- участвует в развитии системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Дагестан;
- обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении, в установленном порядке, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны и использования ООПТ;
- осуществляет в пределах своей компетенции, координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны и использования ООПТ;
- организует и осуществляет государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ.
- участвует в организации обеспечения населения информацией в области особенностей функционирования ООПТ.
В 2021 год Министерством плановых и внеплановых проверок в области охраны и использования ООПТ индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не проводилось.
За 2021 год Министерством рассмотрено 50 административных дел о нарушениях природоохранного законодательства в границах ООПТ.
Вынесено административных штрафов на сумму 159 тысяч рублей по статье 8.39 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления). Взыскано штрафов на сумму 117 тысяч рублей.
В связи с вступлением с 1 июля 2021 г в силу Федерального закона от 31 июня 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предусматривающий множество нововведений в осуществлении государственного контроля (надзора), и в том числе с точки зрения его цифровизации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31 июля 2020 г."
Двумя основными показателями стратегии цифровой трансформации в части контроля выделяют:
- перевод документов, составляемых при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и их результатов в электронный вид (акты, протоколы, проверочные листы, экспертизы);
- дистанционное проведение контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использованием чек-листов в электронном виде.
В частности, дистанционное взаимодействие включает в т. ч.:
- дистанционную форму выездных проверок (в том числе посредством аудио- или видеосвязи);
- чек-листы (перечень требований, на соответствие которым проводится проверка) будут формализованы и переведены в электронный вид, все контакты контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде, а историю этого электронного взаимодействия возможно отследить;
- досудебное обжалование - электронный формат подачи жалобы на решение, действия (бездействие) контрольных (надзорных) органов, должностных лиц.
В рамках цифровизации, на федеральном уровне создан Единый реестр видов контроля (надзора), куда включены виды контроля всех уровней, их описание, будет указано, какие надзорные органы будут осуществлять конкретный вид контроля. Единый реестр сформирует набор данных, который будет использоваться различными информационными системами, включая Единый реестр контрольных мероприятий и ведомственные информационные системы. В итоге вся совокупность данных о контроле в Российской Федерации станет единообразной. Её можно будет анализировать, формировать статистику и принимать на её основе управленческие решения.
Ключевой системой является Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. На документы, оформляемые контрольно-надзорным органом, будет наноситься сформированный реестром QR-код, обеспечивающий переход на запись о профилактическом мероприятии, КНМ в реестре. Это позволит подконтрольным субъектам проверять легальность контрольно-надзорного мероприятия и упростит работу с реестром проверяющим органам.
Также реестр обеспечивает возможность формирования, утверждения КНО в машиночитаемом формате плана проведения плановых КНМ, в том числе путем интеграции ведомственной информационной системы, ТОР КНД (типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности) с реестром. Все данные из ТОР КНД будут аккумулироваться в ЕРКНМ.
Вся информация будет вноситься в реестр из справочников (системы ЕРВК).
Также на портале государственных услуг заработает сервис досудебного обжалования действий контрольно-надзорных ведомств, будет осуществляться исключительно в электронном формате (обязательным такое обжалование станет с 1 января 2023 года). Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ установлен порядок досудебного обжалования (статьи 40-43). Польза такой процедуры состоит в возможности видеть, какие виды надзора, надзорные действия, обязательные требования вызывают на практике наибольшие трудности и обжалования для дальнейшей корректировки.
Для перехода к осуществлению регионального экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Постановлением Правительства Республики Дагестан будет утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Дагестан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 31 марта 2022 г. N 66 "Об утверждении Доклада по правоприменительной практике"
Вступает в силу с 31 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован не был