В соответствии с ч. 3 с. 214 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", приказываю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио министра |
А. Магомедов |
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель первичной
профсоюзной организации
в Министерстве по туризму
и народным художественным
промыслам Республики Дагестан
Абакаров Э.Х.
"__" ____ 2022
Утверждено
приказом Министерства по туризму
и народным художественным
промыслам Республики Дагестан
N 27/ОД 15 марта 2022
Положение
о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан (далее - Министерство, Положение о СУ ОТ) разработано с учетом:
- Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.;
- раздел X "Охрана труда" ТК РФ;
- ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
- ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
1.2. Положение о СУ ОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в Министерстве, разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.3. СУ ОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
- организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, направленных на функционирование СУ ОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУ ОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и прочее).
1.4. Положение о СУ ОТ распространяется на всех работников Министерства. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, структурных подразделениях.
1.5. Положение о СУ ОТ о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения на объекте Министерства, распространяются на всех лиц, в том числе представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей, включаются в договоры о выполнении подрядных работ.
1.6. Для целей настоящего Положения о СУ ОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасных условий нахождения в здании и осуществления в нем трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания работников министерства и иных заинтересованных сторон.
1.7. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУ ОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа и включается в договоры о выполнении подрядных работ.
1.8. Положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории Министерства, определяющее правила организации данных работ, а также документы, представляемые перед допуском к ним, утверждаются Министром по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан (далее - министр).
1.9. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУ ОТ осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, утвержденный приказом от 03.09.2021 N 73/ОД.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Министерства, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.
2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников министерства в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.3. В Министерстве обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУ ОТ.
2.4. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
2.5. Министерство гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
2.6. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- оценка уровней профессиональных рисков;
- обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
- обучение в области охраны труда;
- внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
- приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой для работников;
- организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
- организация площадки и размещение на ней инвентаря для занятий спортом;
- установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
2.7. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам министерства в области охраны труда. При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУ ОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУ ОТ.
3. Разработка и внедрение СУОТ
3.1. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
3.2. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ должны быть доведены до сведения работников всех уровней управления в Министерстве.
3.3. Министр и его заместители являются ответственными за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Министерстве, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
3.4. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
3.5. Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням управления, закрепляются в должностном регламенте ответственного работника соответствующего уровня управления.
3.6. В Министерстве устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
3.7. Уровни управления охраной труда:
1) в Министерстве в целом - уровень управления "А";
2) в структурном подразделении - уровень управления "Б".
3.8. На уровне управления "А" устанавливаются обязанности:
1) Министерство в лице Министра;
2) заместителя Министра, курирующего вопросы организации работ по охране труда.
3.9. На уровне управления "Б" устанавливаются обязанности:
1) начальников структурных подразделений, их заместителей;
2) специалиста по охране труда и председателя первичной профсоюзной организации в Министерстве;
3) иных работников.
3.10. Обязанности в рамках функционирования СУ ОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Министерство в лице Министра - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
2) заместитель Министра - организация работ по охране труда;
3) начальник структурного подразделения, его заместитель:
- обеспечение функционирования СУ ОТ на уровне структурного подразделения;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников структурного подразделения в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) специалист по охране труда и председатель первичной профсоюзной организации в Министерстве:
- координация всех направлений функционирования СУ ОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда. Перечень утверждается Министром;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
5) Иные работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
4. Планирование СУОТ
4.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
4.2. В целях обнаружения, распознавания и описания опасностей учитываются рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
4.3. В Министерстве обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
4.4. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Министерства.
4.5. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
4.6. План мероприятий утверждается Министром и согласовывается председателем первичной профсоюзной организации в Министерстве.
4.7. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) наименование планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
4.8. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
- выделяемые ресурсы и финансирование мероприятий.
4.9. Целями в области охраны труда в Министерстве в соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
4.10. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
4.11. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
4.12. Достижение целей по охране труда планируется. При планировании определяются ресурсы, ответственные лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей, влияние результатов на трудовой процесс.
5. Обеспечение функционирования СУОТ
5.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
5.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностном регламенте работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
5.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
5.4. В рамках СУ ОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях Министерства в области охраны труда;
- системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- ответственности за нарушение указанных требований;
- результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
5.5. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается с учетом Приказов Минтруда России от 17.12.2021 N 894, от 29.10.2021 N 773н. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУ ОТ.
6. Функционирование СУОТ
6.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Министерстве, являются:
- оценка профессиональных рисков;
- проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
- обучение работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
- обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
- обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
- обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение социального страхования работников;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
6.2. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Министерства устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 12 - 15);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 16 - 18).
6.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
- планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников, взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
6.4. В Министерстве проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
6.5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется инструкцией, утвержденной Министром.
7. Оценка результатов деятельности
7.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
- контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
- контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУ ОТ и системы в целом.
7.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
7.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
7.5. В Министерстве составляется ежегодный отчет о функционировании СУ ОТ.
7.6. Показатели контроля функционирования СУ ОТ определяются, в частности, следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и прочее);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
7.7. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
8. Улучшение функционирования СУОТ
8.1. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в Министерстве при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
8.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
- разработка;
- формирование;
- планирование;
- внедрение;
- контроль.
8.3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются генеральным директором.
8.4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
8.5. Взаимодействие с работниками (их представителями) в рамках СУ ОТ в целом производится на уровне управления "Б".
8.6. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУ ОТ.
Приложение N 1
к Положению о СУ ОТ в
Министерстве по туризму
и народным художественным
промыслам Республики Дагестан
Лист
ознакомления с Положением о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан
N п/п |
Должность |
Ф.И.О. |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от 15 марта 2022 г. N 27/ОД "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан"
Вступает в силу после официального опубликования
Текст приказа опубликован не был