В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 г. N 2 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении нарушений регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на 2022 г.
2. Ответственным исполнителям профилактических мероприятий, указанным в Плане профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 г. (Приложение 1 к Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении нарушений регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на 2022 г.) обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан от 30.12.2020 г. N 384 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 гг. Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя министра Н.А. Велиханова.
Врио министра |
Н. Казимагамедов |
Утверждена
приказом МЧС Дагестана
от 14 декабря 2021 г. N 210
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении нарушений регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на 2022 г.
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении нарушений регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на 2022 г. |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"; Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"; Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета приоритетной программой "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2. |
Разработчик программы |
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан (далее - МЧС Дагестана) |
Цели программы |
- предотвращение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения; - предупреждение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах производственного и социального назначения; - создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - иные цели. |
Задачи программы |
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов; - создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы. |
Сроки и этапы реализации программы |
Краткосрочный период: 01.01.2022 г. - 31.12.2022 г., плановый период - 2022 г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения; увеличение доли подконтрольных субъектов (объектов), планирующих и осуществляющих необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций до 77,5%; - увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности до 60%; - снижение общего количества выявленных нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 100% по отношению к численности проведенных проверок; - внедрение различных способов профилактики; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольно-надзорного органа; - разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектах; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению. |
Структура программы |
Программа включает 5 разделов: Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы; Раздел 2. Цели и задачи Программы; Раздел 3. Программные мероприятия; Раздел 4. Механизм реализации Программы; Раздел 5. Оценка эффективности Программы; и приложение. |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Анализ общей обстановки с чрезвычайными ситуациями, пожарами, происшествиями на водных объектах
Статистические показатели состояния обеспечения комплексной безопасности
по состоянию на 01.10.2021 год |
Всего происшествий и ЧС |
Количество человек |
|||
Пострадали |
Погибли |
Спасены |
|||
"Чрезвычайные ситуации" в том числе: |
2020 |
4 |
34 |
8 |
26 |
2021 |
3 |
3 |
3 |
0 |
|
% к АППГ |
75 |
8,8 |
37,5 |
0 |
|
- Техногенного характера |
2020 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
% к АППГ |
- |
- |
- |
- |
|
- Природного характера |
2020 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2021 |
3 |
3 |
3 |
0 |
|
% к АППГ |
300 |
0 |
0 |
0 |
|
- Дорожно-транспортные происшествия (сведения органов ГИБДД МВД РТ) |
2020 |
3 |
34 |
8 |
26 |
2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
% к АППГ |
- |
- |
- |
- |
|
- Прочие |
2020 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
% к АППГ |
- |
- |
- |
- |
|
"Происшествия" (не относящиеся к чрезвычайной ситуации) в том числе: |
2020 |
47 |
267 |
16 |
251 |
2021 |
60 |
618 |
18 |
600 |
|
% к АППГ |
127,6 |
231,4 |
112,5 |
239 |
|
- Пожары (в том числе загорания) |
2020 |
4 |
0 |
0 |
0 |
2021 |
11 |
21 |
8 |
13 |
|
% к АППГ |
275 |
0 |
0 |
0 |
|
- Дорожно-транспортные происшествия (сведения органов ГИБДД МВД РТ) |
2020 |
8 |
41 |
13 |
28 |
2021 |
2 |
16 |
6 |
10 |
|
% к АППГ |
25 |
39 |
46,1 |
35,7 |
|
- Прочие |
2020 |
35 |
226 |
3 |
223 |
2021 |
49 |
597 |
10 |
587 |
|
% к АППГ |
140 |
264,1 |
333,3 |
263,2 |
|
Итого: (происшествия и ЧС) |
2020 |
51 |
301 |
24 |
277 |
2021 |
63 |
621 |
21 |
600 |
|
% к АППГ |
123,5 |
206,3 |
87,5 |
216,6 |
Статистические показатели состояния подконтрольной среды
1.1. Информация о количестве подконтрольных субъектов
N |
Вид деятельности и основания для отнесения к категории риска |
Количество юридических лиц, в отношении которых проводятся плановые проверки |
Соотношение от общего числа ЮЛ, включенных в перечень в 2021 г., % |
|
2020 год. |
2021 год |
|||
1 |
- деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений III, IV классов (включены в Реестр опасных объектов Ростехнадзора России) |
0 |
0 |
0 |
2 |
- деятельность по эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в интересах муниципальных образований |
2 |
1 |
0,9% |
3 |
- включен в установленном порядке в состав сил постоянной готовности муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС |
0 |
0 |
0 |
4 |
- деятельность по эксплуатации объектов, на которых возможно одновременное пребывание от 1000 до 5000 человек |
0 |
0 |
0 |
5 |
- деятельность в социальной сфере: организация отдыха и оздоровления детей; предоставление социальных услуг с обеспечением проживания; оказание стационарной медицинской помощи. |
24 |
19 |
22% |
6 |
- деятельность на территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений (находится в зоне распространения лесных пожаров) |
3 |
4 |
3,5% |
1.2. Информация о применении риск-ориентированного подхода
В соответствии с статьей 46 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (проект постановления находиться на утверждении в Правительстве Республики Дагестан), установлены критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими объектов к определенной категории риска при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Постановлением определено, что с учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного их несоблюдения, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию:
- опасных производственных объектов III и (или) IV классов опасности;
- гидротехнических сооружений III и (или) IV классов;
- объектов электросетевого хозяйства напряжением до 330 киловольт в интересах муниципальных образований;
- централизованных систем в интересах муниципальных образований:
- холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
- горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
б) к категории умеренного риска
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций:
- включены (входят) в установленном порядке в состав сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют эксплуатацию объектов, на которых возможно одновременное пребывание от 1 000 до 5 000 человек;
- осуществляют деятельность:
- в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- в сфере предоставления социальных услуг с обеспечением проживания;
в) к категории низкого риска - деятельность иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью: для категории среднего риска - не чаще одного раза в четыре года и не реже одного раза в пять лет; для категории умеренного риска - не чаще одного раза в шесть лет и не реже одного раза в восемь лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
В соответствии с планом проверок на за 9 месяцев 2021 года всего проведены 116 проверки, в том числе плановые 104 и 12 внеплановых.
В мировые суды направлено 55 административных материала, 50 в отношении должностных лиц и 5 в отношении юридических лиц (За АППГ в мировые суды направлены 18 административных материалов (Увеличение на 202%), 17 в отношении должностных лиц (Увеличение на 299%) и 1 в отношении юридического лица (Увеличение на 400%). По 34 административным материалам вынесены решения о наложении штрафа на сумму 375 тыс. рублей, а по остальным срок рассмотрения не истек. Всего удержано 375 тыс. рублей, по 35 материалам в отношении должностных лиц на сумму 345 тыс. рублей, по 1 материалу в отношении юридического лица на сумму 50 тыс. рублей, а по остальным срок оплаты не истек.
По результатам проведенных проверок за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от ЧС, работниками ОНД МЧС Дагестана выдано предписаний об устранения нарушений 87 (За АППГ выдано предписаний об устранения нарушений 28, Увеличение на 238%). Предложено пунктов к устранению 337 (За АППГ 208, Увеличение на 97%).
По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики органа государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС Дагестана в 2021 гг. юридическими лицами, в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, допускались следующие типовые и массовые нарушения обязательных требований:
Не разработан (или не соответствует установленным требованиям к разработке) План действий (Инструкция) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации с необходимыми приложениями (а равно разработан формально, без учета фактической обстановки на объекте, в том числе не отражены все необходимые мероприятия по организации и обеспечению эвакуации в безопасные районы (места). |
Не создан координационный орган управления единой системы на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, не разработано положение о комиссии и документы, связанные с планированием и проведением мероприятий по выполнению основных задач координационного органа в соответствии с его компетенцией. |
Не создан орган повседневного управления единой системы на объектовом уровне - дежурно - диспетчерская служба (ДДС) организации (объекта), не разработано положение о ДДС. |
Не разработаны документы организации, связанные с планированием и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях |
Не организовано проведение обязательной подготовки работающего персонала организации по месту работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации или курсовое обучение) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ГКОУ РД "УМЦ по ГО и ЧС" и других образовательных организациях: руководителя организации, председателя и членов КЧС и ОПБ организации, работника организации, специально уполномоченного решать задачи в области ГО и ЧС, руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы организации; |
Не организовано проведение обязательной подготовки (повышение квалификации) учителей (преподавателей-организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений среднего и высшего профессионального образования по вопросам гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях в учебных заведениях МЧС России, образовательных учреждениях ДПО федеральных органов исполнительной власти, ГКОУ РД "УМЦ по ГО и ЧС" |
Не организован и не проводится сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с органом местного самоуправления (а равно не заключено соглашение о порядке обмена информацией дежурно-диспетчерской службы организации с единой дежурно-диспетчерской службой органа местного самоуправления. |
Не проводятся Комплексные учения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты 1 раз в 3 года продолжительностью до 2 суток. |
Не проводятся объектовые тренировки в организациях соц. сферы 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, на которых отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). |
Не разработан (а равно не согласован с территориальным органом МЧС России) Паспорт безопасности опасного объекта - (обязательное приложение - Расчетно-пояснительная записка). |
Продолжение в 2021 году наряду с контролем (надзором) в области защиты населения и территорий от ЧС профилактических мероприятий приведет к повышению уровня безопасности, снижению административной нагрузки, повышению прозрачности системы государственного контроля (надзора), а также созданию мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижению уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Описание текущего уровня развития профилактических мероприятий
На территории Республики Дагестан профилактическая работа осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В рамках выполнения данного постановления Правительства Республики Дагестан информация о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в полном объеме размещена на главной странице официального сайта МЧС Дагестана e-mail: mchsrd.ru в разделе "Региональный государственный надзор". В разделе сайта размещена необходимая информация по заблаговременному информированию объектов надзора о необходимых мероприятиях и разрабатываемых документах для обеспечения выполнения требований законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проводятся консультации должностных лиц объектов надзора по объемам и содержанию организационно-технических мероприятий, проводимых в организациях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ключевые риски
|
Наименование риска |
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности |
1. |
Увеличение погибших и травмированных в чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, вследствие ежегодных сезонных рисков (весенне-летний, а также осенне-зимний пожароопасный период, а также вследствие природных и техногенных чрезвычайных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать, а именно: паводки, наводнения и маловодье; природные (в т.ч. лесные) пожары; биолого-социальные угрозы; опасные гидрометеорологические и геологические явления, включая сели, оползни, лавины и иные природные риски. |
Реализация перечня типовых мероприятий сезонных профилактических операций в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, на объектах и территориях (типовых превентивных мер, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных пожарами, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ). Проведение профилактических операции совместно с подведомственными учреждениями во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. При планировании мероприятий учитываются демографические, географические, климатические условия Республики Дагестан. Формы и методы совместной работы при проведении типовых мероприятий сезонных профилактических операций определяются и утверждаются на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Дагестан. |
2. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях. |
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления или руководством организаций решения об установлении на соответствующих территориях режима чрезвычайной ситуации. На период действия особого противопожарного режима нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Дагестан и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования и реализуются меры пожарной безопасности, направленные на снижение негативных последствий, вызванных погодными явлениями, в том числе, препятствующие распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов. В период действия режима чрезвычайной ситуации осуществляется оповещение и проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая жизнеобеспечение населения, организуются работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, поддержание общественного порядка в ходе их проведения, а также непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий. |
3. |
Увеличение погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях, на объектах категорий низкого риска вследствие значительного сокращения присутствия органов надзорных подразделений МЧС Республики Дагестан. |
Повышение роли профилактики нарушений обязательных требований техногенной безопасности. Предварительная проработка с представителями бизнес-сообществ условий обеспечения техногенной безопасности соответствующих объектов и территорий (выдача рекомендаций). |
4. |
Увеличение погибших и травмированных, ущерба окружающей среде и материальных потерь в результате отсутствия выполнения мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты и объекты социального назначения |
Повышение роли профилактики нарушений обязательных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на данных объектах. Проведение профилактических осмотров и обследований в отношении данных объектов. |
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Целями программы являются:
Предотвращение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения;
предупреждение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах производственного и социального назначения;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Достижение целей будет обеспечиваться решением следующих задач:
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание системы консультирования подконтрольных объектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Раздел 3. Программные мероприятия
(Перечень профилактических мероприятий, осуществляемых для достижения целей и выполнения задач Программы)
3.1. Виды и формы профилактических мероприятий
Для решения задачи "Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения":
1. Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям:
- неясность или неоднозначность трактовки обязательных требований;
- отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования;
- избыточность, дублирование обязательного требования;
- высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности;
- отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям;
- правовая неграмотность или правовой нигилизм подконтрольных субъектов;
2. Организация и проведение анкетирования объектов надзора по вопросам выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализ полученных сведений по его результатам, установление фактического состояния выполненных объектами надзора обязанностей и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
3. Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан, Союзом "Торгово-промышленная палата Республики Дагестан", Дагестанским региональным отделением "ОПОРА РОССИИ", Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан.
Для решения задачи "Устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах производственного и социального назначения, и нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера":
4. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, расположенных:
- в границах зоны возможного затопления (подтопления) в паводковый период.
- в границах зоны, подверженной угрозе лесных пожаров.
- в пределах границы зоны возможного химического заражения, установленной вокруг химически опасного(ых) объекта(ов).
- в пределах границы зоны возможного биологического заражения, установленной вокруг биологически опасного(ых) объекта(ов).
5. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (по территориальному принципу и расчетному времени прибытия) согласно планам:
- повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней;
- предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
6. Организация подготовки, утверждение и ведение Перечня дежурно-диспетчерских служб организаций (учреждений) в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, осуществляющих деятельность на территории муниципального района, координацию деятельности которых осуществляет ЕДДС (а равно заключает с ними двухсторонние соглашения об информационном взаимодействии в области защиты от ЧС).
Для решения задачи "Создание системы консультирования подконтрольных объектов":
7. Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий;
8. Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора;
9. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений, в том числе:
- рассмотрение жалоб, полученных по "горячей линии";
- опубликование обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет;
- размещение информаций о требованиях, сгруппированных по видам предпринимательской деятельности;
- подготовка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований;
- подготовка комментариев об изменениях в законодательстве;
- проведение консультаций, инструктажей по разъяснению обязательных требований;
- проведение семинаров, вебинаров, конференций, заседаний рабочих групп по разъяснению обязательных требований.
3.2. Перечень мероприятий, проводимых структурными подразделениями МЧС Дагестана
Отдел регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Дагестана
1. Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований.
2. Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан, Союзом "Торгово-промышленная палата Республики Дагестан", Дагестанским региональным отделением "ОПОРА РОССИИ", Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан.
3. Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий;
4. Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора;
5. Организация и проведение (по результатам анализа анкетирования) мероприятий по методическому руководству и оказанию помощи в устранении не выполненных объектами надзора обязанностей и организационно-технических мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий в том числе:
- участие в выдаче исходных данных для разработки организационных документов и документов планирования (в т.ч. Планы, Приказы, Положения, Соглашения, Инструкции, Регламенты, Паспорта, Журналы, Акты и т.д.);
- участие в разработке и согласовании установленных организационных документов и документов планирования;
- участие в выдаче (при необходимости) установленных образцов (вариантов) организационных документов и документов планирования, направленных на выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
- участие в подготовке (участие в качестве посредников) в учениях и тренировках по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
6. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра организаций (учреждений), осуществляющих деятельность на территории муниципального района, расположенных:
в границах зоны возможного затопления (подтопления) в паводковый период.
- в границах зоны, подверженной угрозе лесных пожаров.
- в пределах границы зоны возможного химического заражения, установленной вокруг химически опасного(ых) объекта(ов).
- в пределах границы зоны возможного биологического заражения, установленной вокруг биологически опасного(ых) объекта(ов).
7. Организация подготовки, утверждение и ведение Реестра аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (по территориальному принципу и расчетному времени прибытия) согласно планам:
- повышения защищенности критически важных объектов регионального, территориального, местного и объектового уровней;
- предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
8. Организация подготовки, утверждение и ведение Перечня дежурно-диспетчерских служб организаций (учреждений) в ведении которых находятся объекты производственного и социального назначения, осуществляющих деятельность на территории муниципального района, координацию деятельности которых осуществляет ЕДДС (а равно заключает с ними двухсторонние соглашения об информационном взаимодействии в области защиты от ЧС).
Раздел 4. Механизм реализации Программы
4.1. Организация планирования профилактической работы
Формирование планов профилактических мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с требованиями Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - Стандарт).
Основными принципами организации планирования профилактических мероприятий являются:
- неотъемлемость от текущей контрольно-надзорной деятельности;
- профессионализм и компетентность;
- легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, и иных лиц;
- рациональность;
- открытость и доступность информации по профилактике;
- достоверность и достаточность информации по профилактике;
- понятность информации по профилактике;
- взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов;
- межведомственное взаимодействие;
- структурная и организационная обеспеченность;
- информатизация контрольно-надзорной деятельности;
- развитие.
Соблюдение указанных принципов обязательно при планировании профилактической работы.
Утвержденная программа и ежегодные планы профилактических мероприятий размещаются на официальном сайте в виде электронного документа и текстового файла, в форматах, обеспечивающих возможность сохранения, копирования и печати в соответствии с рекомендациями Стандарта.
4.2. Контроль за реализацией программы профилактики
Контроль реализации программы профилактики осуществляется руководителем программы путем проведения оценки мероприятий по профилактике нарушений и в целом программы профилактики нарушений по итогам календарного года с учетом достижения целей программы профилактики нарушений в указанной программе по установленным отчетным показателям.
4.3. Перечень должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий программы профилактики
Содержание и степень ответственности за реализацию |
Ф.И.О. и должность |
Телефон |
Руководитель Программы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
Велиханов Надим Астарханович - статс-секретарь - заместитель министра |
+7 (8722) 51-76-12 |
Должностное лицо Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан - ответственный за реализацию Программы |
Гужаев Алигайдар Гаджиевич - начальник отдела надзорной деятельности |
+7 (8722) 55-76-91 |
Структурное подразделение Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
Отдел регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС Дагестана |
|
Контактная информация Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан |
367015. РД г. Махачкала ул. М. Ярагского, 124-а тел.: 67-32-43 факс: 63-35-58 E-mail: mchs(@e-dag.ru |
Раздел 5. Оценка эффективности Программы
5.1. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Реализация намеченных программных мероприятий позволит:
- повысить эффективность и скоординированность функционирования системы защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций;
- снизить количество смертельных случаев, число пострадавших и травмированных по контрольным видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах);
- сформировать у подконтрольных объектов принципы презумпции добросовестности планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
Также результатом реализации Программы станет сокращение убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, пожарами и происшествиями на водных объектах экономике Республики Дагестан, сохранение разнообразия экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала.
Программа носит комплексный характер, и достижение поставленных целей возможно лишь при взаимосвязанном и скоординированном во времени выполнении всех программных мероприятий.
5.2. Методика расчета показателей результативности и эффективности
Показатель |
Параметры расчета |
Снижение количества людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, на 100 тыс. населения, человек (показатель группы А. 1.1) |
, где - Количество людей, погибших при ЧС, на минимизацию (недопущение) негативных последствий которых региональный государственный надзор (далее - РГН) имеет максимальное влияние, человек; - Количество людей, погибших при ЧС, на минимизацию (недопущение) негативных последствий которых РГН имеет минимальное влияние, человек; В - Численность населения Республики Дагестан, человек; - Коэффициент максимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, равен 1; - Коэффициент минимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, равен 0,05. |
Снижение количества людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, на 100 тыс. населения, человек (показатель группы А. 1.2) |
, где - Количество людей, пострадавших при ЧС, на минимизацию (недопущение) негативных последствий которых РГН имеет максимальное влияние, человек; - Количество людей, пострадавших при ЧС, на минимизацию (недопущение) негативных последствий которых РГН имеет минимальное влияние, человек; В - Численность населения Республики Дагестан, человек; - Коэффициент максимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, равен 1; - Коэффициент минимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, равен 0,05. |
Снижение материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, относительно валового регионального продукта Республики Дагестан, млн. рублей (показатель группы А.1.3) |
, где - Материальный ущерб, причиненный в результате ЧС, на минимизацию негативных последствий, которых РГН имеет максимальное влияние, млн. рублей; - Материальный ущерб, причиненный в результате ЧС, на минимизацию негативных последствий, которых РГН имеет минимальное влияние, млн. рублей; - Поправочный коэффициент, отражающий степень влияния РГН на минимизацию негативных последствий предотвращения ущерба от ЧС, и равен: 0,1 - степень максимального влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС, 0,0001 - наименьшая минимальная степень влияния РГН на минимизацию негативных последствий ЧС; В - валовый региональный продукт Республики Дагестан, млн. рублей. |
Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными, процентов (показатель группы В.3.1.24) |
, где: V - доля проверок, результаты которых были признаны недействительными; А - количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, ед.; В - общее количество проведенных проверок, ед. |
Приложение 1
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
при осуществлении нарушений
регионального государственного
надзора в области защиты
территорий от чрезвычайных
ситуаций на 2022 год
План
профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2022 г.
N п/п |
Профилактические мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Место реализации |
Ответственные подразделения |
Пояснения по порядку реализации |
1. |
Информирование |
||||
1.1 |
Размещение нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного надзора |
До 30.04.2022 г. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана. |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
1.2 |
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу |
В течение 15 дней после официального опубликования. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
1.3 |
Размещение утвержденного проверочного листа в формате, допускающем их использование для самообследования и актуализации (списков контрольных вопросов) |
До 30.04.2022 г. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
1.4 |
Размещение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска. |
До 30.04.2022 г. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Республики Дагестан от 30.09.2021 г. N 249 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
1.5 |
Размещение исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться надзорным органом у контролируемого лица |
До 30.04.2022 г. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
||||
2.1 |
Анализ и обобщение правоприменительной практики, выявление наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, классификация причин и условий возникновения типовых нарушений обязательных требований. |
До 30.04.2022 г. |
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
3. |
Объявление предостережения |
||||
3.1 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами надзорных органов |
В течение года |
|
МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
4. |
Консультирование |
||||
4.1 |
Участие в проведении публичных обсуждений результатов правоприменительной практики. Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации |
В течение года |
1 раз в полгода (февраль 2022 г. и август 2022 г.) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
4.2 |
Размещение на официальном сайте актуализированных перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом надзора; |
|
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
4.3 |
Разъяснительная работа относительно процедур контроля, в том числе размещение в открытых источниках описаний процессов проведения (административных процедур) контрольно-надзорных мероприятий; |
|
Официальный сайт МЧС Дагестана (htt://mchsrd.ru/) |
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" | |||||
5. |
Профилактический визит |
||||
5.1 |
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. |
В течение года |
|
ОНД МЧС Дагестана |
В порядке реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". |
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 248-ФЗ" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан от 14 декабря 2021 г. N 210 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении нарушений регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на 2022 г."
Вступает в силу после официального опубликования
Текст приказа опубликован не был