Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерств
образования и науки
Республики Алтай
от 11.05.2022 N 520
Положение
о региональной системе работы со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональной системе работы со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - Положение), на 2022-2024 годы определяет содержательно-целевые и организационно-технологические составляющие региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНОР и ШНСУ).
2. Региональная система работы базируется на принципах единства и целостности реализуемых мер, которые предусмотрены в документах различного уровня:
- Государственная программа Республики Алтай "Развитие образования" на 2019-2024 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Алтай от 05 июля 2019 года N 213;
- Адресные программы поддержки ШНОР и ШНСУ;
- Муниципальные программы повышения качества образования;
- Школьные программы повышения качества образования.
II. Цели и задачи
3. Повышение качества результатов образования является одним из системных приоритетов образовательной политики как в Российской Федерации, так и в Республике Алтай. Актуальными остаются проблемы обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся. В этой связи особого внимания требуют общеобразовательные организации, устойчиво демонстрирующие низкие результаты обучения, а также школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Именно эта категория школ должна находиться в фокусе мер, направленных на повышение качества образования.
4. Под школами с низкими образовательными результатами (далее - ШНОР) понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все школы в кластере, к которому относится школа.
5. Под школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНСУ), понимаются школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов. В этих школах обучаются дети, находящиеся в состоянии риска учебной неуспешности (из многодетных, неполных семей, семей с низким социально-экономическим статусом, семей, для которых русский язык не является родным), а также дети с проблемами обучения (в том числе ограниченными возможностями здоровья) и поведения. У таких школ обычно недостаточно кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения эффективного образовательного процесса.
6. В государственной программе Республики Алтай "Развитие образования" на 2019-2024 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Алтай от 05 июля 2019 года N 213, определена цель - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества.
Таким образом, поддержка и сопровождение ШНОР и ШНСУ рассматривается как необходимое условие обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию.
7. Региональная система работы со ШНОР и ШНСУ включает следующие цели и задачи:
- выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- организация работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях по мониторингу рисков снижения образовательных результатов;
- адресная поддержка школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в выявленных общеобразовательных организациях;
- развитие внутришкольных систем профилактики учебной неуспешности;
- совершенствование предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- оказание методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях;
- осуществление сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями).
8. Сокращение разрыва в качестве образования между наиболее и наименее успешными общеобразовательными организациями в Республике Алтай представляет собой комплекс мер, направленных на совершенствование качества преподавания и управления образовательными организациями, отнесенными к категории ШНОР и ШНСУ, в том числе мер, направленных на:
- мониторинг и анализ состояния школ;
- мониторинг рисков снижения образовательных результатов;
- использование результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования и обеспечения эффективного управления образовательными системами;
- поддержку адресных программ повышения качества деятельности школ, направленных на профилактику учебной неуспешности в образовательных организациях региона;
- реализацию программ профессионального развития руководителей и педагогических работников школ;
- создание условий для формирования межшкольных партнерств и сетей (организация работы ресурсных центров);
- выявление и распространение лучших практик достижения высоких образовательных результатов.
III. Выбор показателей, методов сбора информации
9. Важное место в системе работы занимает мониторинг, на основе анализа результатов которого принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию работы ШНОР и ШНСУ.
10. Система региональных показателей включает:
- Группу показателей для выявления ШНОР и ШНСУ (приложение 1);
- Группу показателей для выявления динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ (приложение 2);
- Группу показателей для оценки предметных компетенций педагогических работников в ШНОР и ШНСУ (приложение 3);
- Группу показателей по оказанию методической помощи ШНОР и ШНСУ (приложение 4).
11. Использование системы региональных показателей призвано:
- обеспечить получение регулярной и достоверной информации об эффективности реализации мероприятий по поддержке ШНОР и ШНСУ;
- обеспечить качество управленческих решений по улучшению ситуации в ШНОР и ШНСУ;
- способствовать выявлению, обоснованию и внедрению эффективных механизмов управления качеством образования.
12. Деятельность по мониторингу осуществляется на основе принципов: открытости, объективности, общественно-профессионального участия, целеполагания; устойчивости.
13. Выбор методов сбора информации определяется уровнем сложности решаемых задач.
14. Для получения информации используются аналитико-статистические данные об образовательных результатах, отчеты, данные оценочных процедур; результаты аттестации педагогических кадров; данные опросов участников образовательных отношений, исследования профессиональных компетенций педагогических работников и др.
IV. Описание методов сбора информации
15. Целью мониторинга является изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях результативности деятельности ШНОР и ШНСУ, направленных на повышение информационного обслуживания управления, эффективности принятия управленческих решений на региональном, муниципальном, школьном уровне для повышения качества образования.
16. Координатором и соисполнителем мониторингов является БОУ ДПО РА "ИПКиППРО РА".
17. По времени осуществления мониторинг подразделяется на входной, промежуточный и итоговый.
18. Мониторинг организуется по следующим направлениям:
- мониторинг идентификации ШНОР и ШНСУ;
- мониторинг динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ;
- оценка предметных и методических компетенций педагогических работников ШНОР И ШНСУ;
- мониторинг оказания методической помощи ШНОР И ШНСУ.
19. На уровне мониторинга выявления (идентификации) ШНОР и ШНСУ:
- по критерию "устойчивость образовательных результатов, обучающихся на уровне начального, основного и среднего общего образования" (ШНОР) по группам основных показателей на основе ежегодного статистико-аналитического отчета о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся и о результатах всероссийских проверочных работ (отчет предоставляется БУ РА "РЦОКО");
- по критерию "индекс социального благополучия" (ШНСУ) по показателям для расчета индекса социального благополучия школ (ИСБШ) (отчет формируется БОУ ДПО РА "ИПКиППРО РА" на основе данных предоставленных образовательными организациями);
- на уровне мониторинга динамики образовательных результатов в ШНОР и ШНСУ сбор данных осуществляется посредством опросов, диагностических карт, наблюдений, фокус-групп и других методик, в том числе оценки динамики текущей успеваемости обучающихся ШНОР и ШНСУ;
- для оценки предметных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ используются материалы для исследования компетенций работников образовательных организаций, разработанные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющими научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca5e261c3fd492a623 5a2130bcef8;
- на уровне мониторинга оказания методической помощи ШНОР и ШНСУ сбор данных осуществляется посредством количественного и качественного анализа реализации регионального и муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.
20. Результирующим продуктом мониторинга системы работы с ШНОР и ШНСУ является база статистических данных и аналитических материалов, позволяющих судить об эффективности реализации комплекса мер и оперативно принимать решения по корректировке и предупреждению нежелательных эффектов.
V. Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
21. Анализ результатов мониторинга региональных показателей предполагает:
- выявление ШНОР и ШНСУ в соответствии с методиками отнесения школ к ШНОР и ШНСУ, результирующим продуктом данного действия является определение перечня ШНОР и ШНСУ, которым будет оказываться поддержка;
- отслеживание динамики образовательных результатов ШНОР и ШНСУ с целью получения информации об эффективности реализуемого комплекса мер поддержки и предупреждения негативных последствий;
- оценку предметных компетенций педагогических работников ШНОР и ШНСУ с целью выявления дефицитов компетенций, на преодоление которых должны быть направлены дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые БОУ ДПО РА "ИПКиППРО РА";
- анализ реализации регионального и муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся с целью определения эффективности проводимых мероприятий и своевременной корректировки планов.
22. По результатам проведенного анализа результатов мониторинга региональных показателей разрабатываются адресные рекомендации на уровне:
- БОУ ДПО РА "ИПКиППРО РА" - по корректировке региональной "дорожной карты";
по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
- по организации научно-методического сопровождения и адресной помощи ШНОР и ШНСУ;
- разработке методических рекомендаций по вопросам повышения качества образования в ШНОР и ШНСУ;
- муниципальных органов управления образования - по разработке муниципальных "дорожных карт" реализации комплекса мер по повышению качества образования в ШНОР и ШНСУ, оказанию адресной поддержки ШНОР и ШНСУ;
- ШНОР и ШНСУ - по улучшению качества преподавания.
VI. Принятие мер и управленческих решений
23. Развитие системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, обеспечивается:
- разработкой комплекса критериев, показателей и инструментария оценки качества системы работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- идентификацией ШНОР и ШНСУ, выявлением динамики образовательных результатов по годам;
- разработкой региональной и муниципальных "дорожных карт" поддержки ШНОР и ШНСУ, школьных программ повышения качества образования;
- назначением регионального и муниципальных координаторов деятельности по поддержке ШНОР и ШНСУ;
- разработкой пакета нормативно-правовых документов поддержки ШНОР и ШНСУ на региональном и муниципальном уровнях;
- экспертной оценкой муниципальных программ поддержки ШНОР и ШНСУ, а также школьных программ повышения качества образования;
- реализацией сетевого взаимодействия ШНОР и ШНСУ с успешными школами (ресурсными центрами);
- разработкой и реализацией методических рекомендаций поддержки ШНОР и ШНСУ;
- оценкой профессиональных предметных дефицитов педагогов, разработкой и реализацией программ, направленных на устранение этих дефицитов;
- адресным сопровождением муниципальных координаторов и школьных команд по вопросам повышения образовательной результативности;
- тьюторским сопровождением педагогических работников ШНОР и ШНСУ;
- проведением ряда региональных мероприятий, направленных на повышение образовательной результативности ШНОР и ШНСУ;
- организацией внутришкольной системы профилактики учебной неспешности;
- разработкой адресных методических рекомендаций поддержки ШНОР и ШНСУ.
23. Управленческие решения по результатам анализа данных мониторинга оформляются через приказы.
VII. Анализ эффективности принятых мер
24. Анализ эффективности региональной системы работы со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях работы, проводится 1 раз в год и утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.