В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением. Акционерного общества "Крымэнерго" (далее - АО "Крымэнерго") (исх. от 07.02.2022 N ГД/496; рег. от 07.02.2022 N 19276-ЭП/22), письменными пояснениями Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Госкомитет, орган регулирования) (исх. от 18.02.2022 N 643/02/1; рег. от 21.02.2022 N 27954-М/22), Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ГУП РК "Крымэнерго") (исх. от 21.02.2022 N 1012/5963; рег. от 21.02.2022 N 27563-ЭП/22), Федеральной антимонопольной службой установлено следующее.
Приказом от 30.12.2021 N 61/5 Госкомитетом установлены единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Крым на 2022 год (далее - Приказ N 61/5). В соответствии с пунктом 3 Приказа N 61/5 котлодержателем по Республике Крым определено ГУП РК "Крымэнерго".
Согласно пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования), решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" утверждена форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение N 2 к приказу) (далее - Форма решения).
Пунктом 2 примечания к приложению N 7 к Форме решения установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
В соответствии с пунктом 3 примечания к приложению N 7 к Форме решения первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организацией.
Согласно частям 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 32 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
В случае, если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.
Как указывает Высший арбитражный суд Российской Федерации (определение от 17 августа 2009 г. N ВАС-9836/09), особенности правового регулирования договоров между смежными сетевыми организациями устанавливаются Правилами недискриминационного доступа в целом, а не исключительно разделом III. Таким образом, пункт 32 Правил недискриминационного доступа, предусматривающий, что до заключения сторонами нового договора отношения регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора, подлежит применению к отношениям между сетевыми организациями.
В соответствии с пп. 13 п. 17 Правил регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил регулирования, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
В соответствии с приложением 3 к приказу Госкомитета от 30.12.2021 N 61/5 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями (далее также ТСО) установлены для ГУП РК "Крымэнерго", АО "Крымэнерго", ФГУП "102 Предприятие электрических сетей" Минобороны России, ООО "Крымтранзитэнерго", ООО "Югэнергосети", ООО "СЗ Квартал 5.8", где плательщиком выступает ГУП РК "Крымэнерго".
На момент установления в декабре 2021 года органом регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год действовали договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенные территориальными сетевыми организациями Республики Крым с АО "Крымэнерго", где АО "Крымэнерго" выступало плательщиком (договоры были приложены к заявлению об установлении тарифов АО "Крымэнерго"):
- от 19.03.2021 N 2021.38216, N 2021.38366 с ГУП РК "Крымэнерго";
- от 19.03.2021 N 16 с ФГУП "102 Предприятие электрических сетей" Минобороны России;
- от 19.03.2021 N 13 с ООО "Крымтранзитэнерго";
- от 19.03.2021 N 14 с ООО "Югэнергосети";
- от 19.03.2021 N 15 с ООО "Титан".
В тарифной заявке на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год ГУЛ РК "Крымэнерго" не были представлены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенные с территориальными сетевыми организациями Республики Крым, либо оферты на заключение договоров или иные обосновывающие документы, подтверждающие намерение заключить указанные договоры с ТСО, где плательщиком выступает ГУП РК "Крымэнерго".
Таким образом, при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год в распоряжении Госкомитета были материалы, подтверждающие сложившиеся договорные отношения между ТСО, где АО "Крымэнерго" являлось плательщиком оказываемых услуг. Иные материалы в распоряжении органа регулирования отсутствовали, что не позволяло определить ГУП РК "Крымэнерго" в качестве плательщика оказываемых услуг по передаче электрической энергии в Республике Крым.
В нарушение пунктов 17, 27 Правил регулирования, пункта 32 Правил недискриминационного доступа, приложения N 2 к приказу ФАС России от 19.06.2018 N 834/18 Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии не в соответствии с договорами, заключенными между территориальными сетевыми организациями Республики Крым.
Аналогичная позиция отражена в судебной практике: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2022 N Ф06-11761/2021 по делу N А65-4048/2021.
Также ФАС России отмечает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не наделены полномочиями по определению котлодержателя в субъекте Российской Федерации, в связи с чем Приказ N 61/5 принят Госкомитетом с превышением своих полномочий в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.
Кроме того, в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
В Экспертном заключении Госкомитета по корректировке индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ГУП РК "Крымэнерго" на 2022 год - второй год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. (далее - Экспертное заключение на 2022 год) отражено, что по статье "Прочие неподконтрольные расходы за 2020 год" органом регулирования учтены расходы в размере 22 506,10 тыс. руб. на уровне предложения регулируемой организации без проведения анализа экономической обоснованности в нарушение пункта 23 Правил регулирования и положений Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Также Экспертное заключение на 2022 год не содержит анализ и расчет понижающего (повышающего) коэффициента, корректирующего необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), определяемого в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. N 254-э/1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "26 октября 2010 г."
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым нарушившим пункты 17, 23, 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 32 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, положения приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18.
2. Признать приказ Государственного комитета по тарифам и ценам Республики Крым от 30.12.2021 N 61/5 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Крым на 2022 год" решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принятым с нарушением порядка, установленного постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, от 27.12.2004 N 861, и не подлежащим применению.
3. Отменить приказ Государственного комитета по тарифам и ценам Республики Крым от 30.12.2021 N 61/5 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Крым на 2022 год".
4. Органу исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике установить и ввести в действие не позднее 01 мая 2022 года единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Крым на 2022 год в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в электроэнергетике, в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2022 г. N 268/22 "Об отмене приказа Государственного комитета по тарифам и ценам Республики Крым от 30.12.2021 N 61/5 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Крым на 2022 год"
Текст приказа опубликован не был