В соответствии с п. 18 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2021 г. N 489-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в собственности Ставропольского края, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 г.
2. Начальнику отдела организационной работы министерства культуры Ставропольского края И.С. Шутенко разместить настоящий приказ на официальном сайте министерства культуры Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного рабочего дня со дня его подписания.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра культуры Ставропольского края Г.Н. Павлову.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
Т.И. Лихачева |
Утвержден
министерства культуры
Ставропольского края
от 25 марта 2022 г. N 229
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации и находящихся в собственности Ставропольского края, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 г.
В первом полугодии 2021 года министерство культуры Ставропольского края (далее - министерство культуры) осуществляло государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в собственности Ставропольского края, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом Российской Федерации "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации", Положением о министерстве культуры Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16 августа 2012 г. N 296-п.
В отчетном периоде министерством культуры осуществлено 5 плановых проверок в отношении музеев: ГБУК СК "Государственный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко", МУК "Районный историко-краеведческий музей им. М.С. Мамонтова", ГБУК СК "Музей истории Изобильненского района", ГБУК СК "Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова" и ГБУК СК "Ипатовский районный краеведческий музей" (далее - музеи).
В ходе проведения проверок в музеях выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства в области музейной деятельности, в частности, соблюдения положений Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и Единых правил организации и комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденных приказом Минкультуры РФ от 23 июля 2020 г. N 827 (далее - Единые правила) и вступивших в силу с 01 января 2021 года.
Анализ выявленных нарушений обязательных требований в музеях показал, что наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства в сфере музейной деятельности являются:
1. В нарушение абз. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" в учреждениях не в полной мере созданы условия для обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций в части соблюдения условий хранения (недостаточное количество систем хранения).
2. В нарушение абз. 6 ст. 5 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не на всех музейных предметах присутствует учетное обозначение.
3. В нарушение абз. 20 ст. 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" порядковые номера записей в главной инвентарной книге музеев не соответствуют учетным обозначениям музейных предметов и музейных коллекций.
4. В нарушение абз. 15 ст. 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" не проводится экспертиза культурных ценностей при осуществлении первичного учета.
5. В нарушение абз. 17 ст. 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" отсутствует утвержденное положение о проведении заседаний коллегиального органа музеев, уполномоченного на проведение экспертизы культурных ценностей (экспертной фондово-закупочной комиссии музея - ЭФЗК).
6. В нарушение абз. 19 ст. 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" первичная регистрации предметов осуществляется без соответствующего приказа директора.
7. В нарушение абз. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" музейные предметы коллекции "Нумизматика", предположительно содержащие драгметаллы, не опробованы в Государственной инспекции пробирного надзора.
8. В нарушение абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" отсутствует договор с Министерством культуры Российской Федерации о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций.
9. Внутримузейные нормативные документы, регламентирующие учетно-хранительскую деятельность музеев, разработаны без учета действующего законодательства Российской Федерации.
10. В нарушение п. 1.4 Единых правил отсутствуют внутримузейные правила, определяющие учет, хранение и использование музейных предметов и музейных коллекций.
11. В нарушение п. 4.1, 4.2, 4.5, 4.11 раздела IV; п. 5.1 раздела V Единых правил отсутствуют документы порядка приема музейных предметов на постоянное хранение в музеи (экспертное заключение, утвержденное на ЭФЗК, акт приема предметов, заявление владельца или уполномоченного им лица о передаче в музей культурных ценностей с указанием формы их передачи, фотографии предметов, экспертное заключение).
12. В нарушение п. 8.3 раздела VIII Единых правил не соблюдены сроки регистрации музейных предметов в инвентарных книгах (инвентаризация).
Регулярными профилактическими мероприятиями, проводимыми министерством культуры, являются:
- поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- информирование о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований министерством культуры проведены следующие профилактические мероприятия:
- приказом министерства от 13.12.2021 N 737 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на 2022 год;
- в целях реализации приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 827 "Об утверждении Единых правил организаций комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" министерством оказывается методическая и практическая помощь музеям по разработке локальных актов, предусмотренных Едиными правилами;
- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, утвержден приказом министерства культуры Ставропольского края от 13 декабря 2021 г. N 739 и опубликован на официальном сайте министерства в сети Интернет.
В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" изменен вид и наименование контроля: "государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации" заменен на "региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации". Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2021 г. N 489-п утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.
Учитывая это и руководствуясь требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в прокуратуру Ставропольского края был направлен уточненный план, из которого исключены проверки, запланированные на второе полугодие 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Ставропольского края от 25 марта 2022 г. N 229 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике"
Вступает в силу с 25 марта 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства культуры Ставропольского края (www.mincultsk.ru)