Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 26 апреля 2022 года N 212
Обращение
Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу о необходимости нормативного закрепления деятельности по переработке торфа в целях производства органических удобрений и обеспечения доступности ресурсной базы для торфопереработчиков
Уважаемый Михаил Владимирович!
В Ленинградской области ощутимые темпы роста показывает отрасль торфодобычи и торфопереработки. Высокое качество добываемого торфа из-за уникальных физико-химических свойств (органическое вещество в составе занимает 97-98%), огромный потенциал разведанных и неразведанных болот предоставляют Ленинградской области возможность вывести собственных торфопереработчиков в лидеры и развить потенциал торфяной отрасли как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В настоящее время торфопереработчиками производится около 70 видов продукции на основе торфа. Сегодня торф - это не только топливо, но и основа почвогрунтов для выращивания овощных, цветочных, плодовых культур, газонов, деревьев и кустарников, основа покровной земли для выращивания шампиньонов, кроме того, в качестве сырья торф может использоваться и при производстве фармацевтической и косметической продукции.
Вместе с тем законодательство по регулированию торфяной отрасли не изменялось с 1960-х годов и в настоящее время вся отрасль торфодобычи и торфопереработки классифицируется исключительно как топливно-энергетическая. Однако в современных условиях добывать торф для последующего сжигания - это крайне нерациональное использование природных ресурсов, поскольку большинство способов применения торфа относится к сельскому хозяйству.
По причине формального отнесения торфоперерабатывающей промышленности к топливно-энергетической (добывающей) отрасли широкий спектр мер поддержки на федеральном уровне, направленный на поддержание товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, недоступен для торфопереработчиков.
Например, по мнению Министерства сельского хозяйства Российский Федерации (письмо Губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко от 25 марта 2022 года), торф не может считаться органическим удобрением, и деятельность по добыче и подготовке торфа, не предусматривающая обогащение состава торфа, не относится к деятельности по производству удобрений.
Вместе с тем в соответствии с межгосударственным стандартом УДОБРЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ГОСТ 34103-2017), введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 августа 2017 года N 857-ст, органическим удобрением является удобрение, содержащее органические вещества растительного или животного происхождения. При этом геологические образования растительного происхождения, такие как торф, торфотуф и т.д., могут быть использованы в качестве органического удобрения.
В целях исключения противоречий и возможности однозначного и полноценного отнесения деятельности по добыче и переработке торфа в целях производства органических удобрений к перерабатывающей промышленности полагаем необходимым поддержать производителей торфа на федеральном уровне в части уточнения (изменения) кодов классифицируемых группировок видов экономической деятельности (далее - виды экономической деятельности) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст (далее - ОКВЭД 2), кодов единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии".
В соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по переработке торфа относится к виду экономической деятельности 08.92 "Добыча и агломерация торфа" по ОКВЭД 2. Указанный вид деятельности включает не только разработку месторождений торфа, но и подготовку торфа для улучшения его качества, удобства перевозки или хранения. При этом указанная группировка не включает производство торфяных брикетов, смешанных с природным грунтом, песком, глиной, минеральными удобрениями и т.д. для горшечных культур (код ОКВЭД 2 - 20.15), а также производство изделий из торфа (код ОКВЭД 2 - 23.99).
Указанное закрепление вида экономической деятельности не является однозначным и позволяет относить к добывающей промышленности принципиально иную, затратную и технологичную деятельность по непосредственной переработке торфа (очистка торфа, фракционирование, прессование, раскисление, смачивание, смешивание, дозирование множества компонентов и микроэлементов в соответствии с необходимой рецептурой, упаковка и т.д.).
Не менее существенной является проблема необходимости уточнения кодов ТН ВЭД в отношении торфа, так как сегодня торфопереработчики вынуждены осуществлять экспортные операции органических удобрений, произведенных из торфа или на его основе в соответствии с кодом ТН ВЭД 2703 00 000 0 "Торф (включая торфяную крошку), агломерированный или неагломерированный)", который относится к группе 27 "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные". Данное обстоятельство позволяет необоснованно относить торф, используемый как органическое удобрение, а также сложные органические удобрения на основе торфа к товарам топливной отрасли, а торфопроизводителей - к сырьевым и энергетическим экспортерам.
Наряду с острой потребностью в закреплении за торфопродукцией, используемой как органическое удобрение, соответствующих видов экономической деятельности и кодов ТН ВЭД актуальным является вопрос обеспечения доступности ресурсной базы для торфодобывающих компаний.
В настоящее время у компаний отсутствует возможность прогнозирования расходов на ведение деятельности в области торфодобычи и торфопереработки ввиду отсутствия однозначного подхода в толковании норм постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).
Согласно требованиям постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых болотами, для разработки месторождений торфа применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,1.
При этом постановлением N 310 предусмотрено применение повышающих поправочных коэффициентов к ставкам платы, учитывающих категорию защитности лесов, однако в данном постановлении прямо не указано, что данные повышающие коэффициенты не подлежат применению к нелесным землям, в том числе к лесным участкам (торфяным болотам), предоставленным для добычи торфа. Отсутствие однозначного подхода в толковании рассматриваемого нормативного правового акта позволяет распространять указанные повышающие коэффициенты защитности лесов на нелесные земли (в том числе на болота-торфяники), что влечет многократное увеличение арендной платы для торфоразработчиков.
Кроме того, поскольку в подзаконном нормативном акте (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) содержится такое таксационное описание нелесных земель, как "торфоразработки", то многие разрабатываемые болота-торфяники или их участки имеют таксационное описание "торфоразработки", а не "болото", что при буквальном толковании постановления N 310 позволяет по формальному признаку не применять коэффициент 0,1 к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности, занятых болотами, так как в постановлении N 310 прямо не указано о применении последнего к "торфоразработкам".
Вместе с тем в Ленинградской области и других регионах имеется судебная практика, согласно которой суды нескольких инстанций приняли решение о невозможности применения повышающих коэффициентов защитности лесов к болотам, предоставляемым для добычи торфа, и о законности и обоснованности применения в расчете арендной платы по договорам аренды для разработки месторождений торфа за единицу площади лесного участка, занятого торфоразработками, коэффициента 0,1 к ставке платы, так как данные участки лесного фонда являются болотом, предоставляемым для добычи торфа.
Изложенные обстоятельства влекут неоднозначность правоприменения и необоснованное завышение арендной платы за пользование неудобными для использования и непригодными для лесовосстановления нелесными землями, предоставляемыми для добычи торфа (болотами), более чем в десять раз, что обуславливает экономическую нецелесообразность освоения таких площадей и, как следствие, их невостребованность в гражданском обороте, запустение, лесные пожары.
Предлагаем четко установить, что при наличии лицензии и горноотводного акта на добычу торфа и установления факта наличия границ болота вся территория в рамках
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 апреля 2022 г. N 212 "Об обращении Законодательного собрания... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.