Решение Самарского областного суда от 28 января 2022 г. N 3а-283/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-283/2022 по административному исковому заявлению А. А.К. о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил:
А. А.К. обратилась в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором просит признать недействующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником вышеуказанного земельного участка. В целях реконструкции расположенного на земельном участке жилого дома и определения параметров застройки, она обратилась в МП "<данные изъяты>" для нанесения красных линий. Из чертежа стало известно, что красная линия проходит посередине земельного участка. Наличие красных линий препятствует в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для объектов жилой застройки", так как в границах красных линий, исходя из предельных параметров разрешенного строительства, запрещено возводить и реконструировать объекты капитального строительства. Красные линии установлены оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает, что красные линии должны утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории и не могут обозначаться на документах генерального плана, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 23, подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и нарушает его права.
В судебном заседании представитель административного истца Л. А.Б. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Относительно заявленных требований Думой городского округа Самара и главой городского округа Самара, представлены письменные возражения, в которых ссылаются на то, что красные линии, определяющие границы улиц и дорог, предусмотрены как действующим Генеральным планом, так и ранее разработанной и утверждённой градостроительной документацией - Генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, которым была утверждена Схема планировочных ограничений г. Куйбышева и установлены красные линии на территории города в соответствии с ранее действующим законодательством. Согласно пункту 4.2.8 Приложения "Положение о территориальном планировании, карты и схемы" к Решению Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, при разработке Генерального плана городского округа Самара использовалась ранее разработанная градостроительная документация: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 года, а также "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, на момент принятия оспариваемого Генерального плана имелась действующая, с учетом статей 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары. Следовательно, красные линии на земельном участке с кадастровым номером N, не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Решением Думы N 181 красные линии застройки были перенесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", при этом расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия, порядка опубликования и утверждения, прав и законных интересов административного истца не нарушает, с заявлением о внесении изменений в нормативный правовой акт административный истец не обращался.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Думы городского округа Самары П. А.Ю. просил отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с позицией, изложенной в письменных возражениях.
Представители Департамента градостроительства городского округа Самара, администрации и главы городского округа Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Н. Е.С., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самара.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Изменения, внесённые Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части удаления красных линий застройки со схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете", N 29 (4806), 18.02.2012 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, официально опубликован и по данным основаниям, а также по процедуре его принятия не оспаривается.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы городского округа Самара регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Установлено, что А. А.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 760 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки", а также жилого дома с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) о переходе прав от 17.01.2022, об основных характеристиках и правообладателях объектов от 09.07.2021, 22.07.2021, 16.11.2021, договорами купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом от 06.07.2021 и 21.07.2021.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N является ранее учтенным, сведения о нем имеются с 31.03.1947. Жилой дом поставлен на кадастровый учет 23.11.2009.
Решением Советского районного суда г. Самары от 12.04.2018, вступившим в законную силу 19.05.2018, установлено, что первоначально вышеуказанный земельный участок был предоставлен на основании договора N 4938 от 31.03.1947 на право застройки ФИО1. и используется в соответствии с назначением под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком. Указанным решением за прежними собственниками было признано право общей долевой собственности на расположенный на участке реконструированный жилой дом.
По заявлению А. А.К. МП " <данные изъяты>" в сентябре 2021 года был подготовлен чертеж красных линий, согласно которому через земельный участок с кадастровым номером N проходит красная линия. Координаты красных линий нанесены согласно Схемы N 5 Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 N 539.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самары от 27.1.2022, часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Судом установлено, что красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в оспариваемой редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Представленная в материалы дела Схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в числе условных обозначений содержит "красные линии застройки".
Как видно из выкопировки из ИСОГД городского округа Самары, представленной Департаментом градостроительства, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара через земельный участок с кадастровым номером N проходит красная линия, что свидетельствует об отнесении оспариваемым нормативным правовым актом части участка к территории общего пользования.
Таким образом, в связи принятием оспариваемого нормативного акта, на часть земельного участка градостроительный регламент не распространяется.
Суд полагает, что данное обстоятельство нарушает права А. А.К., поскольку препятствует в реализации прав собственника в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для объектов жилой застройки", так как в границах красных линий запрещено возводить и реконструировать объекты капитального строительства.
Вместе с тем, по сведениям ИСОГД г.о. Самара от 20.01.2022, предоставленным Департаментом градостроительства городского округа Самара, проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен спорный земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером N впервые был поставлен на кадастровый учет 31.03.1947, предоставлен в собственность и до настоящего времени находится в собственности физического лица, имеет вид разрешенного использования "для объектов жилой застройки", на нем расположен принадлежащий административному истцу индивидуальный жилой дом.
Принимая во внимание, что статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий (ст. 42, 43 ГрК РФ), которая в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу, что требования А.А.К. о признании недействующим в части утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана городского округа Самары в редакции решения Думы от 7 февраля 2012 года N 181 заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Ссылки административного ответчика и заинтересованного лица на то обстоятельство, что изначально красные линии были определены в составе градостроительной документации к Генеральному плану г. Куйбышева, утверждённому постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226 - Схема магистралей, городского и внешнего транспорта, Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года и в неизменном виде перенесены в Генеральный план 2008 года, судом не могут быть учтены.
Предоставление спорного участка во владение и пользование физическому лицу имело место 31.03.1947. При этом, исследованные доказательства свидетельствуют о том, что на момент предоставления и до настоящего времени земельный участок не является частью территории общего пользования.
По сообщению Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.12.2021 на запрос Думы городского округа Самара, в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана в границах территории, где расположен земельный участок с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, не обозначены объекты уличной сети.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих. В связи с этим необоснованными являются ссылки административного ответчика на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", содержание которой не предполагает отображение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу РФ, которым, в свою очередь, установлено, что проект красных линий утверждается только отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены, в связи с чем отображение красных линий в Генеральном плане городского округа Самара противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Доказательства, подтверждающие, что красная линия, проходящая через земельный участок с кадастровым номером N, обозначает фактически существующие в настоящее время улицы, проезды, автодороги, отсутствуют.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования суд считает необходимым признать не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования А. А.К. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 января 2022 г. N 3а-283/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был