В Ассоциацию российских банков (АРБ) поступают обращения от кредитных организаций по вопросу применения Федерального закона от 26 марта 2022 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также его влияния на размер собственных средств (капитала) кредитных организаций.
По оценкам кредитных организаций, применение положений Федерального закона N 67-ФЗ при налогообложении кредитных организаций негативным образом скажется на размере их собственных средств (капитала), используемого для расчета обязательных нормативов кредитных организаций в соответствии с Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И 1.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ в доходах и расходах в целях налогообложения курсовые разницы от переоценки требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте, следует отражать только на дату прекращения (исполнения) данных требований и обязательств.
При этом данный подход применяется:
к доходам в виде положительных курсовых разниц, возникших при дооценке (уценке) требований (обязательств) в 2022-2024 годах;
к расходам в виде отрицательных курсовых разниц, возникших при уценке (дооценке) требований (обязательств) в 2022-2024 годах.
Указанный подход на практике приводит к следующему:
в 2022 году в целях расчета налога на прибыль кредитные организации будут учитывать расходы в виде отрицательных нереализованных курсовых разниц по переоценке требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, и не будут учитывать в налогооблагаемых доходах положительные нереализованные курсовые разницы от переоценки таких требований (обязательств), что приведет к сокращению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и возможному увеличению размера убытка при резком росте отложенного налогового обязательства, которое в полном объеме будет уменьшать размер собственных средств (капитала) кредитных организаций, определяемый в соответствии с Положением Банка России от 4 июля 2018 г. N 646-П 2;
в 2023 и 2024 годах кредитные организации в целях расчета налога на прибыль не будут учитывать как отрицательные, так и положительные нереализованные курсовые разницы от переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте.
При этом при сохранении у кредитных организаций значительных отложенных налоговых обязательств, которые будут уменьшать их размер собственных средств (капитала), у кредитных организаций возникнут значительные отложенные налоговые активы, которые, однако, не смогут в полном объеме быть приняты к учету и способствовать некоторому увеличению размера собственных средств капитала кредитных организаций, учитывая правила учета отложенных налоговых активов, установленные для кредитных организаций Банком России Положением от 25 ноября 2013 г. N 409-П 3, с учетом ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 29.11.2002 г. N 114и 4.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "114н"
Согласно пункту 3.4 Положения Банка России от 25 ноября 2013 г. N 409-П балансовая стоимость признанного отложенного налогового актива пересматривается с периодичностью, указанной в пункте 4.1 данного положения Банка России, и уменьшается в той мере, в которой отсутствует вероятность получения достаточной налогооблагаемой прибыли, которую кредитная организация вправе уменьшить в налоговых целях на вычитаемые временные разницы и (или) перенесенные на будущее убытки.
Таким образом, по мнению кредитных организаций, положения Федерального закона N 67-ФЗ окажут негативное влияние на размер собственных средств (капитала) кредитных организаций и их возможность выполнять обязательные нормативы, установленные Банком России.
В связи с изложенным просим в целях снижения негативного влияния отложенных налоговых активов и обязательств на размер собственных средств (капитал) кредитных организаций рассмотреть предложение кредитных организаций о внесении изменений в порядок учета отложенных налоговых активов и обязательств и (или) порядок расчета размера собственных средств (капитала) кредитных организаций, установленный Положением Банка России от 4 июля 2018 г. N 646-П, устраняющих вышеуказанную непропорциональность в учете отложенных налоговых активов и налоговых обязательств при расчете собственных средств (капитала).
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности кредитных организаций.
Письмо по вопросам применения Федерального закона N 67-ФЗ, содержащее также предложения по внесению изменений в порядок бухгалтерского учета отложенных налоговых активов и обязательств кредитных организаций, направленных на снижения их негативного влияния на размер собственных средств (капитал) кредитных организаций, направлено также в Минфин России.
С уважением,
Президент, |
Г.А. Тосунян |
______________________________
1Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией
2Положение Банка России от 4 июля 2018 г. N 646-П "О Методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")
3Положением Банка России от 25 ноября 2013 г. N 409-П "О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов"
4ПБУ 18/02 "Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организации", утвержден Приказом Минфина России от 29.11.2002 г. N 114и
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "114н"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 11 мая 2022 г. N А-02/1Х-192 "О влиянии на капитал Банков Федерального Закона N 67-ФЗ"
Опубликование:
-