Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 13 мая 2022 г. N 20
"Об инновационной инфраструктуре в сфере образования Хабаровского края"
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 21н "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования" в целях развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края приказываю:
1. Утвердить Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края.
2. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, краевых образовательных организаций создать условия для поддержки и развития инновационных процессов в образовательных организациях, научно-исследовательской деятельности и трансляции лучших практик.
3. Признать утратившими силу:
приказ министерства образования Хабаровского края от 31 декабря 2010 г. N 2530 "О развитии инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края";
приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 16 сентября 2013 г. N 24 "Об организации инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования Хабаровского края".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра.
И.о. министра |
Ю.В. Зотова |
Порядок
формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края
(утв. приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 13 мая 2022 г. N 20)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края (далее - инновационная инфраструктура), в том числе ее состав, основные направления деятельности, а также порядок признания образовательной организации краевой инновационной площадкой.
1.2. Инновационная инфраструктура формируется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, Хабаровского края на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, удовлетворения образовательных потребностей граждан.
1.3. Инновационную инфраструктуру составляют краевые инновационные площадки (далее - КИП).
1.4. Основными направлениями деятельности КИП являются:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
образовательных программ, программ развития образовательных организаций, в том числе работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Хабаровского края;
методик обучения профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
1.5. КИП осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям.
1.6. КИП признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, (далее - организации), независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии), муниципальные методические службы, а также профессиональные объединения педагогов, некоммерческие общественные организации, корпоративные центры обучения на предприятиях, научные организации, муниципальные и региональные методические центры, муниципальные органы управления образованием, реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования Хабаровского края.
1.7. КИП в соответствии с направлениями деятельности объединены в две подсистемы: генерирующую и содействующую.
1.8. Структурные единицы генерирующей подсистемы: инновационная площадка; инновационные комплексы.
Инновационная площадка - образовательная организация, осуществляющая инновационную деятельность в сфере регионального образования по одному или нескольким направлениям, имеющим существенное значение для обеспечения прогрессивных изменений качества образования. Деятельность инновационных организаций направлена на поиск новых средств, нового содержания и технологий образования, разработку инновационных процессов, механизмов, развитие инновационного типа поведения педагогических кадров на основе освоения новых профессиональных компетенций.
Инновационный комплекс - объединение организаций, имеющее свою инфраструктуру, коллектив педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
Деятельность инновационного комплекса направлена на освоение радикальных новшеств в сфере образования Хабаровского края, развитие пространства инноваций, объединяющих группы образовательных организаций в рамках одного или нескольких муниципальных образований, объединение нескольких организаций вокруг лидера инноваций.
Результатами деятельности инновационных площадок и инновационных комплексов являются: инновационный образовательный продукт, представленный в формате, готовом для внешней экспертизы и последующей трансляции в образовательной системе края, представленный в форме:
учебно-методического (научно-методического, методического) описания организации образовательной деятельности и ее эффективности (описание модели образовательной деятельности; образовательной практики);
комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.);
описания необходимых и достаточных условий реализации данного продукта в практической деятельности.
Инновационный образовательный продукт должен быть направлен на решение задач приоритетных проектов (программ) развития образования Хабаровского края и выбранной тематике инновационного проекта (программы) на текущий период.
1.9. Структурные единицы содействующей подсистемы: апробационные площадки; центры трансфера технологий; центры компетенций; педагоги-исследователи.
Апробационные площадки - организации, проводящие апробацию инновационных педагогических методик, технологий и учебных изданий, обеспечивающих значительное продвижение в решении актуальных задач образовательной политики Хабаровского края.
Деятельность апробационной площадки предполагает результат в виде внедрения в образовательную деятельность инновационных продуктов, технологий и мониторинг эффективности их использования.
Центр трансфера технологий - организация, на базе которой проводятся практические мероприятия (педагогические практики, стажировки) в области инновационных образовательных технологий (освоение и распространение технологически сложных инноваций) для педагогических и руководящих работников.
Результатом деятельности центра трансфера технологий являются образовательные продукты в форме программ стажировок; учебно-методические комплексов к программам стажировок; разработанные, апробированные и описанные модели взаимодействия центров трансфера технологий с образовательными организациями, для которых они являются наставниками и др.
Центр компетенций - организация, выстраивающая инновационную образовательную и управленческую практику, аккумулирующая (собирающая, формализующая и распространяющая) определенные знания и опыт в области приоритетных направлений развития системы образования Хабаровского края и являющаяся ресурсом в формировании актуальных педагогических или управленческих компетенций.
Педагог-исследователь - педагог образовательной организации, принимающий активное участие в разработке, апробации и внедрении нового содержания, технологий, осуществляющий индивидуальные исследования или участвующий в коллективных исследованиях по приоритетным направлениям развития системы образования края, имеющий опыт работы не менее пяти лет.
2. Управление деятельностью КИП
2.1. В целях формирования и функционирования инновационной деятельности в сфере образования министерство создает краевой координационный совет по управлению инновациями (далее - краевой совет). Краевой совет - это постоянно действующий государственно-общественный орган при министерстве, деятельность которого направлена на формирование краевой инновационной политики, координацию и регулирование инновационной деятельности в сфере образования. В краевой совет входят представители министерства и, по согласованию, представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, общественных организаций. Состав краевого совета формируется в количестве 20 человек и утверждается распоряжением министерства. Изменения персонального состава краевого совета осуществляется на основании решения министерства и оформляется распоряжением министерства.
Возглавляет краевой совет председатель. Краевой совет осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, утвержденным на первом заседании.
2.2. Основной формой деятельности краевого совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Краевой совет вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседаниях присутствует не менее 2/3 от общего числа членов.
2.3. Решения краевого совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
2.4. Решения краевого совета оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем краевого совета. При равенстве голосов членов краевого совета решающим является голос председателя краевого совета, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании. Протокол заседания оформляется в срок, установленный регламентом.
2.5. Региональным оператором инновационной инфраструктуры (далее - региональный оператор) является краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой институт развития образования" (далее - ХК ПРО), которое осуществляет организационно-методическое сопровождение инновационной инфраструктуры и является экспертной организацией, формирующей предложения по признанию организации-соискателя краевой инновационной площадкой:
подготавливает предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике;
информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах (программах);
представляет краевому совету предложения по признанию организации краевой инновационной площадкой;
рассматривает промежуточные и итоговые отчеты КИП.
2.6. Краевой совет и региональный оператор являются координационной подсистемой инновационной инфраструктуры.
3. Порядок признания организации КИП
3.1. Для признания организации КИП организацией-соискателем в сроки проведения краевого конкурса на присвоение статуса в инновационной инфраструктуре образования Хабаровского края, подается заявка в ХК ИРО, которая включает в себя:
паспорт проекта (программы): наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя; обоснование паспорта проекта (программы) отражающего цель, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), его значимости для развития системы образования, исходные теоретические положения; показатели проекта (программы) и их значения по годам; результаты проекта (программы), описание модели функционирования результатов проекта (программы); этапы реализации; ключевые риски и возможности, описание проекта (программы); бюджет проекта (программы);
план реализации проекта (программы), контрольные точки и завершающие события, средства контроля;
условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы);
планируемые результаты реализации проекта (программы); решение коллегиального органа управления организации-соискателя на участие в реализации проекта (программы);
предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
3.2. ХК ИРО как экспертная организация осуществляет:
проведение экспертизы заявок и оформление заключений о результатах экспертизы заявок в течение 30 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания приема заявок;
проведение экспертизы ежегодных отчетов о реализации проекта (программы) инновационных площадок до 1 февраля года, следующего за отчетным;
формирование и ведение банков данных о деятельности инновационных площадок;
экспертиза результатов и продуктов инновационной деятельности в течение 30 дней с момента их предоставления.
3.3. Основными критериями оценки представленных материалов являются:
направленность содержания и результатов проекта (программы) на решение задач федеральных и краевых проектов в сфере образования:
новизна проекта (программы) и предлагаемые инновационные подходы к его реализации;
проработанность структуры и содержания инновационной деятельности;
практическая значимость инновационного проекта (программы);
результативность реализации инновационной деятельности (выраженной в разработке востребованного образовательного продукта);
воспроизводимость результата - потенциал использования результатов реализации проекта (программы) в условиях иных образовательных организаций.
3.4. Экспертная организация имеет право привлекать к экспертной деятельности членов регионального учебно-методического объединения.
3.5. По итогам экспертизы проектов (программ) экспертная организация проводит отбор участников для очного (очного с применением дистанционных образовательных технологий) этапа краевого конкурса на получение статуса в инновационной инфраструктуре, который проводится с целью представления претендентами своих проектов (программ), их доработки и корректировки совместно с экспертами.
3.6. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы заявок и проведения очного мероприятия, направляются в краевой совет в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения очного мероприятия.
3.7. Краевой совет рассматривает представленные заключения в сроки, установленные регламентом, и представляет в министерство предложения о признании (отказе признания) организаций-соискателей КИП.
3.8. Перечень КИП, входящих в инновационную инфраструктуру, утверждается распоряжением министерства в течение 15 рабочих дней после представления в министерство предложений о признании организаций-соискателей КИП.
3.9. Признание организации КИП осуществляется на период реализации проекта (программы), определяемого министерством.
3.10. Организации, не признанные КИП, включаются в резервный кластер инновационной инфраструктуры и получают возможность доработки и корректировки своих проектов (программ) совместно с экспертами ХК ИРО и повторно представляют заявку на получение статуса в инновационной инфраструктуре в течение срока, определяемого министерством. В случае положительной оценки экспертной организацией повторных заявок эти организации получают статус в инновационной инфраструктуре путем внесения изменений в перечень КИП, утвержденный распоряжением министерства.
3.11. По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению краевого совета министерством принимается одно из следующих решений:
о прекращении деятельности КИП;
о продлении деятельности КИП.
3.12. Деятельность КИП прекращается досрочно в случаях:
получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
непредставления, а равно несвоевременного представления ежегодного отчета о реализации проекта (программы).
3.13. Вопрос о досрочном прекращении деятельности КИП рассматривается краевым советом. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты принятия решения о досрочном прекращении деятельности КИП краевой совет представляет министерству соответствующее решение.
3.14. Министерство в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от краевого совета соответствующего решения о досрочном прекращении деятельности КИП вносит изменения в перечень КИП.
4. Деятельность КИП
4.1. КИП осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке программой реализации проекта (программы).
4.2. КИП в рамках проекта (программы):
планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов;
осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы);
организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).
4.3. КИП:
реализуют утвержденный проект (программу) в установленные сроки;
обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений;
своевременно информируют министерство о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ.
4.4. КИП ежегодно представляют в министерство письменные отчеты о реализации проекта (программы) в срок до 10 декабря года, следующего за отчетным периодом.
4.5. Отчеты КИП о реализации проекта (программы) направляются на экспертизу в экспертную организацию, по результатам проведения которой в краевой совет представляется заключение о значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования в массовой практике.
5. Информационное обеспечение КИП
5.1. Функции информирования и распространения новшеств осуществляются через краевые профессиональные и общественные средства массовой информации, сайты образовательных организаций, сетевые сообщества педагогов, учебно-методические объединения.
5.2. База данных инновационного педагогического опыта формируется в ХК ИРО, является общедоступным ресурсом и размещена на цифровой платформе Иннопорт-27.
5.3. Ресурсы, перечисленные в пунктах 5.1 и 5.2 настоящего Порядка, являются обеспечивающей подсистемой инновационной инфраструктуры.
Начальник управления |
Е.В. Матаржук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 13 мая 2022 г. N 20 "Об инновационной инфраструктуре в сфере образования Хабаровского края"
Вступает в силу с 17 мая 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 16 мая 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 28 мая 2024 г. N 20
Изменения вступают в силу с 3 июня 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.