Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение, поступившее в ФНС России письмом, и сообщает следующее.
Порядок налогообложения доходов физических лиц установлен главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.
Статьей 217 Кодекса установлен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ) в статью 217 Кодекса введен пункт 17.2, предусматривающий освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Акции, указанные в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса, представляют собой акции российских организаций и (или) иностранных организаций, при условии, что эти акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона N 395-ФЗ установлено, что положения пункта 17.2 статьи 217, статьи 284.2 Кодекса применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года.
Таким образом, в редакции Федерального закона N 395-ФЗ, освобождение от налогообложения доходов от реализации акций российских организаций производится в случае, если указанные акции были приобретены начиная с 1 января 2011 года и на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ) часть 7 статьи 5 Федерального закона N 395-ФЗ признана утратившей силу.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона N 424-ФЗ доходы, полученные от реализации (погашения) соответствующих акций (долей участия), освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 17.2 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой, независимо от момента их приобретения.
Учитывая изложенное, при реализации после 27 ноября 2018 года акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 Кодекса и приобретенных в собственность до 1 января 2011 года, у физического лица не возникает дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц, и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.