Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог |
|
Сурдопереводчик |
______________________________
* Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
** При перечислении должностей специалистов через слэш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибро-/свето-/звуковыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (слуховые аппараты, портативные индукционные петли и др.); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий, а также определение нуждаемости ребенка-инвалида в услугах сурдоперевода и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), освоение элементарных бытовых действий и ориентировка в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе оборудованными вибро-/свето-/звуковыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (слуховые аппараты, портативные индукционные петли и др.); - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - беседа с ребенком-инвалидом (при необходимости с привлечением сурдопереводчика) и/или родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
||
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибро-/свето-/звуковыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и др.); - о правилах ухода за TCP; - об адресах сервисных организаций и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- по вопросам получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, белая тактильная трость, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом и др.); - по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения свето-вибрационными сигнализаторами звука, устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна; - по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного или уполномоченного представителя и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог, сурдопереводчик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, с вибро-/свето-/звуковыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, коммуникаторов и т.д.); - обучение элементарным бытовым навыкам (приготовление пищи и умения принимать её согласно правилам этикета; навыкам опрятности и др.); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений (слежение рукой по стене, пробы ногой, защитные техники рукой, передвижение с сопровождающим, передвижение с помощью тактильной трости, передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции, передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - обучение настройке телевизора с телетекстом; - обучение родителей/законных или уполномоченных представителей правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов"; и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, сурдопереводчик |
|
|
Итого по мероприятию |
0,5 |
15 |
|
|
|
Диапазонный показатель |
10-20 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида |
|
содействие в получении юридической помощи родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов включает консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льгот для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.; - о нормативном правовом регулировании порядка предоставления услуг по сурдопереводу, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) и др. |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
3 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
2-4 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
24 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
16-32 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оснащения оборудованием и вспомогательными средствами:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности |
04 27 18 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
1 |
|
4 |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
1 |
|
5 |
Расчески и щетки для волос |
09 39 06 |
1 |
|
6 |
Зубные щетки без электропривода |
09 42 03 |
1 |
|
7 |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
1 |
|
8 |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
1 |
|
9 |
Кухонные нагревательные приборы (агрегаты) |
15 03 21 |
1 |
|
10 |
Щетки для мытья посуды и ершики для мытья бутылок |
15 06 06 |
1 |
|
11 |
Тарелки и миски |
15 09 18 |
1 |
|
12 |
Оградители тарелок для пищи |
15 09 21 |
1 |
|
13 |
Пылесосы |
15 12 09 |
1 |
|
14 |
Аксессуары для мытья полов |
15 12 22 |
1 |
|
15 |
Гладильные доски и гладильные столы |
15 15 27 |
1 |
|
16 |
Стиральные машины |
15 15 33 |
1 |
|
17 |
Бельевые прищепки (зажимы) |
15 15 39 |
1 |
|
18 |
Противоскользящие материалы для полов и лестниц |
18 33 03 |
1 |
|
19 |
Тактильные материалы для полов и лестниц |
18 33 15 |
1 |
|
20 |
Увеличительные стекла, линзы и системы увеличительных линз |
22 03 09 |
1 |
|
21 |
Часы и хронометры |
22 27 12 |
1 |
|
22 |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения длины |
27 06 03 |
1 |
|
23 |
Вспомогательные средства и инструменты для измерения массы (кроме массы человека) |
27 06 12 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-бытовой реабилитации и абилитации:
1. Метод базальной стимуляции по А. Фрёлиху - метод комплексного воздействия интенсивными, "пробивающими" ограничения раздражителями с целью оказания помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. Воздействие при данном методе осуществляется на сенсорные системы организма (тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые).
2. Метод сенсорной интеграции по Д. Айрес - метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
3. Оккупационная повседневная терапия (терапия повседневных занятий) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнение трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация ребенка-инвалида.
4. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный* |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
15 |
10-20 |
Юридическое консультирование |
3 |
2-4 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
16-32 |
______________________________
* Диапазонный показатель - это интервал между минимальным и максимальным значениями, который не может изменяться (в данном примере он не может быть меньше 16 и больше 32) и зависит от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка-инвалида в мероприятиях реабилитации и абилитации, определяемых исходя из его психофизиологических возможностей, уровня сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с возрастом, родительской компетенцией. Специалист должен указать конкретное значение в рамках заданного диапазона по результатам первичной диагностики социального статуса ребенка-инвалида (социально-бытового, социально-средового, социально-педагогического, социально-психологического, социокультурного).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.