Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие новообразований.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Архитектор (инженер) |
|
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач - детский онколог, врач - детский онколог-гематолог |
______________________________
* При перечислении должностей специалистов через слэш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
** Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и передвижение в жилом помещении (при необходимости) (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и др.), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держателем для открытия и закрытия дверей, рукояткой для пользования шторами, жалюзи и др.)), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - опрос об умении пользоваться TCP и ухаживать за ними (при необходимости); - определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, своевременный приём гигиенических ванн, смена нательного белья и т.д.), режима питания, сна, отдыха; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом и в зависимости от имеющихся функциональных нарушений); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий, а также определение нуждаемости ребенка-инвалида в иных мероприятиях |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - опрос об умении пользоваться TCP и ухаживать за ними (при необходимости); - определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, своевременный прием гигиенических ванн, смена нательного белья и т.д.); режима питания, сна, отдыха; - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
||
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о специфике доброкачественных и/или злокачественных новообразований, в том числе онкогематологических, осложнениях и методах лечения (химиотерапия, лучевая терапия, хирургическое вмешательство, алопеция, побочные эффекты химиотерапии, малигнизация, криодеструкция и др.); - информирование о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания с акцентом на необходимую общую дезинфекцию помещений и предметов обихода, препятствующую распространению и рецидиву инфекций, а также проведение ежедневной влажной уборки и проветривание помещений; - информирование о принципах сбалансированного рациона питания, соблюдения санитарно-гигиенического режима, ведения дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение), соблюдения режима приема назначенных медикаментов и т.д.; - информирование о правилах безопасной жизнедеятельности ребенка-инвалида (аккуратное использование острых предметов, в том числе столовых приборов, с целью исключения потенциального риска травматизма); - информирование о службе паллиативной помощи (об оказываемых услугах и др.) (при необходимости); - информирование об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности); - информирование о правилах ухода за TCP; - информирование об адресах сервисных организаций и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач - детский онколог, врач - детский онколог-гематолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи и др.); - консультирование по вопросам приспособления к новым сторонам измененного функционирования ребенка-инвалида (соблюдение сбалансированного рациона питания, режима приема назначенных медикаментов, гигиенического режима, ведение дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение); тщательное наблюдение за физиологическими отправлениями и т.д.); - консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (с акцентом на необходимую общую дезинфекцию помещений и предметов обихода; аккуратное использование острых предметов, профилактику травм, падений и т.д.); - консультирование по вопросам возникновения неотложных состояний (кровотечения, рвота и др.), осложнений (например, после химиотерапии) (при необходимости); - консультирование по вопросам оказания паллиативной помощи ребенку-инвалиду (при необходимости); - консультирование по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения поручнями и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски); - консультирование по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного или уполномоченного представителя и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый , врач - детский онколог, врач - детский онколог-гематолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту (приготовление и прием пищи, навыки личной гигиены и опрятности в быту, уборка кровати, помещения и т.д.), в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий с учетом специфики заболевания; - обучение санитарно-гигиеническим навыкам, а также формирование навыков сбалансированного рациона питания (приёмы пищи 4-5 раз в день, включая витаминно-минеральные комплексы и т.д.); - обучение навыкам ведения дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (аккуратное использование острых предметов и др.); - обучение ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя правилам общей дезинфекции помещений и предметов обихода в месте проживания и поддержания необходимого уровня чистоты; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов", "Городской школы для родителей детей, страдающих онкологическими и гематологическими заболеваниями", "Школы пациентов" при НМИЦ онкологии Н.Н. Петрова и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
10 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
5-15 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида |
|
содействие в получении юридической помощи родителям/законным или уполномоченным представителям детей-инвалидов в целях защиты прав и законных интересов, включая консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льготам для детей-инвалидов, услугам паллиативной помощи (при необходимости), реализации ИПРА и др.; - по нормативному правовому регулированию порядка реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-3 |
|
|
||||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
18 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
10-26 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Обеденные столы |
18 03 12 |
1 |
|
2 |
Замки застежки-молнии |
09 09 15 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик и методов социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
1. Активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
2. Пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
3. Активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений):
1. Метод базальной стимуляции по А. Фрёлиху - метод комплексного воздействия интенсивными, "пробивающими" ограничения раздражителями с целью оказания помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. Воздействие при данном методе осуществляется на сенсорные системы организма (тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые).
2. Метод сенсорной интеграции по Д. Айрес - метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Занятия в жилом модуле "Санитарная комната" (обучение правилам дезинфекции помещений и предметов; санитарно-гигиеническим навыкам и др.).
Занятия в жилом модуле "Кухня" (обучение и отработка навыков правильного приготовления пищи в соответствии с рекомендуемой диетой, сбалансированным питанием).
Занятия в жилом модуле "Спальня" (обучение и отработка навыков использования специальных кроватей, опор и т.п., в соответствии с функциональным нарушением).
Программа "Школа родителей" (информирование родителя/законного или уполномоченного представителя о специфике доброкачественных и/или злокачественных новообразований, в том числе онкогематологических; оказываемой медицинской, юридической помощи (например, регламент лечения по ОМС) и др.).
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный* |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1-3 |
Консультирование |
2 |
1-3 |
Практические занятия |
10 |
5-15 |
Юридическое консультирование |
2 |
1-3 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
10-26 |
______________________________
* Диапазонный показатель - это интервал между минимальным и максимальным значением, которые не могут изменяться (в данном примере он не может быть меньше 10 и больше 26) и зависит от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка-инвалида в мероприятиях реабилитации и абилитации, определяемых исходя из его психофизиологических возможностей, уровня сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с возрастом, родительской компетенцией. Специалист должен указать конкретное значение в рамках заданного диапазона по результатам первичной диагностики социального статуса ребенка-инвалида (социально-бытового, социально-средового, социально-педагогического, социально-психологического, социокультурного).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.