Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с аномальными отверстиями (стомами) пищеварительного тракта, дыхательной, мочевыделительной системы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог |
______________________________
* При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
** Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования; - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных действий по использованию TCP (вспомогательные средства и аксессуары при уходе за стомой), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения к нуждам ребенка-инвалида (профилактика травматизма); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий, а также определение нуждаемости ребенка-инвалида в иных мероприятиях |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида, его родителя/законного или уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным или уполномоченным представителем с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
||
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - информирование о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания (прием душа со стомой, дезинфекция кожи и др.); - информирование о безопасной организации жилого помещения (профилактика ударов, падений и т.д.); - информирование об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (вспомогательные средства и аксессуары по уходу за стомой, "Санитарная комната" и др.); - информирование о правилах ухода за TCP |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
3-5 |
|
|
||||
|
Консультирование ребенка-инвалида (старше 14 лет), родителя/законного или уполномоченного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения и использования TCP (вспомогательные средства и аксессуары по уходу за стомой) для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации; - консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - консультирование по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного или уполномоченного представителя и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог |
Итого по мероприятию |
0,5 |
4 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
3-5 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом, родителем/законным или уполномоченным представителем |
|
- восстановление (формирование) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP (вспомогательные средства и аксессуары по уходу за стомой); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя правилам ухода за TCP в процессе их использования ребенком-инвалидом (замена моче-, калоприемников, дезинфекция кожи и др.); - обучение самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме; - обучение навыкам ведения "Дневника самоконтроля" при наличии стомы |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
15 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-20 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида |
|
содействие в получении юридической помощи родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов включает консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льготам для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.; - по вопросам реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
2 |
|
|
|||
|
|
Диапазонный показатель |
|
1-3 |
|
|
|
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
27 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
19-35 |
|
|
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечание |
1 |
Приспособления для ухода после трахеостомии |
09 15 12 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства для дополнительной фиксации калоприемников и мочеприемников |
09 18 19 |
1 |
|
3 |
Средства для герметизации, выравнивания и защиты кожи вокруг стомы |
09 18 20 |
1 |
Для демонстрационных целей |
4 |
Вспомогательные средства для ирригации кишечника |
09 18 24 |
1 |
Для демонстрационных целей |
5 |
Вспомогательные средства для дренирования или промывания резервуарной стомы |
09 18 28 |
1 |
Для демонстрационных целей |
6 |
Вспомогательные средства для защиты стомы |
09 18 31 |
1 |
Для демонстрационных целей |
7 |
Аксессуары для ухода за стомой |
09 18 51 |
1 |
Для демонстрационных целей |
8 |
Очистители для удаления адгезивов |
09 21 03 |
1 |
Для демонстрационных целей |
9 |
Очистители для кожи |
09 21 06 |
1 |
Для демонстрационных целей |
10 |
Изолирующие материалы |
09 21 15 |
1 |
Для демонстрационных целей |
11 |
Мочеотводники |
09 24 12 |
1 |
Для демонстрационных целей |
12 |
Вспомогательные средства для самостоятельного введения катетера |
09 24 18 |
1 |
Для демонстрационных целей |
13 |
Средства при недержании одноразового использования для детей впитывающие |
09 30 12 |
1 |
Для демонстрационных целей |
14 |
Средства для крепления нательных средств, абсорбирующих мочу и фекалии, вспомогательные |
09 30 39 |
1 |
Для демонстрационных целей |
9. Примерный перечень методик социально-бытовой реабилитации и абилитации:
1. Занятия в санитарной комнате (обучение и отработка навыков при наличии стомы: правила замены моче-, калоприемников, гигиенический туалет стомы, дезинфекция кожи, утилизация отходов, профилактика парастомальных осложнений).
2. Ознакомление с литературой и пособиями для больных со стомами (Логунова, Ю. Как дальше быть, или Краткое пособие по уходу за стомами в помощь родителям особенных малышей и младшему и среднему медицинскому персоналу/Ю. Логунова. - М., 2014. - 124 с.; Маннанов, А.Г. Уход за стомой: Актуальные вопросы и практические советы для детей и родителей/А.Г. Маннанов, Е.Ю. Ермоленко. - М., 2013. - 42 с.; Выговская, О.Н. Уход за стомами/Выговская О.Н., Ган Т.В.//Учебное пособие. - Новосибирск, 2016. - 55 с.; Помазкин, В.И. Руководство для стомированных больных/В.И. Помазкин. - Екатеринбург, 2008. - 180 с.; Мансуров, Ю.В. Пособие для стомированных пациентов/Ю.В. Мансуров. - СПб.: ООО "Б.Браун Медикал", 2020. - 42 с. и др.).
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|||
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный* |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
4 |
3-5 |
Консультирование |
4 |
3-5 |
Практические занятия |
15 |
10-20 |
Юридическое консультирование |
2 |
1-3 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
27 |
19-35 |
______________________________
* Диапазонный показатель - это интервал между минимальным и максимальным значением, который не может изменяться (в данном примере он не может быть меньше 19 и больше 35) и зависит от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка-инвалида в мероприятиях реабилитации и абилитации, определяемых исходя из его психофизиологических возможностей, уровня сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с возрастом, родительской компетенцией. Специалист должен указать конкретное значение в рамках заданного диапазона по результатам первичной диагностики социального статуса ребенка-инвалида (социально-бытового, социально-средового, социально-педагогического, социально-психологического, социокультурного).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.