Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 4 апреля 2022 г. - Постановление администрации Владимирской области от 31 марта 2022 г. N 222
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора Владимирской области
от 28 ноября 2013 г. N 1346
Государственная программа
Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области"
30 апреля, 10 ноября, 31 декабря 2014 г., 24 апреля 2015 г., 14 января, 4 февраля, 21 апреля, 8 июня, 12 июля, 19 сентября 2016 г., 7 февраля, 26 июня, 6 сентября, 6 октября, 27 декабря 2017 г., 27 марта, 13 июня, 29 декабря 2018 г., 5 июня, 10 июля, 28 декабря 2019 г., 2 марта, 14 августа, 29 декабря 2020 г., 29 марта, 29 октября 2021 г., 31 марта 2022 г.
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Владимирской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области"
Демографическая политика во Владимирской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Владимирская область является одним из 18 субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации, главной проблемой демографического развития которого остается систематическое уменьшение абсолютной численности населения. Основной причиной сокращения численности является естественная убыль населения.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики во Владимирской области численность населения в 2021 году составила 1342099 человек (АППГ 1358416). По сравнению с 2020 годом население Владимирской области сократилось на 16317 человек (на 1,2%).
В 2021 году в сравнении с 2020 годом число родившихся уменьшилось на 2,6%, умерших увеличилось на 20,0%. Превышение числа умерших над числом родившихся составляет 2,9 раза. Коэффициент рождаемости уменьшился на 1,4%, а коэффициент смертности увеличился на 22,2%. Коэффициент детской смертности увеличился на 14,0% и составил 6,5 человек умерших на 1000 родившихся. Число зарегистрированных браков увеличилось на 17,0%, разводов на 24,0%.
На численность населения области существенно влияют миграции. Подобные явления наблюдаются в межрегиональном обмене и в первую очередь со столичным регионом, особенно с Москвой. При этом следует учитывать, что туда уезжает молодежь с высоким уровнем образования, что затрудняет привлекать в область наукоемкие, инновационные производства.
Положительное сальдо миграционного обмена область имеет со странами СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан), однако приезжает молодежь, как правило с низким уровнем образования и квалификации, что не позволяет возместить качественный состав населения. Миграционный прирост по итогам 2021 года составил + 305 человек (AППГ - 1050 человек).
Демографические процессы оказывают большое воздействие на формирование регионального рынка труда, который в свою очередь влияет на его социально-экономическое развитие. Реализация направления инновационно-инвестиционного развития региона зависит от количественного и качественного состава его кадрового потенциала.
Для компенсации влияния негативных факторов и ликвидации слабых сторон экономики области необходимо сосредоточить усилия на проведении активной демографической политики в регионе. В области необходимо реализовать меры по улучшению демографической ситуации, направленные увеличение продолжительности жизни, улучшение ситуации с рождаемостью, снижение смертности, оживление миграционного притока. Наибольший вклад в рост продолжительности жизни в ближайшие годы во Владимирской области может быть обеспечен за счет снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований (онкологических заболеваний) и внешних причин смерти. Для оздоровления миграционной ситуации целесообразно развивать научно-образовательные центры (кластеры) как во Владимире, так и в других муниципальных образованиях области.
Наряду с государственными мерами по стимулированию рождаемости, необходимо усилить пропаганду многодетности, традиционных семейных ценностей, благоустраивать места для семейного отдыха, разработать систему льгот для оздоровления и отдыха многодетных семей.
2. Характеристика долгосрочных приоритетов Российской Федерации и приоритетов документов стратегического планирования Владимирской области в сфере реализации государственной программы "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и общие требования к государственной политике Владимирской области определены исходя из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указами Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р "Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года".
Важнейшими стратегическими ориентирами Владимирской области, определяющими ее конкурентные позиции в среднесрочной и долгосрочной перспективе, определенными указанными правовыми актами, являются:
- преодоление тенденций сокращения численности населения области за счет активной демографической и миграционной политики;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,9 лет к 2030 году;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
3. Обоснование целей, задач и способов их эффективного решения в соответствии с национальными целями
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа Российской Федерации и развития человеческого потенциала, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечивается путем решения задач по снижению уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, повышению качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формированию условий для активного участия в жизни общества лиц старших возрастных групп, повышению рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Источниками целей настоящей государственной программы являются Указ Президента Российской Федерации 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р:
цель 1 "Сохранение численности населения Владимирской области";
цель 2 "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,9 лет к 2030 году";
цель 3 "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов".
Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
в рамках цели 1:
- организация мониторинга демографической ситуации;
- оказание мер финансовой поддержки семьям с детьми, включающих в себя предоставление материнского капитала, в том числе регионального материнского капитала, выплаты малообеспеченным семьям с детьми от 3-х до 7 лет, выплаты малообеспеченным родителям, воспитывающим детей в одиночку, выплаты семьям с 3-мя и более детьми;
- охрану репродуктивного здоровья и здоровья беременных и новорожденных, профилактику прерывания беременности;
- информирование граждан о возникновении права на меры социальной поддержки при рождении детей;
- повышение социального статуса семьи в обществе, сохранение и развитие традиций семейной культуры (формирование в обществе нравственных, в том числе семейных ценностей, укрепление института семьи, воспитание отношения к семье и детям как к важнейшей общественной и личностной ценности);
в рамках цели 2:
- формирование условий для ведения здорового образа жизни;
- организация и проведение областных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
в рамках цели 3:
- подготовка координаторов в сфере добровольчества (волонтерства);
- вовлечение граждан в добровольческую деятельность.
Достижению целей программ будут способствовать меры по сохранению здоровья населения, повышению обеспеченности образовательными услугами, повышения качества медицинских услуг, профилактике инфекционных болезней среди старшего поколения и других, реализуемых в рамках национальных проектов "Здравоохранение", "Демография", "Образование".
Верхнеуровневые целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач приведены в Приложении к приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.