Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2022 г. N 3а-165/2022 (3а-2190/2021)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-165/2022 (3а-2190/2021) по административному исковому заявлению Ш.О.И. к Думе г.о. Самара об оспаривании нормативно правового акта в части, установил:
Ш.О.И. (далее административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением в котором, просила: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> и в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указывается, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> и фактически использует земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>. Участки представляют собой единое землепользование.
Участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Р-1 (зона центра рекреационных территорий), при этом на часть участка действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением части земельного участка в границах красных линий.
Участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Р-1 (зона центра рекреационных территорий), при этом весь земельный участок находится в границах красных линий.
Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает ее возможности осуществить перераспределение земельных участков, а также реализовать надлежащим образом свои права на земельный участок с кадастровым номером N.
В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке и надлежащим образом. Представитель административного истца по доверенности М.А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности К.П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что удовлетворение административного иска не повлечет за собой восстановление прав административного истца, поскольку постановление Администрации г.о. Самара от 07.12.2020 N 950 которым утвержден проект планировки территории не будет отменено. Требование в отношении земельного участка с кадастровым номером N заявлено необоснованно, поскольку административный истец не является его правообладателем.
Из письменных возражений на административное исковое заявление административного ответчика усматривается, что решение административного органа принято в соответствии с нормами законодательства, имеющими большую юридическую силу, проверялось в порядке судебного нормоконтроля в полном объеме (решение Ленинского районного суда г. Самары от 5 мая 2012 г.), не нарушает права и законные интересы заявителя. Решением Думы г.о. Самара N 181 красные линии были перенесены на схему N 5 "Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры". Изначально при разработке Генерального плана использовались "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта по Генеральному плану Куйбышева, утвержденная в 1987 году" и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись.
Представитель Главы г.о. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на заявленные требования, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о. Самара.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства Самарской области представил в суд письменные пояснения на заявленные требования, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о. Самара.
Допрошенный в судебном заседании специалист МП г.о. Самара "Архитектурно-планировочное бюро" С.С.С. пояснил, что документация по планировке территории была разработана в рамках муниципального контракта под многоквартирными домами. Красные линии взяты из информационной системы Департамента градостроительства г.о. Самара и закреплены проектом межевания территории как существующие. В рамках публичных слушаний по данному вопросу заявлений не поступало.
Допрошенный в судебном заседании специалист Департамента градостроительства г.о. Самара М.Е.Н. пояснила, что в настоящий момент красные линии утверждены документом по планировке территории Постановлением N 925.
Заслушав лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить частично, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 3 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления N 864 от 19.06.1997 Ш.Б.Я. в собственность был предоставлен земельный участок площадью 200 кв. м по адресу: <адрес>.
В дальнейшем, на основании статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Главы г. Самары от 30.12.2004 N 4774 Ш.Б.Я. был предоставлен смежный земельный участок площадью 253,1 кв. м из них 213 кв. м в собственность, и 40.1 в аренду сроком на 5 лет без права выкупа.
На основании данного постановления Комитетом по управлению Имуществом г. Самары с Ш.Б.Я. заключен договор аренды земельного участка от 26.05.2005 N 021712з. Земельный участок площадью 40,10 кв. м был предоставлен в аренду под приусадебное хозяйство без права выкупа и запретом на возведение капитальных строений и сооружений. На кадастровый учет земельный участок поставлен площадью 40 кв. м 07.04.2005.
В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 413 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>., является Ш.О.И. Также она занимает земельный участок с кадастровым номером N без наличия на него правоустанавливающих документов.
Участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Р-1 (зона центра рекреационных территорий), при этом на часть участка действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением части земельного участка в границах красных линий.
Согласно заключению кадастрового инженера Б.Е.В. от 04.02.2022 площадь земельного участка с кадастровым номером N, расположенная в границах красных линий, составляет 4 кв. м, что не относится к погрешности кадастровых (геодезических) измерений.
Участок с кадастровым номером N полностью располагается в границах красных линий.
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 г. N 226, а также перенесены из схемы развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.
Кроме того, как следует из представленных административным истцом доказательств, изначально спорный участок был предоставлен Ш.Б.Я. на основании Постановления N 864 от 19.06.1997 и Постановления от 30.12.2004 N 4774 в указанной площади. Таким образом, земельный участок изначально был сформирован и предоставлен ранее принятия Генерального плана г.о. Самара.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", содержание которой не предполагает отображение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу РФ, которым в свою очередь установлено, что проект красных линий утверждается только отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Ссылка на наличие утвержденного постановлением Администрации г.о. Самара N 925 от 16.12.2021 проекта планировки территории не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из текста постановления, и пояснений специалистов в отношении земельного участка с кадастровым номером N указанным постановлением красные линии не разрабатывались, а перенесены из ИСОГД. На момент рассмотрения настоящего дела сведения о внесении в ИСОГД красных линий на основании постановления Администрации г.о. Самара N 925 от 16.12.2021, а также исключения из ИСОГД данных линий, внесенных на основании Схемы N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в материалы дела административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлены.
Отображение красных линий в Генеральном плане г.о. Самара противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Доказательства, подтверждающие, что красные линии, проходящие через земельный участок, обозначают фактически существующие в настоящее время улицы, проезды, автодороги, отсутствуют.
Ссылки Думы городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05.05.2012 несостоятельны, поскольку вопрос о правомерности установления красных линий на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г. Самары в редакции решения Думы г.о. Самара от 07.02.2012 N 181, предметом разбирательства по ранее рассмотренному делу не являлся.
Отнесение части земельного участка, принадлежащего административному истцу, к территории общего пользования является нарушением его права собственности, гарантированного статьями 8, 35 Конституции Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежит судебной защите, в том числе в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181, в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование Ш.О.И. о признании недействующим данного нормативного правового акта в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N удовлетворению не подлежит, поскольку Ш.О.И. в нарушение пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ не представлено доказательств нарушения ее прав, свобод и законных интересов.
Тот факт, что административный истец фактически занимает и использует данный земельный участок, а также имеет намерение перераспределить его путем присоединения к принадлежащему ей земельному участку, в силу действующего правового регулирования не влечет за собой возникновение у нее каких-либо вещных или обязательственных прав на него и не изменяет его целевое назначение.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления суд считает необходимым признать не действующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования Ш.О.И. к Думе городского округа Самара удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Ш.О.И. отказать
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 февраля 2022 г. N 3а-165/2022 (3а-2190/2021)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании