Решение Самарского областного суда от 23 марта 2022 г. N 3а-714/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-714/2022 по административному исковому заявлению П.О.В. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
П.О.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него зданий с кадастровыми номерами N и N.
Требования обоснованы тем, что включенные в указанные пункты Перечня ранее принадлежавшие административному истцу на праве собственности здания не предусматривает размещение в них торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец, Министерство имущественных отношений Самарской области, привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц В.А.Г., В.Т.В., Ф.Е.Е. не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые здания включены в Перечень в соответствии с их наименованиями: "столовая" и "склад столовой".
Административный истец, заинтересованные лица: В.А.Г., В.Т.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддержали.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от. 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
В указанный Перечень включено здание с кадастровым номером N под пунктом N, нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень под пунктом N.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что здания с кадастровыми номерами N (площадью 120,3 кв. м), N (площадью 28,8 кв. м), расположенные по адресу: <адрес>, с 20 мая 2020 года принадлежат на праве общей долевой собственности В.А.Г., В.Т.В., Ф.Е.Е..
До 20 мая 2020 года собственником указанных зданий являлась П. (до брака К.) О.В.
Как следует из сообщения ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, по данным Единого государственного реестра недвижимости в период с 24 июля 2013 года по 27 февраля 2020 года нежилое здание с кадастровым номером N имело наименование - столовая, назначение - нежилое здание.
По заявлению П.О.В. о государственном кадастровом учете изменений недвижимого имущества 27 февраля 2020 года внесены изменения в части указанных характеристик, и здание с кадастровым номером N приобрело назначение - жилое, наименование - индивидуальный жилой дом.
В период с 24 июля 2013 года по 10 февраля 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о нежилом здании с кадастровым номером N с указанием назначения "нежилое здание", наименование - "склад столовой".
По заявлению П.О.В. о государственном кадастровом учете изменений 10 февраля 2020 года внесены изменения в части указанных характеристик, и нежилое здание приобрело наименование - нежилое, назначение - сарай.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 18 июня 2019 года N 63-0-1-176/3301/2019-1376 по заявлению заинтересованного лица от 25 мая 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, внесены изменения в вид разрешенного использования, в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования указано - индивидуальная жилая застройка.
В связи с этим вид разрешенного использования земельного участка не предполагал размещение на нем объектов торговли, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В соответствии с техническим паспортом в указанных зданиях на площади 28,8 кв. м. располагается складское помещение; на площади 119,4 кв. м располагаются столовая площадью 42,2 кв. м., моечная (5,1 кв. м), кухня (34,2 кв. м), коридор (15,7 кв. м), кабинет 10,9 кв. м)., кладовые (6,4 кв. м и 4,9 кв. м).
В этом же техническом паспорте содержится решение Главы муниципального района Сызранский от 13 декабря 2019 года и уведомление от 16 декабря 2019 года переводе нежилого здания в индивидуальный жилой дом.
Таким образом, здание с кадастровым номером N на дату утверждения Перечня на 2020 год являлось нежилым зданием, в котором по сведениям технического паспорта располагались помещения общественного питания (столовая), однако, уже с 13 декабря 2019 года по решению Администрации муниципального района Сызранский оно было переведено в индивидуальный жилой дом, и с этого момента является жилым зданием, а включение жилого здания в Перечень на оспариваемый 2020 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нежилое здание с кадастровым номером N по сведениям технического учета являлось складом.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости до внесения в него изменений являлось складом-столовой, что нельзя признать безусловно определяющим его как объект общественного питания.
После внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости здание именуется сараем.
Вышеуказанные обстоятельства в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что данный объект недвижимости также неправомерно включен в Перечень на 2020 год.
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий на дату утверждения Перечня на 2020 административным ответчиком не проводились.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение объектов недвижимости в Перечень на 2020 год не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования административного истца в части включения зданий в Перечень на 2020 год подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы на 2020 год, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования П.О.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 7 октября 2019 года, в части включения в него под пунктом N жилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 марта 2022 г. N 3а-714/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был