Решение Самарского областного суда от 11 марта 2022 г. N 3а-694/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-694/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Софт" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенное в указанные пункты Перечней принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку наименование, назначение и не использование спорного объекта недвижимости не позволяет признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Р.П.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под станцию технического обслуживания", что предусматривает размещение на нем объектов бытового обслуживания; 8 октября 2021 года был произведен осмотр этого здания, в ходе которого установлено, что более 20% общей площади спорного здания используются под офисы, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "С." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 15882,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение - нежилое здание.
Нежилое здание расположено на трех земельных участках: на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 июля 2021 года, на 30 июня 2021 года земельные участки имели вид разрешенного использования: гостиничное обслуживание, которым не подразумевается размещение на них офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
По состоянию на 13 апреля 2018 года земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешенного использования: "под станцию технического обслуживания", что явилось основанием для включения нежилого здания в Перечни.
Однако судом, бесспорно, установлено, что два из трех земельных участков, на которых расположено указанное здание, имеют вид разрешенного использования, не предполагающий размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно технического паспорта по состоянию на 12 октября 2010 года в нежилом здании располагаются кабинеты, подсобные и вспомогательные помещения.
Помещения, подпадающие под критерии объекта общественного питания: кухни (площадью 19,9 кв. м, 12 кв. м, 28,4 кв. м, 11,5 кв. м, 30,1 кв. м, 25,4 кв. м), банкетный зал (87,8 кв. м), бар (8,8 кв. м, 7,3 кв. м), рестораны (24,6 кв. м, 104,1 кв. м, 105,2 кв. м, 87,7 кв. м, 763,7 кв. м,), составляют 1316,5 кв. м.
Помещения бытового обслуживания: сауны (площадью 7,4 кв. м, 13,9 кв. м, 6,1 кв. м, 10,5 кв. м, 6,8 кв. м., 6,1 кв. м., 13,1 кв. м, 7,3 кв. м, 7,9 кв. м), массажные залы (площадью 30,7 кв. м, 27,9 кв. м, 21,8 кв. м, 11,5 кв. м, 11,6 кв. м, 11,5 кв. м, 11,5 кв. м, 11,6 кв. м, 11,5 кв. м, 11,4 кв. м, 11,6 кв. м, 11,4 кв. м, 11,5 кв. м, 11,5 кв. м, 11,6 кв. м, 27,4 кв. м, 27,5 кв. м, 114,2 кв. м), солярий площадью 5,6 кв. м, парикмахерские (площадью 14,8 кв. м, 14,1 кв. м), холлы (площадью 93,4 кв. м., 38,7 кв. м. 25,6 кв. м, 3,2 кв. м, 15,3 кв. м. 33,6 кв. м., 66,7 кв. м., 46,5 кв. м., 117,4 кв. м), ресепшены (площадью 12,4 кв. м., 9,3 кв. м., 3,0 кв. м., 1,8 кв. м., 57,5 кв. м.) составляют 1025,7 кв. м, всего помещения общественного питания и бытового обслуживания составляет 2342,2 кв. м, что от общей площади нежилого здания составляет 14,74%.
Помещения под названием "кабинет" не равнозначны названию "офис".
Помещения для боулинга и бильярда являются самостоятельными помещениями, а не частью кафе, бара или ресторана, поэтому они не могут быть отнесены к объектам бытовых услуг.
Согласно единой всероссийской спортивной классификации, утвержденной приказом Министерства спорта Российской Федерации от 11 января 2022 года N 6, бильярд и боулинг отнесены к видам спорта (пункты 1.7, 1.10).
Остальные помещения в здании не могут быть отнесены к офисным, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней на 2019, 2020, 2021 годы административным ответчиком не проводились.
По результатам осмотра нежилого здания, произведенного ГБУ СО "ЦРР" 5, 8 октября 2021 года, установлено, что в нем располагаются гостиничные номера площадью 4521,9 кв. м, офисы площадью 40,1 кв. м, централизованное приемное помещения площадью 275,2 кв. м, объект общественного питания площадью 2270,7 кв. м, танцевальный зал площадью 1837 кв. м, сауна, хамам площадью 64,7 кв. м, кедровая бочка площадью 7,4 кв. м, бассейн площадью 340,6 кв. м., солярий площадью 5,7 кв. м, боулинг площадью 320,7 кв. м, бильярдная площадью 312,7 кв. м., комната отдыха площадью 211,6 кв. м., гардероб площадью 210,3 кв. м, раздевалка площадью 188,8 кв. м, гримерная площадью 38 кв. м., душевая (60,7 кв. м), санузлы (557 кв. м.), кладовые (279,9 кв. м.), склад (62,6 кв. м), помещение для размещения кухонного оборудования (40,6 кв. м.), помещение для размещения мебели (803,4 кв. м), помещение для размещения спортинвентаря (55 кв. м.), коридоры, лестницы, тамбуры (1614,4 кв. м), коридор, лестница гостиничного фонда (907,9 кв. м), лифт (3,1 кв. м), венткамера, теплоузел, электрощитовая (102,6 кв. м), пустое помещение (712,3 кв. м).
Административным истцом представлен акт осмотра нежилого здания, выполненный 15 ноября 2021 года кадастровым инженером Рыжовой Ю.А., из которого следует, что здание в настоящее время не используется, ранее использовалось под гостинично-развлекательный комплекс; возможным фактическим использованием 14,2% общей площади здания является коридор и лестничные клетки; 7,5% - санузлы; 20,6% - комнаты (гостиничные номера), 4,7% - холлы и ресепшен; 2,1% - гардеробы и раздевалки; 0,2% - электрощитовые; 2,2% - бассейны; 2,6% - бильярдные комнаты; 2,1% - боулинг; 0,1% - душевые; 0,3% - спортивный зал; 7,3% - танцпол; 0,01% - лифт; 36,3% - иные помещения, определить фактическое использование которых не представляется возможным.
Акты осмотра, выполненные ГБУ СО "ЦРР" и кадастровым инженером Р.Ю.А., противоречат друг другу, а поэтому применительно к части 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в этих актах следует толковать в пользу налогоплательщика.
Включение нежилого здания в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представленные суду доказательства не подтверждают назначение или фактическое использование нежилого здания в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд полагает, что нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, в связи с чем требования административного истца в части включения помещения в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020, 2021, 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2201 от 7 октября 2019 года, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 марта 2022 г. N 3а-694/2022
Текст решения опубликован не был