Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается часть шестую статьи 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дополнить положением, позволяющим признавать любые случаи установления режима повышенной готовности либо чрезвычайной ситуации обстоятельствами непреодолимой силы.
Согласно пояснительной записке предмет регулирования законопроекта связан с отношениями, складывающимися в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и необходимых для его предотвращения мероприятий.
Вместе с тем из разъяснений, приведенных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так как это приведет к исключению необходимости проведения процедур признания данных обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы.
Более того, согласно нормам Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" введение того или иного режима (повышенной готовности, чрезвычайной ситуации) зависит от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимаются конкретные дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включающие в том числе и ограничение доступа людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации, а также на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территории.
Таким образом, во-первых, сам по себе режим не может являться непреодолимой силой, во-вторых, пределы действия и решения органов исполнительной власти в рамках введения и действия режимов установлены законодательством Российской Федерации, а следовательно, не могут являться событиями, которые нельзя было бы предугадать.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не может быть поддержан.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 июля 2021 г. N 6630п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 944418-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в части отнесения режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации к обстоятельствам непреодолимой силы", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и другими"
Опубликование:
-