Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 82981-8 "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части уточнения продления предельного возраста пребывания на гражданской службе на отдельных должностях) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 19 апреля 2022 г. N 21/1)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2022 года (протокол N 30, пункт 71) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 82981-8 "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить, что государственному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, замещающему должность категории "руководители" главной группы должностей государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Российской Федерации, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным органом исполнительной власти или соответствующим должностным лицом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Институт согласования при назначении на должность отдельных категорий работников и государственных служащих разных уровней и ветвей власти в настоящее время находит распространение и становится дополнительной гарантией обоснованного выбора кандидата на должность и способствует повышению объективности и беспристрастности служащего при исполнении полномочий. В связи с этим, согласование вопроса о продлении срока государственной гражданской службы на отдельных должностях при достижении предельного возраста на ее пребывании видится логичным.
Заметим, что действующими нормами законодательства продление предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе лицу, замещающему должность категории "руководители" главной группы должностей, не предусмотрено. Нормами законопроекта предлагается ввести возможность такого продления только для государственных гражданских служащих федеральных органах исполнительной власти. Полагаем, стоит рассмотреть вопрос о продлении срока службы для государственных гражданских служащих указанной категории и группы должностей на всех государственных гражданских служащих (законодательной, судебной ветвей власти, а также государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации).
Стоит заметить, что в настоящий момент наблюдается тенденция увеличение предельного возраста пребывания на определенных руководящих должностях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Кроме того, предельный возраст пребывания работников на отдельных должностях урегулирован Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, Трудовым кодексом Российской Федерации повышен до 70 лет (с допущением его продления в отдельных случаях) предельный возраст пребывания на должностях руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций, руководителей и заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях (от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 декабря 2011 г. N 28-П), а также Определениях (от 1 июля 1998 г. N 84-О, от 8 февраля 2001 г. N 45-О, от 5 июля 2001 г. N 134-О, от 3 октября 2002 г. N 233-О) неоднократно указывал, что установление различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе введение правил, касающихся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности) допускается, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда от 25 июня 1958 г. N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией.
Полагаем, что повышение предельного возраста пребывания на отдельных должностях государственной гражданской службы в свете общего повышения возраста выхода на пенсию, актуально.
Таких государственных гражданских служащих стоит рассматривать как особую категорию руководителей. В силу специфики деятельности они должны иметь широкие знания как в сфере своей деятельности, так в направлениях развития Российской Федерации в целом, иметь системное мышление, лидерские качества, способность принимать быстрые и взвешенные решения, иметь большую управленческую компетенцию и опыт.
Нормы рассматриваемого законопроекта соответствуют общемировой и российской практикам, а также глобальной тенденции к изменению границ зрелого и пожилого возраста.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.