Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями структур и функций организма вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Штатные нормативы
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации*, ** |
Юрист-консультант |
|
Архитектор (инженер) |
|
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-генетик |
______________________________
* Наименование должности специалиста приведено в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 352н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
** При перечислении должностей специалистов через слэш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
4. Перечень мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Примечание |
1 |
Социально-бытовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Первичная социально-бытовая диагностика |
Ребенок-инвалид |
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
||
2 |
Информирование |
Родитель/законный представитель |
|
3 |
Консультирование |
Родитель/законный представитель |
|
4 |
Практические занятия (тренинги) |
Ребенок-инвалид |
|
5 |
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) |
Родитель/законный представитель |
|
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, время, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Код мероприятия |
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Минимальное время 1 мероприятия, час |
Кратность мероприятия |
Форма реализации мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования родителя/законного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентирования в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, навык приготовления и приема пищи и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - проверка умения пользования TCP и ассистивными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, слуховые аппараты, средства для оптической коррекции зрения и т.д.); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку умения пользования TCP и ассистивными технологиями; рекомендации по социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; индивидуальный план социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), освоение элементарных элементарных бытовых действий и ориентирования в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, навык приготовления и приема пищи и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); - проверка умения пользования TCP и ассистивными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, слуховые аппараты, средства для оптической коррекции зрения и т.д.); - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
||
|
|
Итого |
1,0 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого по мероприятию |
2,0 |
2 |
|
|
|
|
Информирование родителя/законного представителя |
|
- изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов; - информирование о способах безопасной организации жизнедеятельности ребенка-инвалида в месте проживания; - информирование об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP и ассистивных технологиях для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности); - информирование об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для соблюдения и поддержания личной гигиены и ухода за ребенком-инвалидом; - информирование о правилах ухода за TCP; - информирование об адресах сервисных организаций по ремонту ТСП и др. |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации, архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-генетик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Консультирование родителя/законного представителя |
|
- консультирование по вопросам получения TCP и ассистивных технологий для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации; - консультирование по вопросам адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам, а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна с учетом нарушенных функций; - консультирование по вопросам поддержания гигиены ребенка-инвалида; - консультирование по вопросам создания сенсорно обогащенной среды для с целью профилактики двигательной и сенсорной депривации; - консультирование по вопросам определения у ребенка-инвалида уровня удовлетворенности базовых физиологических потребностей (чувство сытости, усталость, стресс, нормализация сна; - консультирование по вопросам, относящимся к обеспечению персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - консультирование по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя |
|
|
Индивидуальная |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/с пециалист по социальной реабилитации, архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-генетик |
Итого по мероприятию |
0,5 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
1-2 |
|
|
||||
|
Практические занятия (тренинги) с ребенком-инвалидом |
|
- формирование навыков самостоятельного обслуживания в быту (с учетом индивидуальных возможностей ребенка-инвалида), в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий*; - обучение навыкам персональной сохранности в быту и др. |
|
|
Индивидуальная, групповая |
Специалист по социальной работе/социальный педагог/специалист по социальной реабилитации |
Итого по мероприятию |
0,5 |
15 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
10-20 |
|
|
||||
|
Юридическая помощь (содействие в получении юридической помощи) родителю/законному представителю ребенка-инвалида |
|
Содействие в получении юридической помощи родителю/законному представителю ребенка-инвалида в целях защиты прав и законных интересов, включая консультирование: - по нормативным правовым вопросам реабилитации и абилитации, льгот для детей-инвалидов, реализации ИПРА и др.; - о нормативном правовом регулировании порядка реализации мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, обеспечения (оформления и получения, а также обслуживания и замены) TCP для ребенка-инвалида; - по вопросам подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и т.д.) |
|
|
Индивидуальная |
Юрист-консультант (в случае отсутствия данного специалиста мероприятие реализует специалист по социальной работе) |
Итого по мероприятию |
1,0 |
1 |
|
|
|||
Диапазонный показатель |
|
1-2 |
|
|
|||
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ: |
|
20 |
|
|
|
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ: |
|
12-28 |
|
|
______________________________
* В соответствии с возрастными возможностями ребенка-инвалида
7. Результат реализации мероприятия: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
8. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9999-2019 |
Код группы |
Кол-во, ед. |
Примечания |
1 |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
1 |
|
2 |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
1 |
|
3 |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
1 |
|
4 |
Рожки для обуви и приспособления для снятия сапог |
09 09 06 |
1 |
|
5 |
Замки застежки-молнии |
09 09 15 |
1 |
|
6 |
Вспомогательные средства для чистки и обдирки продуктов |
15 03 09 |
1 |
|
7 |
Вспомогательные средства для выпечки |
15 03 12 |
1 |
|
8 |
Вспомогательные средства для варки и жарки |
15 03 18 |
1 |
|
9 |
Щетки для мытья посуды и ершики для мытья бутылок |
15 06 06 |
1 |
|
10 |
Тарелки и миски |
15 09 18 |
1 |
|
11 |
Оградители тарелок для пищи |
15 09 21 |
1 |
|
12 |
Совки, щетки и веники для удаления пыли |
15 12 03 |
1 |
|
13 |
Щетки, губки, замшевые изделия, салфетки для удаления пыли и тряпки для протирки полов |
15 12 06 |
1 |
|
14 |
Пылесосы |
15 12 09 |
1 |
|
15 |
Аксессуары для мытья полов |
15 12 22 |
1 |
|
16 |
Стиральные машины |
15 15 33 |
1 |
|
17 |
Бельевые прищепки (зажимы) |
15 15 39 |
1 |
|
18 |
Обеденные столы |
18 03 12 |
1 |
|
19 |
Кресла |
18 09 03 |
1 |
|
9. Примерный перечень методик социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Механотерапия - метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
1. Активная - выполнение ребенком-инвалидом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно.
2. Пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера.
3. Активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
Эргокинезотерапия - метод, направленный на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений):
1. Метод базальной стимуляции по А. Фрёлиху - метод комплексного воздействия интенсивными, "пробивающими" ограничения раздражителями с целью оказания помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей, восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнение трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация ребенка-инвалида.
2. Метод сенсорной интеграции по Д. Айрес - метод, направленный на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация ребенка-инвалида.
10. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме |
|
реабилитационные мероприятия реализованы частично |
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
||||
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
||||
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
|||
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю ребенка-инвалида:
ДА |
|
НЕТ |
11. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный* |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1-2 |
Консультирование |
1 |
1-2 |
Практические занятия |
15 |
10-20 |
Юридическое консультирование |
1 |
1-2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
12-28 |
______________________________
* Диапазонный показатель - это интервал между минимальным и максимальным значением, которые не могут изменяться (в данном примере он не может быть меньше 12 и больше 28) и зависит от индивидуальных потребностей каждого конкретного ребенка-инвалида в мероприятиях реабилитации и абилитации, определяемых исходя из его психофизиологических возможностей, уровня сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с возрастом, родительской компетенцией. Специалист должен указать конкретное значение в рамках заданного диапазона по результатам первичной диагностики социального статуса ребенка-инвалида (социально-бытового, социально-средового, социально-педагогического, социально-психологического, социокультурного).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.