Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
экологии и природопользования
Московской области
от 28.02.2022 N 35-ПМ
Обзор
правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории московской области с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2021 год
I. Обзор правоприменительной практики организации и проведения федерального государственного охотничьего контроля (надзора)
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) Московская область осуществляет собственные и отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона об охоте и постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области" Министерством исполняется государственная функция по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Московской области (далее - федеральный государственный охотничий контроль (надзор).
Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) является переданным полномочием Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом об охоте федеральный государственный охотничий контроль (надзор) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, деятельность Министерства по исполнению государственной функции по федеральному государственному охотничьему надзору в 2021 году осуществлялась в соответствии с Положением о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 29 (01.01.2021 - 30.06.2021) и Положением от 30.06.2021 N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)", утвержденным постановлением Правительства РФ (01.07.2021 - 31.12.2021), и Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденным приказом Минприроды России от 27.06.2012 N 171, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 40 Федерального закона об охоте, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (01.01.2021 - 30.06.2021), Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (01.07.2021 - 31.12.2021), приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты".
Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также включает в себя деятельность Министерства по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении охотхозяйственной деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Обеспечение исполнения полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законом об охоте и Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области Управление государственного охотничьего надзора (далее - Управление).
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих охотхозяйственную деятельность, проводятся на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок, согласованного прокуратурой Московской области.
Перечень поднадзорных субъектов - юридических лиц, имеющих закрепленные охотничьи угодья на территории Московской области, осуществляющих охотхозяйственную деятельность на основании охотхозяйственных соглашений с Министерством и внесенных в государственный охотхозяйственный реестр (охотпользователи), насчитывает 20 юридических лиц. Исходя из специфики региона и действующего законодательства данный перечень может быть изменен только в сторону уменьшения количества поднадзорных субъектов, в случае ликвидации юридического лица, либо отказа юридического лица от закрепленных охотничьих угодий. В этих случаях в соответствии с законом об охоте закрепленные охотничьи угодья приобретают статус общедоступных охотничьих угодий.
Федеральный государственный охотничий контроль (надзор) (по состоянию на 2021 год) не входит в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Таким образом риск-ориентированный подход при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) не применяется.
В связи с изложенным основным критерием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 248-ФЗ) является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Принимая во внимание действие моратория на проверки субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 26.1, 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ, указанные юридические лица в ежегодный план проведения плановых проверок не включаются и их проверки не проводятся.
Разработанный ежегодный план проведения плановых проверок Министерства на очередной год направляется в прокуратуру Московской области до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, дорабатывается по замечаниям прокуратуры и повторно направляется в прокуратуру в срок до 1 ноября.
Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. На 2022 план плановых проверок утвержден.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Министерством не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Министерства о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Министерство или иным доступным способом.
Должностные лица Министерства (государственные инспекторы в области охраны окружающей среды) при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, утверждена приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)".
Внеплановые проверки проводятся при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (указанная внеплановая проверка с органом прокуратуры не согласовывается).
Также внеплановая проверка может проводиться по мотивированному представлению уполномоченного должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера.
В этом случае внеплановая проверка проводится после согласования с органами прокуратуры.
Следует отметить, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах, указанных выше, уполномоченными должностными лицами Министерства может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. При необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на них обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных об указанных фактах, уполномоченное должностное лицо Министерства подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
По решению министра, заместителя министра предварительная проверка, внеплановая проверка могут быть прекращены, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для их организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом Министерством не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании распоряжений Министерства о проведении плановой (внеплановой) проверки, а также плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий, оформленных в соответствии с приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 26.03.2018 N 18П-34 "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий на территории Московской области" (01.01.2021 - 30.06.2021). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении Министерства о проведении плановой (внеплановой) проверки.
В распоряжении Министерства о проведении плановой (внеплановой) проверки указываются:
1) наименование органа государственного надзора (Министерства), а также вид государственного надзора (федеральный государственный охотничий контроль (надзор);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);
7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
8) административный регламент по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора;
9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9) даты начала и окончания проведения проверки.
В соответствии с Федеральным законом N 294 плановая и внеплановая проверка проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Учитывая специфику федерального государственного охотничьего контроля (надзора) и необходимость в большинстве случаев как проверки документов, так и обследования охотничьих угодий, надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется, как правило, в форме совмещенных документарных и выездных проверок.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней. В каждом конкретном случае срок проверки устанавливается исходя из количества объектов проверки (охотничьих хозяйств), закрепленных за субъектом проверки (юридическим лицом - охотпользователем).
В отношении субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 294 общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
В соответствии с Федеральным законом N 248 выездная проверка проводится в форме истребования документов, получения письменных объяснений, опроса, досмотра, осмотра. Срок проверки - 10 рабочих дней.
Должностные лица Министерства при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
В соответствии с Федеральным законом N 294 и с Федеральным законом N 248 руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от Министерства, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Министерство по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Инспекторы Министерства, осуществляющие выездную проверку, обязаны:
а) предъявить служебное удостоверение;
б) ознакомить руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с приказом о проведении проверки;
в) ознакомить руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку лиц;
г) ознакомить руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;
д) в случае привлечения к выездной проверке экспертов, экспертных организаций ознакомить руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с составом экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;
е) ознакомить руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя со сроками и условиями проведения выездной проверки.
По результатам проведенной проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляется акт проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - акт проверки) непосредственно после ее завершения в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора".
При составлении акта проверки указываются следующие сведения:
а) дата, время и место составления акта проверки;
б) наименование органа государственного надзора (Министерства);
в) дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц Министерства, проводивших проверку;
д) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица или уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
з) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
и) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В акте проверки делается запись о наличии или отсутствии нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на проверяемом охотничьем угодье и объекте охотничьей инфраструктуры. К акту проверки прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы и (или) их копии (при их наличии), а также объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за совершение нарушений (при их наличии), и предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатом проведения проверки документов или их копии.
Инспектор Министерства один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручает лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку, а в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается вместе с экземпляром акта проверки к материалам проверки.
При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора".
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случае выявления в ходе проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов специалисты, проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны:
а) выдать предписание юридическому лицу, уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также предупреждению возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В предписании об устранении выявленных нарушений указываются следующие сведения:
а) дата и место составления предписания;
б) дата и номер акта проверки, на основании которого выдается предписание;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, выдавшего предписание, номер его служебного удостоверения;
г) наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя и отчество его руководителя, фамилия, имя, отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, которому выдается предписание;
д) состав нарушения, включая ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;
е) содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено юридическим лицом, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем), срок исполнения, основание вынесения предписания;
ж) сведения о вручении копии предписания лицу, которому вынесено предписание, его уполномоченному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
Предписание об устранении выявленных нарушений направляется не позднее одного рабочего дня с момента подписания предписания заказным почтовым уведомлением о вручении или вручается лично под расписку руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их уполномоченным представителям.
В случае отказа руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо их уполномоченных представителей от получения предписания на обоих экземплярах предписания специалисты делают отметку об отказе руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо их уполномоченных представителей с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо их уполномоченных представителей, которая удостоверяется подписями инспекторов Министерства.
Предписание об устранении выявленных нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов выдается на каждое нарушение, выявленное в ходе проведения проверки.
Сроки устранения нарушений, выявленных при проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений, изменению, продлению не подлежат.
Выполнение предписания проверяется в ходе проведения внеплановой проверки.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны рассмотреть предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему предписание.
По истечении срока устранения нарушения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленного предписанием об устранении нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проводятся мероприятия по контролю за устранением указанных нарушений.
В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленного предписанием об устранении нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, должностное лицо, выдавшее указанное предписание, проводит внеплановую проверку устранения ранее выявленного нарушения.
При устранении допущенного нарушения должностное лицо, выдавшее предписание, составляет акт проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В случае неустранения нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов должностное лицо, выдавшее предписание, одновременно с актом проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов выдает предписание и составляет протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и в составе административного дела направляет его на рассмотрение в суд в течение трех суток с момента его составления.
При наличии оснований для привлечения виновных лиц к ответственности уполномоченное должностное лицо Министерства составляет протокол об административном правонарушении (возбуждает дело об административном правонарушении) или принимает меры к передаче материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Составление протокола об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 23.26 КоАП РФ Министерство рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), частью 1 статьи 7.11 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), статьей 8.33 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), статьей 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), статьей 8.35 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), статьей 8.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), частями 1 и 1.1 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) КоАП РФ. Также Министерством рассматриваются дела, предусмотренные статьей 9.3 Кодекса Московской области об административных правонарушениях.
Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный надзор, их заместители (министр, заместитель министра);
2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный надзор, их заместители (начальник Управления и его заместитель, заведующие отделами в Управлении и их заместители).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и Кодексом Московской области об административных правонарушениях, составляются должностными лицами Министерства, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Помимо этих случаев, уполномоченные должностные лица Министерства, осуществляющие федеральный государственный охотничий надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.11 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), частями 1.2, 1.3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Помимо плановых и внеплановых проверок должностными лицами Министерства проводятся мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). К таким мероприятиям относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры, обследования охотничьих угодий;
2) наблюдение за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в Министерство в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена Министерством без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами Министерства в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий, оформленных в соответствии с приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 26.03.2018 N 18П-34 "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий на территории Московской области" (01.01.2021 - 30.06.2021).
Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований) охотничьих угодий и порядок оформления должностными лицами Министерства результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, установлен приказом Минприроды России от 13.07.2017 N 404.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нарушений обязательных требований, должностные лица Министерства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме министру или заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований Министерство направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Государственный надзор в отношении граждан осуществляется должностными лицами Министерства (государственными инспекторами в области охраны окружающей среды) посредством проведения проверок соблюдения гражданами, осуществляющими охоту, требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при предъявлении служебных удостоверений на основании плановых (рейдовых) заданий, оформленных в соответствии с приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий на территории Московской области" от 26.03.2018 N 18П-34.
При проведении проверок в отношении граждан осуществляются следующие мероприятия:
а) рассмотрение документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства);
б) осмотр орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализ и оценка способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверка сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) осмотр отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции, определяемой в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на соответствие указанным в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сведениям;
г) проверка соблюдения Правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Решения и действия (бездействие) Министерства, а также его должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора могут быть обжалованы юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в досудебном (внесудебном) порядке.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых осуществляется федеральный государственный охотничий надзор, имеют право обратиться с жалобой лично или направить ее в письменном виде.
Должностные лица Министерства, осуществляющие федеральный государственный охотничий надзор, проводят личный прием заявителя и рассматривают поступившие в устном порядке жалобы в течение одного рабочего дня. Содержание устной жалобы заносится в карточку личного приема заявителя. О результатах рассмотрения устной жалобы должностное лицо, которое проводило прием заявителя, сообщает в устной форме или по телефону заявителю в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на информационных стендах органа государственного надзора и на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Жалоба заявителя в письменной форме должна содержать следующую информацию:
а) наименование органа государственного надзора, в который направляется письменная жалоба, либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица;
б) наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, которым подается жалоба, почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ;
в) суть обжалуемого действия (бездействия) при исполнении конкретных административных процедур, установленных Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды от 27.06.2012 N 171;
г) причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием);
д) обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность в связи с исполнением должностными лицами Министерства административных процедур (административных действий);
е) иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к жалобе прилагаются документы и материалы либо их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Жалоба подписывается подавшим ее лицом.
Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования жалобы.
Жалоба заявителя на действия (бездействие) должностных лиц, а также принимаемые ими решения при исполнении государственной функции может быть направлена на имя министра.
При обращении заявителя в письменной форме с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц в рамках осуществления конкретной административной процедуры (административного действия) жалоба рассматривается в срок, не превышающий десяти дней с момента получения жалобы.
При принятии решения о проведении проверки, направлении запроса о представлении дополнительных документов и материалов, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов министр, иное уполномоченное на то должностное лицо продлевают срок рассмотрения жалобы, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.
Срок рассмотрения жалобы при принятии решения о его продлении не должен превышать тридцати дней с момента регистрации такой жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо принимает следующие решения:
а) об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным действия (бездействия);
б) об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.
II. Обзор правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
На территории Московской области насчитывается 20 юридических лиц (субъектов), осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства - охотпользователей в границах 63 закрепленных за ними охотничьих хозяйств (объектов), в отношении которых проводятся мероприятия в рамках федерального государственного охотничьего надзора. Общая площадь территорий поднадзорных объектов составляет - 4052 тыс. га.
В связи с продлением моратория на проверки субъектов малого предпринимательства до конца 2021 года (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") проверки юридических лиц, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесенные к субъектам малого предпринимательства, на 2021 год не планировались.
Предложения по включению в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного охотничьего надзора на 2021 г. для согласования с органом прокуратуры Министерством не подавались.
Несмотря на то, что по объективным причинам в проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц - охотпользователей произошел определенный перерыв, можно выделить ряд наиболее типичных нарушений, выявляемых в ходе плановых проверок охотпользователей за предыдущие годы:
- осуществление биотехнических мероприятий производится не в полном составе и недостаточном объеме;
- ведение документарного сопровождения противоэпизоотических мероприятий осуществляется с ошибками;
- строительство биотехнических сооружений, посев кормовых полей, выкладка кормов, проведение работ по созданию инфраструктуры не оформляются соответствующими документами (актами на выполнение работ, кормовыми ведомостями и т.п.);
- несоблюдение порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379;
- отсутствие актуального внутрихозяйственного охотустройства;
- нарушение порядка осуществления производственного охотничьего контроля.
В целом, учитывая, что в рамках внедрения новых подходов к осуществлению государственного надзора на основании целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 31.01.2017 N 147-р, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения ущерба, является приоритетным по отношению к проведению непосредственно контрольно-надзорных мероприятий. Уменьшение количества плановых проверок юридических лиц или даже полный отказ от проведения таких проверок компенсируется значительным увеличением профилактических мероприятий, направленных на предотвращение причин и условий нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в общем объеме контрольно-надзорной деятельности.
В части проведения методической и профилактической работы с юридическими лицами, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны, Министерством до указанных юридических лиц оперативно доводится актуальная нормативно-правовая и методическая документация, регламентирующая деятельность органов государственного надзора в области федерального государственного охотничьего надзора.
Актуальные нормативные документы, информация о результатах проверок, руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий, размещены на официальном сайте Министерства (www.mep.mosreg.ru).
Управлением государственного охотничьего надзора Министерства в соответствии с утвержденным планом мероприятий ("дорожной картой") проекта по внедрению целевой модели исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории Московской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, и Ведомственной программой Министерства Московской области по профилактике нарушений обязательных требований в сфере федерального государственного охотничьего надзора на территории Московской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в 2021 году были организованы и проведены 4 публичных ежеквартальных мероприятия по обсуждению правоприменительной практики в сфере федерального государственного охотничьего надзора, а также ряд мероприятий в форме семинаров и вебинаров, в целях организации взаимодействия с активным предпринимательским сообществом, для проработки наиболее проблемных направлений.
В 2021 году Управлением проведены 44 семинара-совещания с охотпользователями и охотниками на уровне территориальных отделов охотничьего надзора, а также 4 централизованных вебинара по теме: "Актуальные вопросы федерального государственного охотничьего надзора".
В 2021 году инспекторами в области охраны окружающей среды было проведено 228 контрольно-надзорных (рейдовых) мероприятий в отношении физических лиц - охотников и 2289 контрольно-надзорных мероприятия без взаимодействия с физическими лицами.
В результате проверок в отношении физических лиц за 2021 год выявлено 228 административных правонарушений. Взыскано штрафов на сумму 239,5 тыс. рублей при сумме наложенных штрафов - 185,5 тыс. рублей.
В рамках административного производства по административным искам в возмещение ущерба охотничьим ресурсам было взыскано 19,5 тыс. рублей (предъявлено исков на 19,5 тыс. рублей).
Проведенный анализ выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволил определить наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые физическими лицами:
производство охоты без разрешительных документов (разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета, путевки, разрешения на ношение и хранение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия);
ненаправление сведений о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения;
нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием;
осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты;
осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты.
По фактам незаконной охоты, предусмотренным статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2021 году было предъявлено исков на сумму 1306 тыс. рублей, взыскано - 948 тыс.
Определенный процент выявленных нарушений занимают административные правонарушения, ответственность за которые в соответствии с КоАП РФ выражается в виде лишения права осуществлять охоту.
Рассмотрение данных дел не относится к компетенции Управления государственного охотничьего надзора Министерства и вынесение решений осуществляется судьями.
К данной категории относятся нарушения, предусмотренные частью 1.2 статьи 8.37 (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты) и частью 2 статьи 7.11 (добыча копытных животных, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением) КоАП РФ, а именно:
по ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ:
осуществление охоты вне сроков, установленных Правилами охоты;
осуществление охоты на селезня утки в период весенней охоты без подсадной утки и искусственного укрытия;
осуществление охоты на гуся в период весенней охоты без искусственного укрытия;
осуществление охоты с применением электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волков и ворон;
по ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ:
добыча взрослого копытного животного при наличии у охотника разрешения на добычу копытного животного до 1 года.
Практически по всем переданным в суды административным материалам (90%) судьями приняты решения в отношении лиц, допустивших нарушения, о лишении их права осуществлять охоту сроком от 1 до 1,5 лет. Данное решение влечет за собой аннулирование охотничьего билета на данный период времени.
В рамках методических и профилактических мероприятий, направленных на предотвращение нарушений со стороны физических лиц, инспекторами Управления государственного охотничьего надзора ведется постоянная разъяснительная работа среди охотников о необходимости соблюдения обязательных требований при проведении рейдовых мероприятий, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступные охотничьи угодья, организованы регулярные вебинары с гражданами о порядке получения необходимых разрешительных документов, необходимых для осуществления охоты.
Новости законодательства о государственном контроле (надзоре) и основные изменения, внесенные в законодательство в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в 2021 году
В отношении федерального государственного охотничьего надзора приняты новые нормативные акты: о виде надзора - постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)", Правила охоты (утверждены приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477).
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который устанавливает абсолютно новый подход к оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности инспекторов органов контроля (надзора) и новые показатели.
Главные задачи данного закона: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям больше гарантий при взаимодействии с контролирующими органами. Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.
Федеральным законом закрепляется широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. При этом Федеральный закон N 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
При этом оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа происходит на основе системы показателей результативности и эффективности госконтроля (надзора), муниципального контроля.
Результативность деятельности контрольных (надзорных) органов - это степень достижения общественно значимых результатов, выражается в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере охоты и охраны охотничьих ресурсов.
Эффективность деятельности контрольных (надзорных) органов - это степень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций.
Важно, что Федеральный закон N 248-ФЗ ввел прямой запрет на установление ключевых показателей качества и эффективности вида контроля, основанных на количестве (ч. 7 ст. 30):
- проведенных мероприятий (контрольно-надзорных и профилактических);
- выявленных нарушений;
- контролируемых лиц, привлеченных к ответственности;
- количестве и размере наложенных штрафов по КоАП РФ, региональным законам об административной ответственности.
Большинство положений закона начали действовать с 1 июля 2021 года.
В рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и в соответствии с Законом N 248-ФЗ документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом при осуществлении государственного контроля (надзора), а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты", вступил в силу с 1 января 2021 года. Старая редакция Правил охоты с 01.01.2021 утратила силу.
В целом, новая редакция направлена на урегулирование вопросов, возникающих на практике при осуществлении охоты, а также на уточнение спорных формулировок.
Введено понятие охоты как деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравняли нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехленным и (или) заряженным с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее - охотничье оружие) и (или) продукцией охоты.
Согласно п. 5.1 Правил охотник обязан соблюдать настоящие Правила, а также параметры осуществления охоты, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в действовавшей редакции норма, обязывающая охотника соблюдать параметры охоты, устанавливаемые на региональном уровне, отсутствовала. В целях установления ответственности за несоблюдение параметров охоты в охотничьих угодьях Московской области, утвержденных Губернатором Московской области, в ст. 9.3 Кодекса Московской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В целях исключения двойной ответственности (в КоАП РФ и Кодексе Московской области) указанное дублирование потребуется исключить после вступления в силу Правил.
Уточнены требования к охоте на пушных животных, на боровую, степную дичь, полевую, водоплавающую, горную и иную дичь, в том числе ее периоды, требования к отлову и отстрелу охотничьих животных, ограничения охоты, в том числе в отношении применения охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, а также запреты на применение тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия (при этом использование световых устройств не запрещается), на применение охотничьего метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях, предусмотрена охота на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток и ее период (непрерывно с 1 марта по 16 июня в течение не менее 30 дней, конкретный срок устанавливается высшим должностным лицом субъекта РФ).
Важное допущение, что любительская и спортивная охота на волка, шакала, лисицу, енотовидную собаку осуществляется при осуществлении охоты на любой вид охотничьих животных при наличии разрешения на добычу, в сведениях о добываемых охотничьих ресурсах которого указаны волк, шакал, лисица, енотовидная собака, то есть при любой законной охоте.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации теперь вправе регламентировать вопросы:
- использования механических средств для охоты;
- петель, включая требования к ним, допустимым для отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропатки, рябчика, глухаря способом, исключающим причинение вреда другим объектам животного мира (при установлении видов разрешенной охоты и параметров) по согласованию с уполномоченным ФОИВ;
- использования метательного стрелкового оружия - в части установления сроков охоты на копытных, медведей, пушных животных на две недели ранее сроков, установленных Правилами);
- введения ограничения по срокам охоты на медведей в соответствующих охотничьих угодьях (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
- введения ограничения по применению любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
- введения ограничения по применению механических транспортных средств, летательных аппаратов в случаях, когда их использование допускается (при осуществлении охоты в целях регулирования численности волка, шакала, лисицы, при установлении ограничительных мероприятий - в целях регулирования численности дикого северного оленя и кабана - в обоих случаях при указании регистрационных номеров используемых средств в разрешении на добычу) (при установлении видов разрешенной охоты и параметров);
- сроков охоты на пернатую дичь с подружейными собаками (при установлении видов разрешенной охоты и параметров).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе произвести разделение территории субъекта на зоны и установить различные сроки весенней охоты (каждый продолжительностью не более 10 календарных дней), в том числе в каждой из зон; вправе установить конкретный срок весенней охоты на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток в соответствующих угодьях в период с 1 марта по 16 июня в течение не менее 30 дней.
Введено положение, позволяющее охотпользователям установить запрет на добычу охотничьих ресурсов в рамках мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов (ч. 13 ст. 39 Федерального закона об охоте).
По новым правилам охоты разрешено пристреливать оружие в охотничьих угодьях с соблюдением техники безопасности (п. 73). Осуществление охоты с неисправным охотничьим оружием не допускается.
Введена глава с требованиями к продукции охоты.
Постановлением Губернатора Московской области от 28.01.2021 N 20-ПГ утверждены перечень видов разрешенной охоты в охотничьих угодьях Московской области и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области. В параметрах осуществления охоты в охотничьих угодьях Московской области установлены сроки осуществления охоты в соответствии с Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477, а также установлены допустимые для использования орудия охоты и способы охоты.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экологии и природопользования Московской области от 28 февраля 2022 г. N 35-ПМ "Об утверждении обзора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.