Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. N АКПИ22-157
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2022 г. N АПЛ22-247 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маслова Олега Борисовича о признании недействующим Положения о порядке перерасчета квартирной платы и платы за коммунальные услуги, утвержденного указанием Госкомитета ЖКХ РСФСР от 30 декабря 1983 г. N С-2784,
установил:
указанием Госкомитета ЖКХ РСФСР от 30 декабря 1983 г. N С-2784 утверждено Положение о порядке перерасчета квартирной платы и платы за коммунальные услуги (далее - Положение).
Гражданин Маслов О.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Положения, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует подпунктам "а", "г" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, нарушает его право как потребителя коммунальных услуг на получение достоверной информации о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы без ограничения во времени.
Как указывает административный истец, в решении Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 20 сентября 2021 г. по его иску к ТСЖ "Зыряновская-55" и апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 декабря 2021 г. содержится ссылка на оспариваемое Положение с указанием на то, что оно действует и применяется в судебной практике, сведений об утрате им юридической силы не имеется.
По мнению административного истца, Госкомитет ЖКХ РСФСР не мог принять оспариваемый акт в 1983 г., поскольку в указанный период в сфере жилищно-коммунального хозяйства действовало Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Сведения о принятии Положения названным Министерством отсутствуют. Требований о перерасчете платы в связи с изменением общей площади жилого помещения только за последние три месяца до подачи заявления на перерасчет Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, в связи с этим Положение не подлежит применению при разрешении вопроса о перерасчете платы за содержание жилья и коммунальные услуги. Положение не было официально опубликовано (в источниках, определенных для официальной публикации), в связи с чем данный документ не может применяться на территории Российской Федерации в части, затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Административный истец Маслов О.Б. и его представитель - адвокат Делов В.А. извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) Кордюкова Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) направило в суд письменный отзыв, указав, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан и носящих межведомственный характер, введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" в связи чем Положение не могло быть представлено на государственную регистрацию, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определяя порядок перерасчета квартирной платы, Положение в пункте 2 раздела "Общий порядок перерасчета квартирной платы" предусматривает, что перерасчет квартирной платы в связи с переобмером жилой площади производится со следующего месяца от момента представления документации из Бюро технической инвентаризации об изменении размеров жилой площади.
Согласно пункту 4 данного раздела Положения, если вследствие допущенных жилищной организацией ошибок производилось неправильное начисление квартирной платы, то перерасчет производится лишь за последние три месяца.
Положение составлено на основании действовавших на момент его утверждения нормативных документов и устанавливало порядок перерасчета квартирной платы и коммунальных услуг, в том числе лицам, имеющим льготы, а также порядок внесения изменений в сумму платежа.
Согласно абзацу третьему статьи 21 Закона РСФСР от 3 августа 1979 г. "О Совете Министров РСФСР" (далее - Закон РСФСР) Совет Министров РСФСР образовывал в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров РСФСР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства, а также реорганизовывал и упразднял эти органы. Государственные комитеты РСФСР являлись центральными органами государственного управления РСФСР; осуществляли межотраслевое управление и несли ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления; в пределах своей компетенции издавали акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, законов РСФСР, иных решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, актов соответствующих государственных комитетов и министерств СССР, организовывали и проверяли их исполнение (статья 24 Закона РСФСР).
Следовательно, доводы административного истца о том, что Положение издано ненадлежащим органом государственного управления РСФСР, являются несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону N 189-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
Предусмотренный пунктом 4 Положения трехмесячный срок для перерасчета неправильно исчисленной квартирной платы корреспондирует положениям пункта 81 11 Правил, которые, определяя порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, в абзаце шестом пункта 81 11 предусматривают перерасчет платы за коммунальную услугу не более чем за три месяца.
Доводы административного истца о нарушении его прав потребителя, о неполучении в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, информации от исполнителя о предоставлении коммунальных услуг, предусмотренных Правилами, являются несостоятельными.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 155 определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Ссылки административного истца на неопубликование оспариваемого нормативного правового акта не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Положение содержится в информационно-правовой системе ГАРАНТ, доступно для ознакомления неограниченному кругу лиц. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Между тем оспариваемый нормативный правовой акт издан до вступления в силу положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязательность официального опубликования нормативных правовых актов, размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ссылки административного истца на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 20 сентября 2021 г., которым ему отказано в иске к ТСЖ "Зыряновская-55" о взыскании денежных средств, не могут свидетельствовать о нарушении его прав на получение достоверной информации о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за жилое помещение. Проверка законности и обоснованности судебного решения осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Маслова Олега Борисовича о признании недействующим Положения о порядке перерасчета квартирной платы и платы за коммунальные услуги, утвержденного указанием Госкомитета ЖКХ РСФСР от 30 декабря 1983 г. N С-2784, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2022 г. N АКПИ22-157
Текст решения опубликован не был