Если называть прямо и своими именами, то нашему Отечеству объявлена война во всех общественных сферах - экономической, логистической, дипломатической, информационной и прочих. Война объявлена глобалистской либеральной элитой, цель которой сформулирована просто и ясно - уничтожение русской цивилизации, русского мира. Почему - тоже просто и ясно: западный капитализм вырождается в глобальный цифровой концлагерь на нацистском фундаменте - Россия же выступает за многополярный мир, за будущее для всех народов. И в этом противостоянии Россия прежде всего отстаивает свое право исповедовать традиционные ценности, быть суверенной державой, свое право - быть.
Нужно признать, мы несем военные потери, но это цена за высшую гуманистическую цель, которую реализуют российские вооруженные силы, - защита прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на жизнь. Экономика нашей страны снова оказалась под жестким санкционным давлением со стороны США и стран, поддерживающих концепцию однополярного мира. Фактически мы столкнулись с экономической агрессией со стороны бывших так называемых "друзей" и "партнеров". Российские резервы заблокированы в западных финансовых структурах.
Политика двойных стандартов, подчиняющая глобальную экономику, национальные интересы и здравый смысл идее мировой гегемонии США, настроила западные политические элиты против нашей страны, сделала североамериканский и европейский бизнес и граждан заложниками в большом геополитическом переделе. При этом американские и европейские политики готовы загнать собственный бизнес и население в пропасть экономической рецессии, блокируя для них один из крупнейших в мире потребительских рынков. Рискуют развалить не российскую, а собственную экономику, угрожая нам нефтяным и газовым эмбарго.
Нестабильность курса рубля и одномоментное разрушение логистических цепочек привели к дефициту ряда товаров и росту потребительских цен. Панические настроения, инспирированные негативными "информационными вбросами", усугубили эту ситуацию, вызвав спекулятивное поведение у ритейла и "запасательство" у населения. Реальные доходы населения снижаются, что неизбежно ведет к сокращению потребительского рынка. Запрет на экспорт в Россию и массовый уход западных компаний ударил по автомобилестроению и тем отраслям, где производство зависит от импорта сырья, оборудования или комплектующих (электроника, информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство). С другой стороны, ограничения на экспорт российской продукции сократили возможности для металлургии, производителей промышленной и агропромышленной продукции.
На рынке труда на этом фоне отчетливо проявились два вектора: с одной стороны, растет спрос на рабочую силу в обрабатывающей промышленности, а с другой, происходит высвобождение работников, простой и вынужденная неполная занятость в компаниях с иностранным капиталом, на импортозависимых производствах и в торговле. Безработица растет незначительно, но усиливаются структурные диспропорции: предложение рабочей силы не может удовлетворить растущий спрос на труд, так как высвобождающиеся работники требуют переобучения.
Удорожание кредитных ресурсов для бизнеса и сокращение потребительского спроса создают высокий риск задержек и невыплаты заработной платы, снижения цены труда в целом, поскольку бизнес вынужденно урезает затраты как на оплату труда, так и на "социальный пакет". В бюджетном секторе, традиционно составляющем основу "работающих бедных", индексация заработной платы отстает от темпов инфляции, ухудшая и без того нелегкое положение работников образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, физической культуры и спорта.
Панические ожидания населения подогреваются прозападными провокаторами, задача которых - утрата единства многонационального народа нашей страны. Российский бизнес и граждане также пострадали от внешнеэкономической конъюнктуры, но в основе сегодняшних экономических проблем в России лежит не только "санкционная" политика Запада, но и наши собственные недоработки, просчеты и ошибки.
Наше сложное положение в современном мире означает необходимость большой и слаженной работы внутри страны. Первое, что нужно, - построение самодостаточной российской экономики, независимой от импорта. Это означает: кардинальный пересмотр государственной экономической политики, структурные изменения в управлении всей экономикой в целом (от создания полноценной системы стратегического планирования до проектной эмиссии) и запуск новой индустриализации.
Ухудшение отношений с западными партнерами, завершившееся политическим и экономическим противостоянием, не было одномоментным. Экономический блок Правительства России, игнорируя очевидные риски, продолжал и продолжает наступать на те же "грабли". Упорно проводя политику резервирования, формируя фонды и накапливая ресурсы, правительство размещало их за рубежом, как олигарх, прячущий деньги в офшор. Вместо того, чтобы инвестировать в российскую экономику, создавать рабочие места, повышать благосостояние граждан и тем самым двигаться вперед, мы поддерживали экономику ныне недружественных государств, кредитовали западный бизнес, платили заработную плату иностранным рабочим. Опасаясь инфляции, мы упустили возможности для экономического роста. Сегодня эти резервы заморожены.
Многие годы денежно-кредитная политика государства была подчинена идее борьбы с инфляцией и не способствовала экономическому развитию. Ограничение денежной массы обескровило экономику. Ключевая ставка Центробанка только в период пандемии стала двигаться в сторону уменьшения. Банк России вместе с Минфином ограничивал развитие экономики, снижая доступность кредита для бизнеса путем повышения его стоимости, установления жестких требований для кредитования, сокращения конкуренции в банковском секторе. Все это негативно отразилось, прежде всего, на малом и среднем бизнесе, на сельском хозяйстве, которое несет высокие риски из-за сезонного характера его функционирования. Здесь следует вспомнить и те "суррогатные" меры поддержки бизнеса, которые предпринимало государство: например, субсидирование процентной ставки вместо удешевления самого кредита, - это по сути "перекачка" бюджетных средств в банки.
Еще одной причиной нашей неготовности к последствиям "санкционного" давления можно назвать недальновидность промышленной политики. Приоритетная задача по импортозамещению финансировалась государством по остаточному принципу и в результате не была реализована в полном объеме. Даже разработка отечественных микрочипов оказалась импортозависимой от Тайваня. Внешнеторговая политика не была ориентирована на защиту национальных интересов. Вместо поддержки российского производителя его под флагом глобализации рынков и расширения возможностей в рамках участия в ВТО загнали в крайне невыгодное положение по отношению к иностранным конкурентам.
В течение десяти лет государство отказывалось от защиты национального производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, фактически затормозив их развитие. Создание новых высокоэффективных рабочих мест лишь декларировалось в стратегических документах, а фактически поддержка реального сектора экономики носила точечный характер, создавая импортозависимые производства. Однако для России экономическая изоляция не так страшна. Наша страна имеет огромный и еще не растраченный потенциал: территория и природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, социальная инфраструктура и человеческий капитал - все это дает нам хороший шанс выйти из экономического противостояния с Западом через "новый индустриальный прорыв".
Снижение конкурентного давления со стороны западных производителей - это, скорее, благоприятные условия для развития отечественного производства. Правительством уже принимается ряд правильных мер - и для нейтрализации негативных последствий санкций, и для восстановления здравого смысла в экономической политике. К последнему можно отнести усиление мер по деофшоризации экономики и прекращению оттока капитала, в том числе запрет на доступ компаний-нерезидентов к недрам и другим природным ресурсам, к госзаказам, государственным субсидиям, кредитам, к заключению концессионных соглашений, к участию в госпрограммах, к операциям со сбережениями населения и другим.
Какие еще условия должно обеспечить Правительство России для преодоления кризисных явлений в экономике? Для предотвращения негативных последствий внешнеполитических событий важна не только стабилизация курса рубля, но и снижение ключевой ставки Центробанка. Она постепенно снижается и, надеемся, в ближайшем будущем снова вернется в разумные пределы. Правительство не должно допускать повышение тарифов и спекулятивный рост потребительских цен, прежде всего, на продукты и товары первой необходимости. При сбалансированной денежно-кредитной политике и поддержке государства в виде налоговых преференций для отечественного производителя должна быть решена задача импортозамещения. Эта задача, конечно, не исключает формирование новых устойчивых партнерских связей с поставщиками из дружественных стран (бананы и кофе в нашем климате не растут).
Следует позаботиться о цифровой инфраструктуре для импортозамещения и новых каналов внешней торговли. Необходимо поддерживать и развивать отечественные экосистемы, включающие маркетплейсы, системы электронного документооборота, логистические и финансовые сервисы, такие как "Биржа импортозамещения", созданная на базе Государственной информационной системы промышленности. Для решения задач государственного планирования все экосистемы (и те, что работают с поставками из-за рубежа) должны быть подключены к единому государственному агрегатору - электронному "Госснабу", координирующему цепочки производства и поставок компонентов, запчастей, оборудования, техники, технологий, а также готовой продукции.
Еще одной инфраструктурной задачей государства является обеспечение бесперебойного функционирования всех каналов связи: от интернета до мобильной связи. В эпоху цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности важно обеспечить цифровую независимость и безопасность. Нормализация макроэкономических факторов и поддержка инфраструктуры позволят вернуться от антикризисных мер к основной повестке социально-экономического развития страны.
Три основных социально-трудовых приоритета в новой индустриализации на основе цифровых технологий - это создание рабочих мест, повышение доходов, населения и развитие социального партнерства. Создание рабочих мест должно стать ключевым направлением государственной экономической политики. Ведь проблема рабочих мест куда шире и болезненнее, чем уход зарубежных компаний. О необходимости создания новых и "сохранения в динамике" существующих рабочих мест экономисты говорят много лет, и много лет создание новых рабочих мест отсутствует в качестве реальных приоритетов государственной политики. Сегодняшняя ситуация заставляет государство поворачиваться в сторону отечественной промышленности.
В качестве одной из обсуждаемых мер сохранения производства и обеспечения занятости является национализация. То, что она критически необходима, наглядно показал кризис в Пикалево (Ленинградская область). В 2008 году в этом городе возникло массовое социальное напряжение из-за остановки производства на трех крупных предприятиях. Это произошло в связи с недальновидным решением собственников одного из производств, в результате которого была нарушена цепочка поставок на все заводы. Мы говорили тогда и говорим сейчас: нужно национализировать те предприятия, работа которых общественно необходима, но чьи собственники не в состоянии ее обеспечить.
Национализировать, по нашему мнению, следует также организации в состоянии банкротства. Как правило, в России большинство предприятий, находящихся в состоянии банкротства, в итоге ликвидируются. Это означает, что вместе с компанией ликвидируются и рабочие места, а работники становятся безработными. При этом основным кредитором банкротов зачастую является государство, которое через банки и налоговые службы полностью "обирает" такие предприятия. Однако государственным приоритетом должно стать сохранение занятости граждан, пусть даже в ущерб недополученным рублям в качестве налогов. Тем более что эти же налоги пойдут на выплату пособия по безработице и другие социальные выплаты высвобожденным работникам. Считаем необходимым ввести запрет на банкротство средних и крупных организаций и национализировать их в целях восстановления деятельности и сохранения занятости, не говоря уже о запрете банкротств предприятий ОПК и выполняющих заказы ОПК.
Кроме того, национализировать необходимо стратегически важные предприятия и основной капитал организаций, заявивших об уходе из России. Противники такой национализации говорят о сохранении бизнеса и святости частной собственности. Но бизнес - это в первую очередь работники. Думают ли собственники такого бизнеса о тысячах граждан, которые потеряют основной, а зачастую единственный, источник дохода?.. И в процедуре банкротства, и в процедуре национализации обязательно должны участвовать работники, их представители, то есть - профсоюзы. Все важные решения о дальнейшей судьбе организации должны приниматься с участием представителей работников. Именно это и называется экономическая демократия.
К вопросу о собственности на недра. По Конституции 1993 года, собственность на недра не общенародная, как по инерции думает значительная часть нашего населения. Но это положение надо менять. И осуществлять даже не национализацию, а - социализацию природных ресурсов, обеспечивать полное получение государством природной ренты и использование ее на общенародные цели, а не на удовлетворение нужд управленческой верхушки. И к вопросу о целях. Деньги не должны быть целью деятельности и мерилом прогресса. Целью может быть только развитие человека, наращивание человеческого капитала, приоритет человека труда, развитие тех сфер экономики, где человек будет занят деятельностью, приносящей не только достойный доход, но и уважение, возможность самореализации и развития. Необходима переориентация и координация деятельности государственных корпораций и институтов развития на создание новых рабочих мест для массовых профессий в производственном секторе экономики, обеспечивающих решение задач по импортозамещению.
Государственная политика в сфере занятости должна быть проактивной и переориентироваться на решение общей задачи путем 1) создания постоянных достойно оплачиваемых рабочих мест в производственном секторе: в промышленности и в сельском хозяйстве и 2) переподготовки безработных по профессиям и специальностям, востребованным в производственном секторе. Заработная плата трудоустроенных и сохранение рабочего места - основные критерии достижения результата государственной поддержки занятости.
Но в России до сих пор отсутствует стратегическое планирование потребности в кадрах. Мы даже не знаем, в каких отраслях и по каким профессиям нам будут нужны работники через пять лет, не говоря о более длительных горизонтах. Поэтому у нас возникает "профессионально-квалификационная разбалансировка", когда в одних отраслях кадров не хватает, а в других - избыток. Очень надеемся, что система долгосрочного прогнозирования потребности в кадрах получит отражение в новом законе о занятости, который сейчас разрабатывается на площадке Госдумы с участием представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.
Если мы хотим развивать производство внутри страны, то приоритетом должна стать квалифицированная рабочая сила, а не самозанятые и малый бизнес. Квалифицированные российские работники с полноценными социально-трудовыми правами смогут наладить импортозамещение и обеспечить рост нашей экономики. Стране нужна стабильная занятость на основе трудовых отношений. Еще раз подчеркну: постиндустриальная экономика возникает на месте развитой индустриальной, а не вместо нее. В связи с этим налоговая политика должна быть направлена на поддержку инвестиций в производство. По оценкам бизнеса и экспертов, сегодня основное налоговое бремя несет производственный сектор. Действующая налоговая политика стимулирует торговлю и сырьевой экспорт, а не производство.
Кредитно-денежная политика также должна быть изменена. Ее фундаментом должен стать стабильный курс рубля. При этом не важно, будет ли это 30, 70 или 100 рублей за доллар США, главное, чтобы курс был "неподвижен". Однако Центробанк, вместо политики стабилизации национальной валюты, до сих пор пытается бороться с инфляцией за счет демонетизации экономики. Низкий уровень монетизации отечественной экономики тормозит экономическое развитие страны. В том числе из-за этого кредиты недоступны для реального сектора экономики. Повышение доходов населения. Сегодня важно не допустить еще большее снижение доходов и повышение уровня бедности среди работающего населения и пенсионеров. Приоритетная задача социальных партнеров - обеспечение не только своевременной, но и опережающей индексации оплаты труда, в том числе в бюджетном секторе, с учетом роста потребительских цен.
Для предотвращения роста задолженности по заработной плате необходим жесткий контроль со стороны государственных органов. Сегодня работодатели больше боятся задержать уплату налогов и страховых взносов, чем заработную плату. Необходимо обязать банки сообщать в инспекцию труда о нарушениях сроков выплаты заработной платы, так же как они сейчас информируют налоговую службу о счетах клиентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России Шмакова М.В. на заседании Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России 20 апреля 2022 г. "О текущей ситуации и задачах профсоюзов"
Текст доклада опубликован в газете "Официальные профсоюзные ведомости" от 18-25 мая 2022 г. N 19