Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 февраля 2002 г. N КА-А40/136-02
иск заявлен ЗАО "Интра" о признании недействительным решения ИМНС РФ N 16 по Северо-Восточному административному округу г. Москвы от 24 июля 2001 г.
На стадии первой инстанции истец заявил требование об обязании Инспекции МНС РФ N 16 г. Москвы возместить сумму НДС в размере 427207 руб. по экспортным поставкам, не оплатив имущественное требование государственной пошлиной в установленном порядке.
Постановлением апелляционной инстанции от 26 ноября 2001 г. решение суда оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26 сентября 2001 г. иск удовлетворен, суд признал недействительным решение Инспекции от 24 июля 2001 г. и обязал Инспекцию возместить истцу из бюджета НДС в сумме 427267 руб.
Податель кассационной жалобы, ответчик по делу, просит отменить судебные акты по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Законность и обоснованность решения и постановления арбитражного суда проверены в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что судебные акты в части возмещения из бюджета спорной суммы подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
При удовлетворении имущественного иска суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств спора, а именно: факта экспорта и факта уплаты спорной суммы НДС поставщику продукции, отгруженной на экспорт.
Однако первичные документы, относящиеся к спорной сумме, не исследованы судом в полном объеме, в связи с чем суд кассационной инстанции не может оценить спорную ситуацию с учетом заявленной суммы 427267 руб.
На вопрос суда кассационной инстанции о сумме НДС, уплаченной российским поставщикам за товар, отгруженный на экспорт, истец указал на страницы 55, 67, 68 и 77 дела.
На указанных листах дела находятся платежные поручения N 138 от 23 октября 2000 г. за перевозку, доставку по счету-фактуре от 28 августа 2000 г., сумма НДС равна 5490 руб. 93 коп., N 108 от 26 июля 2000 г. - предоплата работ по поставке источников кобальт-60: ГИК-2-7 по счету N 75796 от 24 июля 2000 г., сумма НДС равна 49155 руб. 52 коп., N 37 от 16 августа 2001 г. - оплата оставшейся суммы за работы по поставке источников ГИК-2-7 по счету N 75796А от 29 декабря 2000 г., сумма НДС равна 9088 руб. 77 коп., N 42 от 21 февраля 2001 г. за сертификацию термоалюминисцентных дозиметров по счету N 174 от 20 февраля 2001 г., сумма НДС равна 1600 руб.
Данные платежные поручения не подтверждают заявленные суммы, а их позиции по товарам не соответствуют вывезенному на экспорт товару. С иском обратился налогоплательщик о возмещении НДС в размере 427267 руб. по экспортным поставкам, который должен доказать обоснованность возмещения спорной суммы.
Учитывая, что для удовлетворения такого рода исков необходим расчет суммы НДС, уплаченной истцом российским поставщикам за конкретный товар, поставленный иностранному покупателю, а также доказательство оплаты именно этого товара иностранным покупателем и факт пересечения грузом границы Российской Федерации, а бремя доказывания и расчет были возложены на истца, а он не представил расчетов, в иске может быть отказано.
Данный вывод соответствует требованиям статей 5 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и п. 22 Инструкции N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предприятия, поставляющие продукцию на экспорт (в том числе по договору комиссии или поручения), как собственного производства, так и приобретенную, не являются плательщиком налога на добавленную стоимость в бюджет по реализации этой продукции и получают возмещение из бюджета входного налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товара за пределы территорий стран - участниц СНГ. Налогоплательщики в обязательном порядке предъявляют в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров, в том числе выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, грузовую таможенную декларацию или ее копию; копии транспортных документов.
Не полностью оценив указанные документы, суд нарушил статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой оценка доказательств должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, в том числе тех, на которые стороны ссылаются как на основания своих возражений.
При этом суд кассационной инстанции исходит также из того, что невыполнение судом по данному делу указанных требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к вынесению неправильного судебного решения.
Поскольку выводы суда сделаны без исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела и доводов сторон, связанных с суммой НДС, не проверены расчеты, решение подлежит отмене с направлением дела в части возмещения на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления исследовать и оценить фактические обстоятельства дела по спорной сумме.
Что касается оспариваемого решения от 24 июля 2001 г. (л.д. 5), принятого по камеральной проверке, то при исследовании его судом кассационной инстанции подтвердились доводы Арбитражного суда г. Москвы о статье 53 АПК РФ, Инспекция не доказала обстоятельств принятия решения. У суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов в части признания недействительным решения Инспекции от 24 июля 2001 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26 сентября 2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 26 ноября 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-29722/01-80-303 в части обязания Инспекции возместить из бюджета НДС в сумме 427267 руб. отменить и передать дело в указанной части на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 февраля 2002 г. N КА-А40/136-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании