В соответствии с Законом Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1171 ВХ-1 "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва" в целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в Республике Тыва ("Региональный инвестиционный стандарт"):
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Республики Тыва.
2. Разместить настоящее распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
г. Кызыл
23 мая 2022 года
N 255-РГ
Инвестиционная декларация Республики Тыва
(утв. распоряжением Главы Республики Тыва от 23 мая 2022 года N 255-РГ)
I. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Тыва
1.1. Инвестиционная декларация Республики Тыва (далее - Инвестиционная декларация) разработана с целью создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Тыва, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Декларация устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в Республике Тыва.
Главной целью инвестиционного развития Республики Тыва является обеспечение к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в рамках достижения национальной цели развития.
В регионе определены четкие цели по увеличению объемов инвестиций в основной капитал:
Таблица 1
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
|||
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
17,901 |
14,7 |
15,1 |
16,1 |
20,1 |
35,6 |
Повышение уровня доходов населения и количества созданных и создаваемых рабочих мест также относится к приоритетам регионального развития в Республике Тыва.
Таблица 2
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2030 |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
|||
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % г/г |
112,4 |
99,3 |
103 |
105,3 |
106,8 |
108,0 |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб. |
44104,2 |
46106,1 |
50825 |
55867 |
60281 |
64700 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
13,5 |
8,4 |
6,4 |
5,5 |
5,4 |
4 |
1.2. К целям регионального развития относится сохранение ежегодного роста реальных денежных доходов населения на уровне не ниже 100,0%. При этом безработица не должна превышать естественного уровня (4%), что может быть достигнуто за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест в экономике.
1.3. Основными направлениями, за счет которых будет обеспечен рост инвестиций в основной капитал, станут:
1) Развитие энергетики.
2) Развитие отраслей экономики за счет повышения глубины переработки сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью.
3) Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе логистической отрасли.
4) Развитие сферы туризма и услуг.
1.4. В сфере энергетики Республика Тыва планирует реализацию, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новаком 7 декабря 2021 г. Комплексного плана энергоснабжения инвестиционных проектов в промышленной и социальной сферах на территории Республики Тыва.
1.5. В рамках развития экономики основными приоритетами для Республики Тыва являются:
1) Увеличение добычи каменного угля и полиметаллических руд.
2) Локализация предприятий обслуживающих горнодобывающую промышленность.
3) Развитие лесоперерабатывающего комплекса с созданием производств таких строительных материалов из древесины, как OSB-плиты, CLT-панели и топливные пеллеты.
4) Создание производств сухих строительных смесей из местного сырья.
5) Развитие легкой промышленности.
6) Развитие сбора и переработки дикоросов.
7) Реализация проектов туристского кластера на базе озер Чагытай, Дус-Холь, Билелиг. Создание логистического центра по развитию экологического, рыболовного и VIP-туризма на территории Каа-Хемского и Чаа-Хольского районов Республики Тыва.
1.6. Республика Тыва также ставит перед собой цель стать логистическим звеном между югом Сибири, Монголией и северо-западными районами Китая за счет создания особой экономической зоны в непосредственной близости от многостороннего автомобильного пункта пропуска "Хандагайты-Боршоо". Концепция создания особой экономической зоны "Хандагайты" соответствует стратегии создания новых транспортных коридоров между Россией, Монголией и Китаем.
II. Ключевые характеристики Республики Тыва
2.1. Республика Тыва обладает существенными конкурентными преимуществами для инвесторов:
1) Географическое положение.
Республика Тыва находится в центре транзитного коридора Россия - Монголия - Китай, что создает возможности для развития бизнеса между данными регионами;
2) Уникальные меры поддержки.
В регионе действуют преференциальные налоговые режимы региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), реализуется индивидуальная программа социально-экономического развития и поддержки инвестиционных проектов;
3) Инвестиционный климат.
Ежегодно проводится последовательная работа по улучшению инвестиционного климата. В 2021 году Республики Тыва заняла 19-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди субъектов Российской Федерации.
На период с 2022 - 2030 годы запланирована реализация свыше 40 инвестиционных проектов в сферах транспорта и логистики, энергетики, промышленности, туризма, инженерной инфраструктуры на общую сумму свыше 480 млрд. рублей.
2.2. Портфель инвестиционных проектов 2021 - 2030 годы:
1) Энергетика - 3 проекта, объем инвестиций более 45 млрд. рублей.
В Комплексный план энергоснабжения инвестиционных проектов в промышленной и социальной сферах на территории Республики Тыва (далее - Комплексный план) включено энергоснабжение четырех горно-обогатительных комбинатов, федерального проекта "Жилье", и муниципальных образований, которые в настоящее время не подключены к единой энергетической системе страны.
Строительство линии электропередач от Саяно-Шушенской ГЭС пропускной способностью 130 МВт будет включать:
строительство одноцепной ВЛ 220 кВ Шушенская - опорная -Туран;
реконструкция ПС 220 кВ Туран;
строительство двухцепной ВЛ 220 кВ Туран-Туманная;
строительство ПС 220 кВ Туманная;
строительство ПС 220 кВ Ырбан;
строительство ПС 110 кВ Тоора-Хем;
строительство одноцепной ВЛ 110 кВ Ырбан - Тоора-Хем;
строительство одноцепной ВЛ 220 кВ Туран-Мерген;
строительство одноцепной ВЛ 220 кВ Кызылская - Мерген;
строительство ПС220 кВ Мерген;
комплексная реконструкция ПС 220 кВ "Кызылская";
строительство подстанции ПС 110 кВ "Энесай";
строительство ПС ПО кВ Кара-Бельдир;
строительство ПС 110 кВ Лунсин;
строительство двухцепной ВЛ ПО кВ Мерген-Лунсин;
строительство одноцепной ВЛ 110 кВ Мерген-Кара-Бельдир.
Данные проекты позволят решить проблему нехватки мощностей по электроэнергетике, нарастить экспортный потенциал, улучшить качество жизни населения. В настоящее время общая пропускная способность республики составляет 155 МВт, фактическое потребление (переток) - 181 МВт.
2) Транспорт и логистика - 9 проектов, объем инвестиций более 400 млрд. рублей.
Проекты в области транспорта и логистики направлены на создание в Республике Тыва логистического терминала, расположенного на стратегическом месте - центре транзитного коридора Россия - Монголия - Китай. Основа - развитие транспортной и приграничной инфраструктуры посредством создания преференциальных режимов деятельности, передачи участков автомобильных дорог в федеральную собственность, создания необходимого придорожного сервиса и строительства железнодорожной станции Элегест с годовой грузонапряженностью в 15 млн. тонн, и продолжения железной дороги в направлении двустороннего автомобильного пункта пропуска Цаган-Толгой (Республика Тыва) для соединения с маршрутом проекта строительства железной дороги протяженностью 1255 км "Арц-Суурь - Нариин Сухаит - КПП Шивээ хурэн".
Помимо наземной логистики регион намерен активно развивать авиасообщение за счет обустройства и открытия воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту города Кызыла.
3) Промышленность - 14 проектов, объем инвестиций свыше 24 млрд. рублей.
Большая часть промышленных проектов региона направлена на освоение минерально-сырьевой базы. Существенное развитие получит направление лесоперерабатывающей промышленности.
В лесопромышленном комплексе региона существует проблема сокращения площадей эксплуатационных лесов, имеющих наибольшее промышленное значение и реализационную стоимость (по возрастным группам к уже спелым и перестойным относится более 40% эксплуатационной площади хвойных пород). Перспективные проекты, позволяющие повысить продуктивность освоения лесов и вовлечь в хозяйственный оборот неделовой лес с планомерным лесовосстановлением - это запуск предприятия по производству OSB-плит из неделовой древесины, CLT-панелей мощностью до 30 тыс. куб. м в год и запуск производства топливных пеллет.
Среди других ключевых проектов в области промышленности предусмотрены:
- производство невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ для нужд горнодобывающих компаний Республики Тыва. Проект позволит увеличить локализацию промышленных услуг и обеспечить их долю в общем объеме отгруженных товаров.
- организация серийного производства вездеходных транспортных средств для эксплуатации в любых природно-климатических условиях и нужд горнодобывающих компаний.
- агропромышленный парк со складом класса А общей площадью 4 тыс. кв. м, производственными помещениями по требованию СанПиНа и торгово-выставочным комплексом, для решения проблемы со складской недвижимостью Республики Тыва и реализации сельскохозяйственного потенциала.
- организация фармацевтического предприятия по производству лекарственных средств пульмонологического профиля.
4) Туризм - 9 проектов, объем инвестиций свыше 5 млрд. рублей.
В рамках создания туристических комплексов Республики Тыва будут развиваться горнолыжный, экологический, бальнеологический, гастрономический, горный и экспедиционный туризм.
5) Инженерная инфраструктура - 16 проектов, объем инвестиций - порядка 5,2 млрд. рублей.
Республика Тыва планирует развивать инженерную инфраструктуру региона с использованием механизмов государственно-частного партнерства и концессий в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроэнергетики. На сегодня государственными учреждениями Республики Тыва в рамках проектов государственно-частного партнерства заключены 5 энергосервисных контрактов, 12 концессионных соглашений и 1 соглашение муниципально-частного партнерства по региональному законодательству. Крупнейшим является проект комплексной застройки строительства инженерной инфраструктуры микрорайонов г. Кызыл Монгун, по ул. Полигонная, Спутник 3 - 4 кварталы, Преображенский в пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
6) Комфортная среда - 14 проектов, объем инвестиций около 1,8 млрд. рублей.
Создание комфортной среды для жителей Республики Тыва является первостепенной задачей. В соответствии с прогнозом на 2022 - 2025 гг. планируется ввести порядка 531 тыс. кв. метров жилья, план ввода жилья в 2022 году составляет 111 тыс. кв. метров с увеличением до 155 тыс. кв. метров к 2025 году. В рамках государственной программы "Формирование современной городской среды на 2018 - 2024 годы" на территории Республики Тыва будут благоустроены 336 дворовых территорий и 185 территорий общего пользования в 2024 году.
Развитие комфортной среды также будет обеспечено за счет проектов ГЧП и концессий в области образования и здравоохранения, в рамках корпоративной социальной ответственности крупных промышленных предприятий, ведущих деятельность на территории региона. На сегодняшний день в рамках проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере заключены 15 концессионных соглашений и 4 соглашения в рамках иных форм ГЧП.
2.3. Драйверы инвестиций Республики Тыва в 2025 - 2030 гг.:
Важнейшим направлением инвестиций в основной капитал Республики Тыва станет развитие ее трансграничного потенциала: строительство железной дороги Курагино (Красноярский край) - Кызыл (Республика Тыва) и ее продолжения в направлении ДАПП Цаган-Толгой (Республика Тыва) для соединения с маршрутом проекта строительства железной дороги протяженностью 1255 км "Арц-Суурь - Нариин Сухаит - КПП Шивээ хурэн" - самый короткий путь на рынки стран Азии, в первую очередь КНР. Это одно из немногих вертикальных транспортных направлений на юг, транспортное плечо сокращается на 2,5 тыс. километров.
В настоящее время в Республике Тыва подтверждена потребность в железнодорожной инфраструктуре 7 крупных инвестиционных компаний и групп с общим объемом инвестиций - 489,2 млрд. рублей, объемом годовой добычи 39,5 млн. тонн горной массы. При этом сегодня крупные горнодобывающие компании страны сталкиваются с проблемой низкой пропускной способности железных дорог в дальневосточном направлении.
Республика Тыва весьма заинтересована в том, чтобы расширить свою наземную транспортную доступность за счет железнодорожного сообщения, тем более, что по прогнозу освоения минерально-сырьевого комплекса в ближайшие годы произойдет серьезная загрузка единственной федеральной дороги, которая имеет необходимую категорию для большегрузных транспортных средств, что вызовет существенное превышение нормативов эксплуатации и угрозу безопасности дорожного движения.
В период с 2022 - 2030 гг. также планируется создание инфраструктуры и ведение деятельности особой экономической зоны Республики Тыва в непосредственной близости от автомобильного пункта пропуска "Хандагайты-Боршоо". Пункт пропуска через российско-монгольскую государственную границу в 2023 году заработает в многостороннем режиме, реконструкцию ДАПП "Хандагайты" планируют завершить в II квартале 2023 г. Одним из ключевых преимуществ ОЭЗ "Хандагайты" может стать транзитный коридор "Хандагайты (Россия) - Улангом - Ховд (Монголия) -Урумчи (Китай)", который сокращает плечо доставки грузов для предпринимателей Сибирского федерального округа до 600 км (до российско-монгольского КПП "Ташанта" в Горном Алтае потребуется преодолеть 1727 км, а до Кяхты - 2710 км).
Для создания благоприятных условий развития обрабатывающей промышленности в Республике Тыва функционирует промышленный парк "Индустриальный парк г. Кызыла", оборудованный полным комплексом коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры. Общая площадь промышленного парка 300 000 кв. м, полезная площадь для размещения резидентов 225 000 кв. м. Площадь земельных участков, занятая резидентами - 150 000 тыс. кв. м, уровень заполняемости площадей - 66,6%.
Количество созданных рабочих мест до 2025 года в общей сложности составит 525 мест.
III. Инвестиционные обязательства Республики Тыва
3.1. Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Тыва, в досудебном порядке;
общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Тыва, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Тыва;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Тыва;
соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.
3.2. Республика Тыва предлагает инвесторам воспользоваться рядом мер государственной поддержки, главными из которых являются:
1) получение статуса регионального инвестиционного проекта в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Условия получения статуса регионального инвестиционного проекта:
- региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров участником регионального инвестиционного проекта;
- региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых;
- региональный инвестиционный проект, направленный на добычу драгоценных металлов, предусматривает их последующий аффинаж в специализированных организациях, перечень которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
- Объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта не может быть менее:
50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
2) применение механизма реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Новые инвестиционные проекты должны реализовываться в следующих сферах:
- сельское хозяйство;
- добыча полезных ископаемых (за исключением добычи и (или) первичной переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата);
- туристская деятельность;
- логистическая деятельность;
- обрабатывающие производства, за исключением производства подакцизных товаров (кроме производства автомобильного бензина 5-го класса, дизельного топлива 5-го класса, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, авиационного керосина, продуктов нефтехимии, являющихся подакцизными товарами);
- по отраслям, относящимся к перспективным экономическим специализациям субъектов Российской Федерации, предусмотренным приложением N 1 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
- жилищное строительство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- строительство или реконструкция автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых в рамках концессионных соглашений;
- дорожное хозяйство с применением механизма государственно-частного партнерства;
- транспорт общего пользования;
- строительство аэропортовой инфраструктуры;
- обеспечение электрической энергией, газом и паром.
Критерии отбора новых инвестиционных проектов:
- стоимость нового инвестиционного проекта не менее 50 млн. рублей;
- наличие соглашения о намерениях по реализации нового инвестиционного проекта, заключенного между Правительством Республики Тыва и потенциальным инвестором;
- резюме нового инвестиционного проекта.
3) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с Законом Республики Тыва от 27 ноября 2003 г. N 476 ВХ-1 "О налоге на имущество организаций".
Получатели: инвесторы, осуществляющие деятельность в сферах:
- материального производства согласно виду 05.10.12 или 05.10.15 класса 05 раздела В Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), ежегодная добыча угля составляет не менее 300 тыс. тонн и объем инвестиций по одному инвестиционному проекту составляет не менее 400 млн. рублей за год;
- розничной торговли согласно виду 47.30 класса 05 раздела В Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и объем инвестиций по одному инвестиционному проекту составляет в 2022 и 2023 годах не менее 100 млн. рублей.
4) предоставление земельных участков в аренду юридическим лицам без проведения торгов в соответствии с Конституционным закон Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле".
Предоставление земельного участка допускается в случае, если проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, соответствуют ч. 2, 3 и 3.1 ст. 14.2. Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. N 886 ВХ-1 "О земле".
5) предоставление инвестиционного налогового вычета субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Республики Тыва от 27 ноября 2019 г. N 552-ЗРТ "О применении на территории Республики Тыва инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций".
С 1 января 2020 года на территории республики предоставляется инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, который позволяет налогоплательщикам напрямую вычитать из налога на прибыль расходы на покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства. Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 50% от вышеуказанных расходов.
6) заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
Соглашение заключается с организацией, реализующей проект, при условии соответствия статье 6 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
3.3. Планируемые меры поддержки инвесторов в республике:
1) Заключение соглашений о защите капиталовложений на региональном уровне;
2) Заключение специальных инвестиционных контрактов.
IV. Инвестиционная команда Республики Тыва
4.1. Инвестиционная команда Республики Тыва - это команда профессионалов, обладающая опытом, компетенциями и полномочиями в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий.
4.2. В инвестиционную команду Республики Тыва входят:
1) Глава Республики Тыва;
2) Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва курирует инвестиционную деятельность и реализует политику, направленную на улучшение инвестиционного климата в республике.
3) Министр экономического развития и промышленности Республики Тыва обеспечивает выработку региональной государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере инвестиционной деятельности.
4) Директор ГАУ "Агентство инвестиционного развития Республики Тыва" содействует привлечению частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Тыва, содействует инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Тыва.
5) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Тыва обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
6) Руководители региональных представительств/отделений деловых объединений (Союз "Торгово-промышленная палата Республики Тыва" (по согласованию); региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей по Республике Тыва (по согласованию); региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию); региональное отделение общероссийской общественной организации "Опора России" (по согласованию) обеспечивают представление и лоббирование интересов предпринимательского сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Республики Тыва от 23 мая 2022 г. N 255-РГ "Об утверждении инвестиционной декларации Республики Тыва"
Вступает в силу с 26 мая 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 мая 2022 г. N 1700202205260003