Постановление Правительства Новосибирской области от 23 мая 2022 г. N 235-п
"Об утверждении Порядка создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения их границ"
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области" Правительство Новосибирской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения их границ.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министра сельского хозяйства Новосибирской области Лещенко Е.М.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Порядок
создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения их границ
(утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 23 мая 2022 г. N 235-п)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с созданием, преобразованием, упразднением особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) и изменением их границ на территории Новосибирской области.
2. Решение о создании, преобразовании, упразднении ООПТ, изменении их границ принимается Правительством Новосибирской области в форме постановления Правительства Новосибирской области.
3. Финансирование работ по созданию, преобразованию, упразднению ООПТ, изменению их границ осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
II. Порядок создания ООПТ
4. При принятии решения о создании ООПТ учитывается:
значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
5. ООПТ могут создаваться на территории одного или нескольких муниципальных образований Новосибирской области (далее - муниципальные образования). Создание ООПТ на территории двух или нескольких муниципальных образований не может быть основанием для нарушения целостности границ ООПТ, за исключением создания ООПТ из нескольких отдельных участков (кластеров).
6. ООПТ не могут создаваться в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и муниципального значения и их охранных зон.
7. Создание ООПТ осуществляется в соответствии с перечнем планируемых к созданию (упразднению) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденным Правительством Новосибирской области (далее - Перечень), за исключением создания ООПТ во исполнение правовых актов Правительства Новосибирской области.
8. Инициатором создания природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов является министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - уполномоченный орган).
Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие при создании ООПТ в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Инициаторами создания природно-рекреационных местностей, лесных парков могут быть группа граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, представительный орган соответствующего муниципального образования, уполномоченный орган, Законодательное Собрание Новосибирской области в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области".
9. Рассмотрение предложений граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, о создании природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов осуществляется уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Рассмотрение предложений о создании природно-рекреационной местности, лесного парка осуществляется в соответствии с Порядком рассмотрения предложений о создании природно-рекреационной местности, лесного парка на территории Новосибирской области, установленным постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2021 N 61-п "Об установлении Порядка рассмотрения предложений о создании природно-рекреационной местности, лесного парка на территории Новосибирской области".
10. В целях подготовки предложения о создании ООПТ для внесения в Правительство Новосибирской области уполномоченный орган:
1) запрашивает сведения о планируемой к созданию ООПТ в федеральных органах государственной власти, областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, сфера деятельности которых затрагивается при создании ООПТ, и органах местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых предлагается создание ООПТ, научных, образовательных и иных организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;
2) разрабатывает проект решения Правительства Новосибирской области о включении предлагаемой к созданию ООПТ в Перечень в срок 60 рабочих дней со дня рассмотрения предложений о создании ООПТ, в отношении которых уполномоченным органом принято решение о подготовке предложения о создании ООПТ;
3) разрабатывает проект решения Правительства Новосибирской области о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка в срок 60 рабочих дней со дня рассмотрения предложений, указанных в абзаце втором пункта 9 настоящего Порядка и в отношении которых уполномоченным органом принято решение о подготовке предложения о создании ООПТ;
4) разрабатывает проект решения Правительства Новосибирской области о создании ООПТ и об утверждении положения об ООПТ в сроки, установленные абзацем 2 части 3 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области", Перечнем.
11. Решение Правительства Новосибирской области о включении предлагаемой к созданию ООПТ в Перечень должно содержать сведения о наименовании с указанием категории планируемой к созданию ООПТ и ее предполагаемом месте нахождения с указанием наименования муниципального образования (одного или нескольких), на территории которого планируется создание ООПТ, планируемый срок создания ООПТ.
12. Решение Правительства Новосибирской области о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка должно содержать сведения, предусмотренные абзацем вторым части 2 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области".
13. На основании принятого Правительством Новосибирской области решения о включении планируемой к созданию ООПТ в Перечень либо решения Правительства Новосибирской области о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка уполномоченный орган осуществляет:
1) подготовку сведений о границах ООПТ, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
2) подготовку материалов, обосновывающих создание ООПТ, согласно приложению к настоящему Порядку;
3) разработку проекта решения Правительства Новосибирской области о создании ООПТ и об утверждении положения об ООПТ (далее - проект положения об ООПТ).
В случае создания ООПТ во исполнение правовых актов Правительства Новосибирской области подготовка документов, указанных в подпунктах 1-3 настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном указанными правовыми актами.
14. Проекты решения о создании ООПТ и об утверждении положения об ООПТ согласовываются в порядке, установленном Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
15. Решение о создании ООПТ должно содержать наименование с указанием категории, сведения о месте нахождения и площади территории ООПТ.
Обязательным приложением к решению о создании ООПТ являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, координаты характерных точек этих границ в местной системе координат Новосибирской области в соответствии с пунктами 12, 13 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Решение Правительства Новосибирской области о создании природно-рекреационной местности, лесного парка должно содержать сведения, предусмотренные частью 3 статьи 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области".
16. После принятия постановления Правительства Новосибирской области о создании ООПТ и об утверждении положения об ООПТ сведения о границах ООПТ подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
17. Создание ООПТ посредством объединения двух и более действующих ООПТ осуществляется в соответствии с пунктами 5-15 настоящего Порядка.
III. Порядок преобразования ООПТ
18. Преобразование ООПТ осуществляется путем изменения категории действующей ООПТ.
Изменение категории ООПТ допускается вследствие необходимости оптимизации ее задач и (или) особенностей режима ее особой охраны с целью сохранения природных комплексов или объектов на территории ООПТ с учетом сложившегося уровня природопользования.
19. Преобразование ООПТ осуществляется в порядке, аналогичном для создания ООПТ, за исключением пункта 7, подпунктов 2, 3 пункта 10, пунктов 11, 12, подпункта 1 пункта 13, абзаца второго пункта 15, пункта 17 настоящего Порядка.
IV. Порядок упразднения ООПТ
20. Упразднение ООПТ допускается вследствие:
1) включения ООПТ в состав созданной особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения и (или) ее охранной зоны;
2) отсутствия необходимости в дальнейшей охране территории природно-рекреационной местности, лесного парка.
21. Упразднение ООПТ осуществляется в порядке, аналогичном для создания ООПТ, за исключением пунктов 5, 6, 8, 9, подпункта 3 пункта 10, пункта 12, подпункта 1 пункта 13, пункта 14, абзаца второго пункта 15, пункта 17 настоящего Порядка.
V. Порядок изменения границ ООПТ
22. Изменение границ ООПТ допускается вследствие необходимости:
1) включения в ООПТ территорий, граничащих с ООПТ и имеющих особую природоохранную ценность в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
2) исключения из ООПТ территорий, включенных в границы особо охраняемых природных территорий федерального значения и (или) их охранных зон;
3) исключения из границ ООПТ земель и земельных участков в соответствии с требованиями части 4 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
4) исключения земельных участков, которые утратили особую природоохранную ценность, которая была определена на момент создания ООПТ в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
23. Изменение границ ООПТ в случае исключения из ООПТ территорий по основаниям, указанным в подпунктах 1, 4 пункта 22 настоящего Порядка, осуществляется на основании материалов научных исследований согласно приложению к настоящему Порядку.
24. При изменении границ ООПТ не допускается:
1) нарушение целостности ООПТ, за исключением изменения границ ООПТ, при создании посредством объединения нескольких отдельных участков (кластеров);
2) дробление ООПТ на отдельные участки, не позволяющие обеспечить выполнение задач ООПТ, сохранение природных объектов и комплексов;
3) установление конфигурации границ ООПТ, затрудняющей выполнение задач ООПТ и (или) осуществление мер по охране ООПТ;
4) уменьшение площади ООПТ, за исключением изменения границ ООПТ в случаях, установленных подпунктами 2, 3 пункта 22 настоящего Порядка.
25. Изменение границ ООПТ осуществляется в порядке, аналогичном для создания ООПТ, за исключением пунктов 7, 8, 9, подпунктов 2, 3 пункта 10, пунктов 11, 12, пункта 17 настоящего Порядка.
Приложение
к Порядку создания, преобразования,
упразднения особо охраняемых природных
территорий регионального значения,
изменения их границ
Требования к материалам, обосновывающим создание (преобразование, упразднение, изменение границ) особо охраняемых природных территорий регионального значения
1. Материалами, обосновывающими создание (преобразование, упразднение, изменение границ) особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ) являются результаты выполненных услуг (работ) в случае привлечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для подготовки указанных материалов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) заключения (отчеты, акты) научных и специализированных организаций.
2. Материалы, обосновывающие создание (преобразование, упразднение, изменение границ) ООПТ, должны содержать следующие сведения:
1) название ООПТ;
2) категорию ООПТ в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области";
3) в случае создания ООПТ категории государственные природные заказники - указание на профиль в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
4) местоположение ООПТ;
5) площадь ООПТ (га);
6) природные особенности ООПТ:
геологическая характеристика;
геоморфологическая характеристика;
характеристика климата;
характеристика почвенного покрова;
характеристика гидрологической сети;
характеристика основных экосистем ООПТ;
характеристика растительного мира;
характеристика животного мира;
описание особо ценных природных комплексов и объектов, расположенных на ООПТ;
7) оценку природоохранной значимости территории ООПТ, включая сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения объектах животного и растительного мира;
8) экспликацию земель ООПТ;
9) рекреационный потенциал территории;
10) сведения об антропогенной нарушенности территории ООПТ, оценка современного состояния экосистем и вклада ООПТ в поддержании экологической стабильности территории.
3. В случае если ООПТ состоит из нескольких отдельных участков (кластеров), дополнительно к сведениям, указанным в пункте 2 настоящих требований, материалы, обосновывающие создание (преобразование, упразднение, изменение границ) ООПТ, должны содержать следующие сведения:
1) административное и географическое месторасположение каждого участка ООПТ;
2) площадь каждого участка ООПТ (га);
3) природные особенности каждого участка ООПТ в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 настоящих требований (если участок отличается от общей характеристики ООПТ).
4. Материалы, обосновывающие создание ООПТ, должны содержать сведения, подтверждающие соответствие территории пункту 4 Порядка создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждения и изменения их границ (далее - Порядок).
Материалы, обосновывающие преобразование ООПТ, должны содержать сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований, указанных в пункте 18 Порядка.
Материалы, обосновывающие упразднение ООПТ, должны содержать сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований, указанных в пункте 20 Порядка
Материалы, обосновывающие изменение границ ООПТ, должны содержать сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований, указанных в пункте 22 Порядка.
5. Материалы, обосновывающие создание (преобразование, упразднение, изменение границ) ООПТ, могут содержать иные сведения об ООПТ, необходимые для разработки решения о создании (преобразовании, упразднении, изменении границ) ООПТ, положения об ООПТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о создании, преобразовании, упразднении особо охраняемых природных территорий, изменении их границ принимается Правительством Новосибирской области.
Особо охраняемые природные территории могут создаваться на территории одного или нескольких муниципальных образований области. Создание таких объектов на территории двух или нескольких муниципальных образований не может быть основанием для нарушения целостности границ особо охраняемой природной территории, за исключением создания объекта из нескольких отдельных участков (кластеров).
Инициатором создания природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов является министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Инициаторами создания природно-рекреационных местностей, лесных парков могут быть группа граждан РФ, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, представительный орган соответствующего муниципального образования, уполномоченный орган, Законодательное Собрание Новосибирской области.
Финансирование работ по созданию, преобразованию, упразднению особо охраняемых природных территорий, изменению их границ осуществляется за счет средств областного бюджета.
Постановление Правительства Новосибирской области от 23 мая 2022 г. N 235-п "Об утверждении Порядка создания, преобразования, упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения их границ"
Вступает в силу с 23 мая 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 мая 2022 г. N 5400202205250003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новосибирской области от 25 декабря 2023 г. N 637-п
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2023 г.