Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2022 г. N 255-р
"Об утверждении инвестиционной декларации Хабаровского края"
30 июня 2022 г.
В целях создания системы поддержки новых инвестиционных проектов, обеспечения реального роста инвестиций в основной капитал, реализации положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")":
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Хабаровского края (далее - Инвестиционная декларация).
2. Органам исполнительной власти края обеспечить применение положений Инвестиционной декларации при осуществлении нормотворческой деятельности, оказании государственных услуг, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.
3. Министерству экономического развития края в течение 30 рабочих дней со дня подписания настоящего распоряжения:
3.1. Направить Инвестиционную декларацию в Министерство экономического развития Российской Федерации.
3.2. Разместить Инвестиционную декларацию на инвестиционном портале Хабаровского края.
4. Рекомендовать обеспечить применение положений Инвестиционной декларации:
4.1. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.
4.2. Органам местного самоуправления муниципальных образований края при осуществлении нормотворческой деятельности, оказании муниципальных услуг, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.
5. Инвестиционная декларация действует на срок полномочий Губернатора Хабаровского края.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Губернатор |
М.В. Дегтярев |
Инвестиционная декларация Хабаровского края
(утв. распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2022 г. N 255-р)
30 июня 2022 г.
1. Общие положения и описание целей инвестиционного развития Хабаровского края, принципы, на основе которых разработана инвестиционная декларация Хабаровского края
Инвестиционная декларация Хабаровского края (далее также - Инвестиционная декларация) устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае (далее также - край), инвестиционные гарантии (обязательства) Хабаровского края, применяемые в Хабаровском крае механизмы содействия и поддержки инвестиционной деятельности, состав инвестиционной команды Хабаровского края.
Инвестиционная декларация разработана в целях:
- формирования благоприятного инвестиционного климата в крае, информирования субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- создания условий для опережающего социально-экономического развития края;
- достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- достижения целей ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока, превышения среднероссийский темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объемов накопленных инвестиций, установленных Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока".
Целевым индикатором инвестиционного развития края является обеспечение к 2030 году реального роста частных инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года в рамках достижения национальных целей развития.
Вместе с тем, с учетом санкционного давления со стороны недружественных государств требуется выработка мер, направленных на преодоление негативных последствий, в том числе через укрепление инвестиционного климата, поддержку национального бизнеса, наращивание вложений в инфраструктуру.
При этом особую важность в условиях действия ограничительных мер приобретает развитие импортозамещающих производств, транспортно-логистических мощностей края.
Стратегические приоритеты Хабаровского края до 2026 года и на период до 2030 года определены распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года". В рамках приоритетов ключевой флагманской инициативой выступает направление "Интересная работа, достойная зарплата", в состав которого входит проект "Новый инвестиционный цикл", условием исполнения которого является обеспечение вхождения Хабаровского края в число 20 субъектов Российской Федерации - лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Инвестиционная декларация разработана на основе следующих принципов:
"ответственности" - инвестиционная декларация является обязательством Хабаровского края перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
"достоверности" - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Инвестиционной декларации, нормативным правовым актам Хабаровского края, а также государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
"проактивности" - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
"неухудшения" положения инвестора при утверждении новой Инвестиционной декларации в Хабаровском крае;
обеспечения открытости и доступности информации;
обеспечения повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае.
Раздел 2 изменен с 6 июля 2022 г. - Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-Р
2. Ключевые характеристики Хабаровского края
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее также - ДФО). Площадь территории края составляет 787,6 тыс. кв. км (4,6 процентов территории Российской Федерации), край занимает 3-е место среди всех субъектов Российской Федерации по размеру территории.
Край вытянут с севера на юг вдоль побережья Охотского моря. Отделен Татарским проливом и проливом Невельского от о. Сахалин. На юге граничит с Приморским краем, на западе - с Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-востоке - с Магаданской областью, на северо-западе - с Республикой Саха (Якутия); на юго-западе края по р. Амур и р. Уссури проходит государственная граница с Китайской Народной Республикой.
Общая численность населения Хабаровского края на 1 января 2021 г. - 1 301,1 тыс. чел., что составляет 16 процентов от общего числа жителей Дальнего Востока. Более 65 процентов населения проживает в крупных городах - административном центре - г. Хабаровск (610,3 тыс. чел.) и г. Комсомольске-на-Амуре (241,1 тыс. чел.).
Хабаровский край является крупнейшим транспортно-логистическим узлом и промышленным центром Дальнего Востока.
Ключевыми отраслями специализации экономики Хабаровского края являются: обрабатывающие производства, авиа- и судостроение, лесопереработка, черная металлургия, деятельность в области информации и связи, транспортировка и хранение, добыча полезных ископаемых, строительство, торговля, сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство, фармацевтика.
Через территорию края проходят основные пути Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей с выходом на морские порты Ванино и Советская Гавань, а также порты Приморского края.
В крае действуют 6 морских (Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Мыс Лазарева) и 2 речных порта (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре), а также несколько портопунктов вдоль побережья Охотского моря, задействованных в каботажном сообщении.
В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации включено 10 аэродромных комплексов различного класса, находящихся на территории Хабаровского края.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на 1 января 2021 года составляет 10 886 км, из них: федеральных - 1 164,9 км; региональных - 3 101,3 км; местных - 5 755,9 км. Более 92 процентов из них - дороги с твердым покрытием.
Магистральные нефте- и газопроводы, проходящие по территории края, обеспечивают ресурсами нефтеперерабатывающие заводы, центры электрической генерации и теплоснабжения, крупные промышленные объекты.
По итогам 2021 года объем валового регионального продукта (далее - ВРП) края составил свыше 940 млрд. рублей, индекс физического объема - 104,1 процентов к 2020 году. По темпам роста ВРП по итогам 2021 года край занимает четвертое место в ДФО. За период 2012 - 2021 годов объем ВРП края вырос в 2,1 раза.
В 2021 году в экономику края поступило 243,8 млрд. рублей инвестиций (4-е место в ДФО), к 2012 году рост составил 135,6 процентов (сумма инвестиций в основной капитал в 2012 году составила - 179,9 млн. руб.). За период 2018 - 2021 годов темп прироста составил 61,1 процентов.
В стадии реализации в крае находится 130 инвестиционных проектов общим объемом инвестиций более 2,5 трлн. рублей и созданием более 15,3 тысяч рабочих мест.
По итогам Национального рейтинга-2021 Хабаровский край вошел в 17-ю группу рейтинга из 29 возможных.
В 2021 году край включен в 30-ку регионов "пилотов" для отработки требований регионального инвестиционного стандарта.
Исполнительными органами Хабаровского края в рамках установленной компетенции гарантируется соблюдение на территории Хабаровского края сроков согласований и предоставления разрешительной документации, которые необходимы для ведения инвестиционной деятельности, в порядке, установленном федеральными законами, законами Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
3. Приоритеты развития края
В меняющихся геостратегических условиях Хабаровский край приобретает новый экономический и инвестиционный потенциал развития, в том числе связанный с переориентацией мощных товарных потоков, инвестиций с европейского на азиатское направление, возрастает роль Хабаровского края как одного из транспортных и логистических центров Российской Федерации на Дальнем Востоке.
Опорным пространственным каркасом развития Хабаровского края выступают пять центров роста:
- Хабаровская агломерация;
- агломерация "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный";
- Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел;
- Николаевский и Верхнебуреинский центры развития.
Такой подход обеспечивает сравнительную экономию на инфраструктурное обустройство обширной территории края, опору на сложившиеся зоны расселения, использование выгод логистического обеспечения товаропотоков, приоритетность концентрации преференциальных режимов привлечения инвестиций.
Хабаровская агломерация - центр транспортной и коммерческой логистики Дальнего Востока, обеспечивающий стабильные связи края с регионами страны и странами азиатско-тихоокеанского региона, промышленный и деловой центр с развитой производственной сферой и сферой услуг, среди которых большое значение имеют услуги образования, здравоохранения, туризма, коммерциализации научных и инновационных разработок. На территории агломерации действует территория опережающего социально-экономического развития "Хабаровск".
Часть территории Хабаровской агломерации относится к приграничным территориям, прилегающим к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. Мощным ресурсом для укрепления потенциала агломерации выступает совместное с Китайской Народной Республикой освоение острова Большой Уссурийский, включая открытие грузопассажирского пункта пропуска. Перспективы развития острова связаны прежде всего с интеграцией в сеть автомобильных дорог края и выходом на федеральные трассы.
Агломерация "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный" - индустриальный и инженерный центр национального значения на Дальнем Востоке, имеющий необходимые условия и потенциал для развития высокотехнологичных производств в области обрабатывающей промышленности (авиастроение, судостроение, металлургия, общее машиностроение, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка) и инжиниринга. Действующие преференциальные режимы, в том числе площадки территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск", кадровый и ресурсный потенциал агломерации способствуют реализации крупных промышленных и перерабатывающих проектов.
Ванино - Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел является центром, специализирующимся на оказании транспортно-логистических услуг и промышленной переработке ресурсов и транзитных грузов. На территории центра расположены конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и морские порты, действует режим Свободного порта Владивосток. Центр получает развитие за счет строительства новых транспортно-перегрузочных комплексов и терминалов для перевалки различных видов грузов, а также развития континентальной транспортно-энергетической инфраструктуры. Имеются перспективы развития экспортоориентированных крупных производств по переработке морских биоресурсов, сборочных производств, судостроения.
Верхнебуреинский центр развития - промышленный центр добычи и переработки природных ресурсов, в том числе специализируется на добыче и переработке каменных углей (Верхнебуреинский угольный бассейн, горно-обогатительный комбинат в пос. Чегдомын). Действует площадка территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск".
Николаевский центр развития - зона развития с рыбоперерабатывающей и горнодобывающей специализацией. Ведется добыча и переработка морских биоресурсов, судоремонт. Действуют площадки территории опережающего социально-экономического развития "Николаевск".
Приоритетными (флагманские) направлениями инвестиционного развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 определены:
- производство машин и оборудования;
- производство металлургическое;
- производство резиновых и пластмассовых изделий;
- производство химических веществ и химических продуктов;
- добыча полезных ископаемых;
- лесоводство и лесозаготовки (лесозаготовки);
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- нефтепереработка;
- производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
- мясное и молочное животноводство;
- растениеводство;
- производство продуктов питания и напитков;
- рыболовство и рыбоводство;
- деятельность в области информации и связи;
- деятельность профессиональная, научная и техническая;
- транспортировка и хранение;
- туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма).
В рамках приоритетных направлений в крае реализуются следующие крупные инвестиционные проекты:
- разработка месторождения "Малмыжское" (общество с ограниченной ответственностью "Амур Минералс");
- расширение перегрузочных мощностей для угля в портах Ванино, Советская Гавань (акционерное общество "ВаниноТрансУголь", закрытое акционерное общество "Дальтрансуголь", общество с ограниченной ответственностью "Компания Ремсталь", акционерное общество "Прайм");
- строительство ТЭЦ-4 в Хабаровске (публичное акционерное общество "Русгидро");
- строительство терминала международных авиалиний (акционерное общество "Хабаровский аэропорт");
- многофункциональный комплекс с водно-оздоровительным центром (Аквапарк) (общество с ограниченной ответственностью "Броско);
- строительство новых тепличных комплексов (общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комплекс "Хабаровский", общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный тепличный парк", общество с ограниченной ответственностью "Джей Джи Си Эвергрин" (третья очередь);
- создание производственного комплекса по выпуску легкомоторных самолетов ЛМС-901 "Байкал".
В рамках социального развития края планируется:
- создание реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оснащение Регионального Центра для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создание Дальневосточного детского центра отдыха и оздоровления;
- строительство нового здания Дальневосточного художественного музея.
Мощный мультипликативный эффект для экономики и социальной сферы края дает целый ряд крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере. Среди них основной объем инвестиций обеспечивается реализацией масштабного проекта открытого акционерного общества "РЖД" по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (Восточного полигона) с развитием пропускных и провозных способностей. Реализуется проект по строительству нового порта Эльга - Тихоокеанской железной дороги.
Крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты формируют существенный спрос на строительные материалы и конструкции. Правительством Хабаровского края во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 16 октября 2021 г. N Пр-1971 по итогам планарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. ведется работа по созданию промышленного кластера для реализации проектов по производству строительных материалов и выполнению строительных работ на территории Дальневосточного федерального округа. Хабаровский край располагает для этого необходимой ресурсной, производственной и кадровой базой. В марте 2022 г. зарегистрирована Ассоциация участников промышленно-строительного кластера Дальневосточного федерального округа.
Раздел 4 изменен с 6 июля 2022 г. - Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-Р
4. Инвестиционные обязательства Хабаровского края, механизмы содействия и поддержки инвестиций в Хабаровском крае
Правительство Хабаровского края в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Хабаровского края, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Хабаровского края, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Хабаровском крае;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Хабаровского края;
повышение уровня доходов населения Хабаровского края.
Для развития и стимулирования инвестиционной деятельности, создания условий для привлечения и поддержки инвестиций на территории Хабаровского края сформирована комплексная система мер государственной поддержки.
Система включает механизмы государственной финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов, в том числе применение инструментов и условий (критериев):
- особых режимов ведения предпринимательской деятельности - территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток (далее также - ТОР и СПВ соответственно);
- региональных инвестиционных проектов;
- приоритетных инвестиционных проектов;
- масштабных инвестиционных проектов;
- защиты и поощрения капиталовложений;
- новых инвестиционных проектов;
- инвестиционного налогового вычета;
- режима сопровождения проектов по принципу "одного окна".
Пункт 4.1 изменен с 6 июля 2022 г. - Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-Р
4.1. Территории опережающего социально-экономического развития.
В Хабаровском крае в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации создано три ТОР:
- ТОР "Хабаровск";
- ТОР "Комсомольск";
- ТОР "Николаевск".
По состоянию на 1 июня 2022 г. зарегистрирован 81 резидент, объем заявленных инвестиций - 195,8 млрд. рублей, количество планируемых рабочих мест - 10 581.
ТОР "Хабаровск" - 7 площадок, общая площадь - 23,7 тыс. гектаров, основная специализация - промышленная, транспортно-логистическая, сельскохозяйственная сферы деятельности. Зарегистрировано 49 резидентов, объем заявленных инвестиций - 38,7 млрд. рублей, запланированное количество рабочих мест - 3 300.
ТОР "Комсомольск" - 10 площадок, общая площадь - 35,5 тыс. гектаров, основная специализация - добыча и обогащение полезных ископаемых, пищевая промышленность, легкая промышленность, металлургия и металлообработка, транспорт, туризм и рекреация, сельскохозяйственное производство, деревоперерабатывающее производство, ремонт и монтаж машин и оборудования. Зарегистрировано 24 резидента, объем заявленных инвестиций - 154,3 млрд. рублей, запланированное количество рабочих мест - 6 000.
ТОР "Николаевск" - 10 площадок, общая площадь - 559,1 тыс. гектаров, основная специализация - рыболовство и рыбопереработка, судостроение и судоремонт, добыча полезных ископаемых. Зарегистрировано 8 резидентов, объем заявленных инвестиций - 2,8 млрд. рублей, запланированное количество рабочих мест - 1 200.
Режим ТОР имеет пакет налоговых и административных преференций для резидентов, а также значительные изъятия из общих правил регулирования.
Льготы по налогам и страховым взносам:
- налог на прибыль: 0 процентов первые пять лет с момента получения прибыли, 13 процентов следующие пять лет (до 2024 года), с 2025 года - 12 процентов;
- налог на имущество: 0 процентов первые пять лет с момента включения в реестр резидентов, 1,1 процента последующие пять лет;
- земельный налог: 0 процентов в течение первых трех лет;
- страховые взносы - 7,6 процента.
Административные преференции:
- применение процедуры свободной таможенной зоны;
- привлечение иностранной рабочей силы без учета квот;
- предоставление земельных участков без проведения торгов и льготные ставки арендной платы за предоставленные земельные участки;
- приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
- возможность создания объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств различных уровней, а также компенсация затрат резидентам на строительство обеспечивающей инфраструктуры.
Особенности режима ТОР:
- преференциальный режим распространяется на определенные земельные участки;
- готовая инфраструктура;
- минимальный объем капиталовложений - 500 тыс. рублей.
Для обеспечения функционирования ТОР ведется создание обеспечивающей инфраструктуры ТОР за счет бюджетных средств в размере 13,01 млрд. рублей, из них 10,17 млрд. рублей - федеральный бюджет, 2,84 млрд. рублей - консолидированный бюджет Хабаровского края.
Средства предусмотрены на проектирование и строительство 57 объектов.
Пункт 4.2 изменен с 6 июля 2022 г. - Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-Р
4.2. Свободный порт Владивосток.
Режим СПВ распространен на два муниципальных района - Ванинский с 3 июля 2016 г. и Советско-Гаванский с 3 июля 2018 г. Заключены соглашения с 26 резидентами. Объем заявленных инвестиций - 172,6 млрд. рублей, запланированное количество рабочих мест - 6 300.
Льготы по налогам и страховым взносам:
- налог на прибыль: 0 процентов на пять лет, 13 процентов следующие пять лет (до 2024 года), с 2025 года - 12 процентов;
- налог на имущество: 0 процентов на пять лет, 0,5 процента следующие пять лет;
- земельный налог: 0 процентов на пять лет, следующие пять лет снижение до 50 процентов;
- страховые взносы - 7,6 процента.
Административные преференции:
- возможность применения процедуры свободной таможенной зоны;
- упрощенный визовый режим для иностранных граждан;
- сокращенные сроки проверок.
Особенности режима СПВ:
- преференциальный режим распространяется на территорию всего муниципального образования;
- минимальный объем капиталовложений - 500 тыс. рублей.
4.3. Региональный инвестиционный проект.
Инвестору, получившему статус участника регионального инвестиционного проекта, в порядке, установленном главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", гарантируется предоставление льготы по налогу на прибыль, в том числе на первые 5 лет по ставке 0 процентов, на следующие 5 лет - по ставке в 10 процентов.
Минимальный объем капиталовложений для получения статуса регионального инвестиционного проекта 50 млн. рублей в течение 3 лет или 500 млн. рублей в течение 5 лет.
Участниками региональных инвестиционных проектов на территории Хабаровского края являются 6 компаний с объемом инвестиций 6,5 млрд. рублей.
4.4. Приоритетные инвестиционные проекты.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр "Об утверждении Порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края для получения краевой государственной финансовой поддержки" инвестору гарантируется предоставление понижающего коэффициента 0,2 для исчисления размера годовой арендной платы в отношении земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности в рамках реализации инвестиционных проектов, признанных приоритетными
В рамках приоритетных инвестиционных проектов края право на получение налоговых льгот предоставлено 13 субъектам инвестиционной деятельности, 5 субъектам инвестиционной деятельности предоставлено право на получение льгот по арендной плате за землю. Общий объем заявленных инвестиций по проектам, признанным приоритетными, составляет 208,2 млрд. рублей.
4.5. Обеспечение земельными участками без торгов.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 102 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" инвесторам предоставляется возможность получения земельных участков в аренду без проведения торгов при условии соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным указанным Законом. Общие критерии отбора инвестиционного проекта:
Объем капитальных вложений более 10 млн. рублей в соответствии с видами экономической деятельности.
Субъект инвестиционной деятельности должен соответствовать следующим требованиям:
- не находится в процессе ликвидации,
- не проводится процедура банкротства,
- не имеет просроченной задолженности по налогам и сборам,
- не иметь неисполненных обязательств перед краем.
За период действия механизма масштабных инвестиционных проектов с 2015 года, предусматривающего предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, было заключено 37 инвестиционных соглашений с общим объемом заявленных инвестиций 33,4 млрд. рублей и созданием 2 100 рабочих мест, в том числе по масштабным инвестиционным проектам - 31,1 млрд. рублей и созданием 1 900 рабочих мест, по объектам социально-культурного назначения - 2,3 млрд. рублей, 200 рабочих мест.
4.6. Соглашение о государственно-частном партнерстве, концессионные соглашения.
В рамках модернизации общественной (социальной, коммунальной, транспортной) инфраструктуры в Хабаровском крае используется механизм государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП). ГЧП позволяет обеспечить эффективное управление государственным имуществом и бюджетными средствами, а также повысить качество оказываемых социально значимых услуг населению.
В крае наработан опыт взаимодействия с инвесторами в рамках ГЧП. По состоянию на март 2022 г. реализуются 43 соглашения ГЧП.
Правительство края активно подключается к новым инструментам поддержки инфраструктурных проектов, в том числе через механизм "Дальневосточная концессия".
Среди приоритетных направлений по применению механизмов ГЧП в крае - создание социальной инфраструктуры, в том числе в сферах:
- образования (межвузовский университетский кампус в г. Хабаровске; школа на 1 100 мест на ул. Демьяна Бедного в г. Хабаровске; школа в мкр. "Ореховая Сопка" на 2 100 мест г. Хабаровске; школа на 550 мест в границах улиц пр. Мира, ул. Комсомольская, ул. Пионерская, ул. Красноармейская Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре; школа на 550 мест в рп. Корфовский Хабаровского муниципального района);
- культуры и отдыха (новое здания Дальневосточного художественного музея в г. Хабаровске; Дальневосточный детский центр отдыха и оздоровления);
- здравоохранения (десять объектов, в том числе центр реабилитации на базе санатория "Уссури", новый комплекс городской клинической больницы N 11 в г. Хабаровске, хирургический корпус городской клинической больницы N 10 в г. Хабаровске, поликлиники для взрослого и детского населения в г. Хабаровске, реконструкция краевой клинической больницы N 1, стационарный комплекс Советско-Гаванской больницы, станция скорой медицинской помощи в г. Хабаровске).
4.7. Новый инвестиционный проект.
При реализации инвестиционного проекта на территории края инвестор может воспользоваться государственной мерой поддержки по обеспечению проекта сопутствующей инфраструктурой в рамках механизма - новый инвестиционный проект (далее - НИП).
Данный механизм позволяет осуществлять инфраструктурную поддержку при реализации инвестиционных проектов на территории края за счет бюджетных средств высвобождающихся от реструктуризации действующих бюджетных кредитов Хабаровского края. (постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 и от 12 октября 2021 г. N 1740).
Бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры могут быть направлены на модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, оплату услуг по проведению проектно-изыскательских работ, оплату работ по разработке проектно-сметной документации для объектов инфраструктуры, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
В настоящее время 5 инвестиционных проектов края реализуются на территории края при использовании данного механизма. Объем поддержки - 1,6 млрд рублей до 2024 года.
4.8. Защита и поощрение капиталовложений.
В соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Хабаровского края гарантирует предоставление инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), "стабилизационной оговорки", которая не позволяет применять в отношении инвестора акты, которые могут ухудшить его положение.
Для заключения СЗПК с федеральными органами власти объем инвестиций должен быть не менее:
- 250 млн. рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории;
- 500 млн. рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма;
- не менее 1,5 млрд. рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров;
- 5 млрд. рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
Для заключения СЗПК с региональными органами власти объем инвестиций должен быть не менее 200 миллионов рублей и не более 1 миллиарда рублей.
4.9. Инвестиционный налоговый вычет.
Если инвестор не пользуется преференциальными режимами ТОР и СПВ, и не имеет статуса регионального инвестиционного проекта, он может воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом.
С 1 января 2021 г. в крае действует механизм инвестиционного налогового вычета (далее также - ИНВ) по налогу на прибыль организации (статья 10.5 Закона Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае").
Применение инвестиционного налогового вычета уменьшает обязательства инвестора по налогу на прибыль в размере 80 процентов расходов на приобретение, сооружение, изготовление основных средств (далее - ОС) и (или) на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение. Ставка для расчета предельной величины - 10 процентов.
ИНВ применяется к объектам ОС, относящимся к подгруппам: здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование третьей - десятой амортизационным группам (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам), за исключением объектов ОС, приобретенных налогоплательщиками у лиц, являющихся взаимозависимыми и (или) аффилированными по отношению к таким налогоплательщикам.
Правом воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом также имеют инвесторы осуществляющие комплексное развитие территории в целях строительства стандартного жилья.
Инвестор имеет право уменьшает обязательства инвестора по налогу на прибыль в размере 100 процентов расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и 80 процентов расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, которые безвозмездно переданы в краевую государственную или муниципальную собственность. Ставка для расчета предельной величины - 5 процентов.
ИНВ применяется к налогу, исчисляемому за тот налоговый (отчетный период), в котором:
- соответствующий объект ОС введен в эксплуатацию;
- изменена первоначальная стоимость объекта в результате достройки, дооборудования и т.д.
Если ИНВ не получается применить полностью в периоде ввода объекта в эксплуатацию (по причине превышения ИНВ его предельной величины), это можно сделать в четырех последующих налоговых (отчетных) периодах, но не позднее 31 декабря 2027 г.
4.10. Инфраструктура поддержки инвестора.
Индустриальный парк "Авангард"
ИП "Авангард" - индустриальный парк тип "гринфилд" общей площадью 47 га, расположен в г. Хабаровске.
Специализация парка - агропромышленные производства и логистическая деятельность.
Индустриальный парк "Авангард" предоставляет резидентам земельные участки, обеспеченные необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой. Индустриальный парк "Авангард" входит в ТОР "Хабаровск". Выступает в качестве площадки для размещения производств, обеспеченных необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой. Управляющей компаний парка предоставляются услуги по полному сопровождению и обеспечению деятельности резидентов.
Инфраструктура индустриального парка:
- электроснабжение парка: электрическая мощность 11,5 МВт;
- газоснабжение парка: мощность по газу 9 300 куб. м/ч;
- теплоснабжение парка: мощность тепловой энергии 100 Гкал/ч;
- водоснабжение парка: мощность водообеспечения 1 200 куб. м/ч;
- водоотведение в парке: собственные канализационные очистные сооружения, 600 куб. м/сут.
Меры государственной поддержки резидентам индустриального парка (в случае получения статуса резидента ТОР):
- налог на прибыль: 0 процентов первые 5 лет, 12 процентов в течение следующих 5 лет);
- налог на имущество: 0 процентов первые пять лет, 1,1 процентов в течение следующих 5 лет);
- земельный налог: 0 процентов первые три года;
- страховые взносы: 7,6 процентов.
Базовые услуги управляющей компании для резидентов:
- продажа земельного участка;
- сдача в аренду земельного участка;
- строительство готовых производственных зданий под ключ (услуга built-to-suit).
Дополнительные услуги управляющей компании для резидентов:
- логистические услуги;
- подбор персонала;
- содержание и эксплуатация объектов общего пользования;
- охранные услуги;
- юридические услуги;
- консалтинговые услуги;
- ИТ-услуги;
- уборка территории, вывоз мусора.
Бизнес-инкубатор в г. Комсомольске-на-Амуре.
В целях поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (три года с момента государственной регистрации) в г. Комсомольске-на-Амуре действует Бизнес-инкубатора.
Главная услуга - это предоставление в аренду офисных и производственных помещений на льготных условиях с организованной офисной инфраструктурой (мебель, оргтехника, доступ к сети, сервисы).
Для резидентов бизнес-инкубатора предусмотрена льготная аренда:
- 40 процентов от рыночной арендной платы в первый год размещения;
- 60 процентов от рыночной арендной платы во второй год размещения;
- 80 процентов от рыночной арендной платы в третий год размещения.
Дополнительно установлен понижающий коэффициент 0,5 для резидентов, реализующих инновационные проекты, а также проекты в области обрабатывающих производств, IT-технологий и связи, а также научных исследований и разработок.
Всего в бизнес-инкубаторе 16 помещений для размещения резидентов (площадь 468,0 кв. м), а также 2 помещения для организаций инфраструктуры МСП (площадь 56,6 кв. м). Для размещения производств резидентов предусмотрены производственные мастерские (площадь 236,2 кв. м).
4.11. Автономная некоммерческая организация "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края".
В целях формирования комфортных условий реализации инвестиционных проектов в крае создано и функционирует автономная некоммерческая организация "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" (далее - Агентство). Агентство обеспечивает механизм организационного и информационного сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого инвестору гарантируется следующее:
- содействие в получении инвестором мер поддержки, предоставляемых институтами развития, органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований края;
- обеспечение режима сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" для инвесторов при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Хабаровского края, органами местного самоуправления;
- оказание инвесторам информационно-консультационного содействия;
- рассмотрение обращений инвесторов и заинтересованных сторон по вопросам реализации инвестиционного проекта на территории Хабаровского края;
- проведение встреч и переговоров с инвесторами по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории края, в том числе с приглашением представителей институтов развития, органов исполнительной власти края, ресурсоснабжающих организаций, других участников инвестиционного процесса.
Раздел 5 изменен с 6 июля 2022 г. - Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-Р
5. Инвестиционная команда Хабаровского края
Инвестиционная команда Хабаровского края - это команда профессионалов, обладающих опытом, компетенцией в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития края и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий.
Условиями формирования инвестиционной команды Хабаровского края являются взаимодействие бизнеса и власти по вопросам инвестиционной политики и наличие соответствующих полномочий у членов команды в сфере инвестиций.
Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Хабаровского края в части взаимодействия с инвесторами осуществляется в соответствии с компетенциями членов инвестиционной команды Хабаровского края.
В инвестиционную команду Хабаровского края входят:
1) Губернатор края;
2) первый вице-губернатор края;
3) вице-губернатор края - руководитель представительства Правительства Хабаровского края при Правительстве Российской Федерации;
4) первый заместитель Председателя Правительства края;
5) заместители Председателя Правительства края;
6) мэр города Хабаровска (по согласованию), глава города Комсомольска-на-Амуре (по согласованию);
7) главы Амурского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Николаевского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов (по согласованию);
8) директор автономной некоммерческой организации "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" (по согласованию), заместители директора автономной некоммерческой организации "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края" (по согласованию);
9) уполномоченный по защите прав предпринимателей Хабаровского края (по согласованию);
10) директор акционерного общества "Управляющая компания территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск" (по согласованию);
11) руководители региональных представительств/отделений деловых объединений (региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", Союз "Дальневосточная торгово-промышленная палата", межрегиональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ") (по согласованию);
12) эксперты финансовых организаций в Хабаровском крае (по согласованию);
13) представители научного сообщества Хабаровского края (по согласованию).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2022 г. N 255-р "Об утверждении инвестиционной декларации Хабаровского края"
Вступает в силу с 26 мая 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 25 мая 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 мая 2022 г. N 2700202205250001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 26 января 2024 г. N 34-р
Изменения вступают в силу с 30 января 2024 г.
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23 марта 2023 г. N 130-р
Изменения вступают в силу с 27 марта 2023 г.
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 25 ноября 2022 г. N 651-р
Изменения вступают в силу с 25 ноября 2022 г., за исключением абзаца второго подпункта "а", подпункта "б" подпункта 2 пункта 2 изменений, которые вступают в силу с 11 января 2023 г.
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 19 августа 2022 г. N 447-р
Изменения вступают в силу с 25 августа 2022 г.
Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 июня 2022 г. N 340-р
Изменения вступают в силу с 6 июля 2022 г.