1. Информация о цели и задачах государственной программы, достижении ожидаемых результатов за отчетный период
Государственная программа Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" утверждена постановлением Правительства Пермского края от 01 октября 2013 г. N 1305-п.
Целью Программы является создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Пермского края.
Достижение цели Программы осуществлялось путем решения основных задач:
повышение результативности деятельности муниципальных образований Пермского края при реализации муниципальных программ муниципальных образований Пермского края;
развитие и совершенствование общественного самоуправления в Пермском крае;
снижение зависимости монопрофильных муниципальных образований Пермского края (моногородов) от деятельности градообразующих предприятий путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий;
эффективное управление государственной программой Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" и создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления в Пермском крае.
По итогам 2021 года все показатели подпрограмм, показатели непосредственного результата основных мероприятий Программы достигнуты. Целевой показатель Программы "Численность населения Пермского края (среднегодовая)" достигнут на 99,5%.
2. Информация о ходе выполнения программных мероприятий с указанием проблем, возникших в процессе их реализации
Подпрограмма 1 "Создание условий для финансовой устойчивости местных бюджетов и реализации муниципальных программ"
С целью обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в 2021 году на фоне замедления темпов экономического развития из бюджета Пермского края предоставлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне объемов, предусмотренных на плановый период в бюджете края на 2020 - 2022 годы, несмотря на снижение доходов краевого бюджета. В результате дотации местным бюджетам в 2021 году увеличились на 4,0% к уровню 2020 года.
Предложенное распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов на 2021 год позволило сократить различия в бюджетной обеспеченности муниципальных образований с 6,24 раза до 1,25 раза при целевом значении не более 1,7 раза.
В связи с отменой на федеральном уровне с 2021 года единого налога на вмененный доход для обеспечения сбалансированности местных бюджетов из краевого бюджета выделена дополнительная дотация на сбалансированность всем местным бюджетам.
Кроме того, в течение 2021 года местным бюджетам дополнительно предоставлена дотация в связи с изменением прогноза социально-экономического развития, которая в том числе направлена на выполнение органами местного самоуправления целевых показателей по заработной плате.
В рамках дополнительной поддержки муниципалитетов реализован механизм замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Пермского края дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления к увеличению поступлений от НДФЛ. По согласованию с представительными органами двух муниципальных образований Пермского края (Чусовской ГО, Пермский МР) часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменена дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от НДФЛ. По итогам 2021 года муниципальные образования, принявшие решения о замещении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, получили дополнительные доходы от замещения дотации в общей сумме 261,1 млн рублей.
При проведении межбюджетного регулирования на 2021 год сохранена практика не взимания "отрицательных трансфертов", как возможных источников формирования общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В целях обеспечения реализации муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов, инвестиционных проектов за счет средств бюджета Пермского края муниципальным образованиям региона предоставляется единая субсидия.
В 2021 году на указанные цели было направлено 1358,7 млн рублей <1>. Благодаря данной поддержке в территориях реализовано 414 проектов. Большая часть проектов направлена на строительство, реконструкцию, ремонт образовательных и культурных учреждений, строительство, ремонт объектов водоснабжения и водоотведения. Осуществляется приобретение жилых помещений, строительство и ремонт спортивных сооружений, приобретение школьных автобусов и т.д.
На строительство (реконструкцию) объектов общественной инфраструктуры муниципального значения для создания новых мест в общеобразовательных учреждениях и дополнительных мест для детей дошкольного возраста направлено 475,3 млн рублей (в том числе строительство средней общеобразовательной школы по ул. Юнг Прикамья, 3 в г. Перми, строительство общеобразовательной школы на 1224 места в г. Березники, строительство школы на 825 мест в микрорайоне Клестовка г. Соликамск, реконструкция здания МБОУ "Гимназия N 17" г. Перми (пристройка нового корпуса), строительство зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений по ул. Евгения Пермяка, 8а, ул. Желябова, 16б, ул. Байкальской, 26а, ул. Плеханова, 63 г. Перми).
На строительство газопроводов направлено 48,0 млн рублей. Мероприятия реализованы на территориях Чернушинского ГО и Кунгурского МО.
На строительство крытого ледового катка в г. Соликамск направлено 98,5 млн рублей, на строительство спортивной зоны в рамках проекта "Благоустройство береговой линии р. Усолка "Соляная верста" в г. Соликамске - 17,7 млн рублей, на строительство павильона-раздевальной с помещениями под пневматический тир г. Усолье за счет единой субсидии направлено 45,7 млн рублей.
На строительство районного культурно-досугового центра в г. Добрянка направлено 79,5 млн рублей.
На строительство канализационного коллектора по ул. Чкалова в с. Карагай направлено 10,7 млн рублей.
С помощью средств единой субсидии в муниципалитетах Пермского края удается осуществить различные по стоимости проекты, необходимые для создания комфортных условий проживания жителей Пермского края, благоустроить места досуга.
Справочно: в 2022 году на предоставлении единой субсидии планируется направить из краевого бюджета 1253,9 млн рублей.
В целях завершения работ по объекту "Районный культурно-досуговый центр в г. Добрянка Пермского края" в бюджет Добрянского городского округа в виде иных межбюджетных трансфертов края направлено 140,9 млн рублей. Основные строительно-монтажные работы завершены, работы по монтированию оборудования и благоустройства прилегающей территории перенесены на 2022 год.
В целях организации комфортного проживания жителей Пермского края в 2021 году в рамках государственной программы:
переселено 8 семей из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (в Губахинском ГО);
приобретено 35 жилых помещений для переселения жителей, проживающих по договорам социального найма в полупустых многоквартирных домах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края. Собственникам 19 жилых помещений, расположенных в расселяемых домах, выплачено возмещение за изымаемые у них жилые помещения. Осуществлен снос 14 полностью расселенных многоквартирных домов в ГО "Город Кизел", Губахинском ГО, Гремячинском ГО. Помимо улучшения условий проживания граждан, реализация мероприятия позволила снизить затраты муниципальных образований на предоставление топливно-энергетических ресурсов в отношении пустующего муниципального жилого фонда;
переселено 57 семей из 9 труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края в 6 муниципальных образованиях (Гремячинский ГО, Гайнский МО, Косинский МО, Кочевский МО, Красновишерский ГО, Юрлинский МО). В процессе реализации мероприятия проблемы возникают в основном по причине длительного поиска переселяемыми гражданами подходящих им жилых помещений и длительного оформления документов в отношении перехода права собственности на приобретаемое жилье;
снесен 121 объект (расселенные жилые дома и ветхие нежилые здания (сооружения) в 26 муниципальных образованиях, по 9 объектам в 3 муниципалитетах (дополнительно перенесены с планового периода за счет экономии по результатам закупок) заключены контракты, снос осуществляется в соответствии с условиями соглашений в 2022 году.
Показатель непосредственного результата основного мероприятия "Реализация мероприятий по комфортному проживанию жителей Пермского края" исполнен в полном объеме, в том числе:
количество переселенных семей, проживающих в ветхих домах, находящихся на горных отводах Кизеловского угольного бассейна Пермского края (нарастающим итогом) - план 348 семей, факт 350 семьи, в том числе в 2021 году 8 семей;
количество семей, переселенных из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края (нарастающим итогом) - план 190 семей, факт 198 семьи, в том числе в 2021 году 57 семей.
По итогам отчетного года показатель подпрограммы "Создание условий для финансовой устойчивости местных бюджетов и реализации муниципальных программ" - "Темп прироста налоговых, неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Пермского края" исполнен (при плановом значении 3,7% фактический темп прироста доходов бюджетов составил 5,81%).
Подпрограмма "Поддержка проектов местных инициатив"
В 2021 году продолжилась реализация проектов инициативного бюджетирования и мероприятий с участием средств самообложения граждан.
Использование этих финансовых инструментов повышает уровень доверия граждан к власти, улучшает коммуникацию в связке общество - местное самоуправление, побуждает людей к решению вопросов местного значения.
В 2021 году 191,9 млн рублей направлено на финансирование 151 проекта инициативного бюджетирования и 49 мероприятий с участием средств самообложения граждан.
Направления данных проектов различны, среди них обустройство детских и спортивных площадок, благоустройство территории, ремонт памятников ремонт сетей водоснабжения, обустройство мест традиционного захоронения, ремонт пешеходных тротуаров и мостов, приобретение транспорта, техники, костюмов, различного инвентаря и др.
Стоит отметить, что в 2021 году принят краевой закон, который предоставил возможность проводить сходы граждан для введения самообложения не только на всей территории населенного пункта, но и на его части. Теперь введение самообложения даже в населенных пунктах с высокой численностью стало доступнее.
Так в отчетном году сходы граждан проведены в 80 населенных пунктах Пермского края, в которых приняли участие более 17 тыс. жителей.
Кроме того, для вовлечения жителей Пермского края в инициативное бюджетирование в 2021 году состоялись 7 обучающих форумов и 3 обучающих семинара по подготовке проектов на краевой конкурс, в которых приняли участие 588 жителей и муниципальных служащих. Также для жителей края подготовлено 515 брошюр с информацией о ходе реализации инициативного бюджетирования в крае, лучших практиках реализованных проектов, а также о подготовке проектов для участия в краевом конкурсе.
Показатель подпрограммы "Поддержка проектов местных инициатив" "Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края от количества проектов-победителей конкурсного отбора" исполнен (план - 98%, факт - 100%).
Подпрограмма "Поддержка и развитие моногородов Пермского края"
В 2021 г. реализовывались мероприятия по обеспечению функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), созданных в моногородах Чусовой и Нытва.
Статус резидента ТОСЭР дает организации, реализующей инвестиционный проект с созданием новых рабочих мест, значительные налоговые льготы.
ТОСЭР "Чусовой" создана в марте 2017 года. В настоящее время на ТОСЭР "Чусовой" 20 резидентов, инвестиционные проекты которых предусматривают создание не менее 1400 новых рабочих мест.
На 31 декабря 2021 года резидентами ТОСЭР "Чусовой" создано 1271 новое постоянное рабочее место.
Наиболее крупным из резидентов является ООО "Тепличный комплекс "Пермский" с объемом инвестиций 7,6 млрд. рублей. Комплекс введен в эксплуатацию в 2021 году, создано 451 новое рабочее место.
ТОСЭР "Нытва" создана в марте 2019 года. На 31 декабря 2021 г. статус резидентов у 12 организаций, инвестиционные проекты которых предусматривают создание не менее 275 новых рабочих мест. На 31 декабря 2021 г. резидентами ТОСЭР "Нытва" создано 122 новых постоянных рабочих места.
На ТОСЭР "Нытва" планируется привлечь еще не менее 6 резидентов. Перспективным проектам подобраны инвестиционные площадки. Степень готовности проектов различная - от проектирования и НИОКР до строительно-монтажных работ.
На реализацию подпрограммы "Поддержка и развитие моногородов Пермского края" средства бюджета Пермского края не предусматриваются.
Показатель подпрограммы "Количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий моногородов (нарастающим итогом)" исполнен (план - 1550 ед., факт - 1870 ед.).
Подпрограмма "Эффективное государственное и муниципальное управление"
Решение задачи повышения эффективности муниципального управления на территории Пермского края в 2021 году осуществлялось по следующим направлениям:
повышение уровня квалификации муниципальных служащих;
стимулирование к оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления;
создание условий для поддержки территорий, принявших решение об укрупнении;
повышение заинтересованности глав муниципальных образований к достижению наилучших результатов социально-экономического развития.
Успешное решение задач, поставленных перед органами местного самоуправления, во многом определяется профессионализмом кадрового состава администраций и муниципальных учреждений. В 2021 году продолжена реализация мероприятия "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений". По итогам года обучено 722 муниципальных служащих.
В 2021 году проведено обучение по следующим программам:
"Эффективная работа с обращениями граждан", продолжительностью 40 академических часов, обучено 54 человека;
"Экспертиза, сметное нормирование и ценообразование в строительстве", продолжительностью 40 академических часов, обучено 55 человек;
"Управленческие компетенции руководителей правовых служб органов местного самоуправления", продолжительностью 40 академических часов, обучено 55 человек;
"Организация и реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации его проявлений", продолжительностью 40 академических часов, обучено 50 человек;
"Организация и реализация на территории муниципального образования мероприятий по противодействию идеологии терроризма", продолжительностью 40 академических часов, обучено 50 человек;
5 программ по направлениям номинаций Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика": "Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений ("Умный город"), "Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства", "Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие ТОС и привлечение граждан к осуществлению местного самоуправления", "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне", "Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами", каждая продолжительностью 72 академических часа, в общей сложности обучено 135 человек;
"Управленческие компетенции заместителя главы администрации муниципального образования, руководителей структурных подразделений в сфере развития инфраструктуры", продолжительностью 72 академических часа, обучено 25 человек;
"Управленческие компетенции заместителя главы администрации муниципального образования, руководителей структурных подразделений по социальным вопросам", продолжительностью 72 академических часа, обучено 25 человек;
"Управленческие компетенции заместителя главы администрации муниципального образования, руководителей структурных подразделений по управлению экономикой и финансами", продолжительностью 72 академических часа, обучено 25 человек;
"Градостроительная деятельность", продолжительностью 72 академических часа, обучено 55 человек;
"Контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", продолжительностью 108 академических часов, обучено 44 человека;
"Система управления проектной деятельностью при реализации национальных проектов", продолжительностью 72 академических часа, обучено 60 человек;
"Уверенный пользователь MS Excel. Создание презентаций в PowerPoint", продолжительностью 24 академических часа, обучено 88 человек;
"Основные изменения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2022 году", продолжительностью 30 академических часов, обучено 30 человек.
С целью проведения оценки эффективности органов местного самоуправления края, повышения заинтересованности глав в достижении результатов социально-экономического развития муниципальных образований подведены итоги конкурса городских и муниципальных округов Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей управленческой деятельности. В 2021 году итоги подводились за 1, 2, 3 кварталы и за год.
В 2021 году в рамках подпрограммы производилась компенсация расходов, связанных с формированием эффективной структуры органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Иные межбюджетные трансферты предоставлялись в целях компенсации бюджетам муниципальных образований Пермского края сумм выходного пособия, выплаченных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работникам, уволенным в IV квартале 2020 года и в 2021 году, в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников ОМСУ.
Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельских населенных пунктов в Пермском крае реализуется институт сельских старост.
Старосты выступают связующим звеном между жителями сельских территорий и органами местного самоуправления. Решение вопросов местного значения выходит на новый уровень, когда информация о насущных проблемах в населенном пункте исходит непосредственно от жителей.
Старосты помогают органам местного самоуправления оперативно довести важную информацию до жителей даже самых отдаленных населенных пунктов, оказывают содействие в привлечении жителей для уборки и благоустройства территорий, памятных мест, помогают в обеспечении пожарной безопасности. Также старосты содействуют организации сходов граждан для введения самообложения и участвуют в подготовке проектов инициативного бюджетирования.
В 2021 г. впервые проведен краевой конкурс "Лучший староста сельского населенного пункта в Пермском крае", по итогам которого определены 10 наиболее активных старост - победителей конкурса. Для поощрения победителей конкурса перечислены призовые выплаты, а также победителям конкурса вручены дипломы и нагрудные знаки.
С целью выполнения мероприятий по межмуниципальному и межрегиональному сотрудничеству Ассоциации "Совет муниципальных образований Пермского края" из бюджета Пермского края предоставлен грант в форме субсидии.
Из предусмотренных в 2021 году на эти цели 7,7 млн рублей за отчетный период освоено 7,66 млн рублей (99,5%). Средства направлены на выполнение мероприятий в рамках межмуниципального сотрудничества (проведение просветительских семинаров в рамках программы Совета муниципальных образований "Муниципальный факультет"; проведение заседаний Правления Совета муниципальных образований; проведение заседания Палаты сельских поселений и территориальных отделов Совета муниципальных образований Пермского края; издание информационных бюллетеней Совета муниципальных образований; проведение форума "Эффективное муниципальное управление"), на проведение XV Съезда Совета муниципальных образований Пермского края, проведение Форума ТОС "ТОС - Пермский край 2021", проведение торжественного приема Совета муниципальных образований Пермского края.
С 2020 года Пермский край является участником Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика", целью которого является выявление, поощрение и распространение примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения.
В 2021 году в номинации "Укрепление межнационального мира и согласия и реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне" Лобановское сельское поселение Пермского муниципального района с практикой по организации и проведению ежегодного Духовно-исторического фестиваля имени Александра Невского заняло 3 место. В 4 квартале 2021 года в бюджет Лобановского сельского поселения была перечислена дотация за счет средств федерального бюджета в размере 7,0 млн рублей.
В отчетном году продолжилось укрупнение муниципальных образований, позволяющее выстроить более эффективную модель местного самоуправления. За 2018 - 2021 гг. по инициативе органов местного самоуправления количество муниципальных образований сократилось до 62 (25 городских и 19 муниципальных округов, 1 район и 17 сельских поселений).
Преобразованным муниципальным образованиям программой предусматривается поддержка в виде ежегодного (в течение трех лет) финансирования программ развития: на каждый сэкономленный рубль по управленческим расходам, добавляется рубль из краевого бюджета. Всего в 2021 год на эти цели направлены средства в размере 685,7 млн рублей 37 муниципальным образованиям края. С привлечением средств субсидии реализовано 420 мероприятий. Как и в предыдущих периодах приоритетными направлениями расходования субсидии стали мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры: выполнены ремонты на 93 объектах водоснабжения и водоотведения, 26 объектах электроснабжения и уличного освещения. Вторым по значимости направлением расходования остаются ремонты учреждений образования - выполнены ремонты в 101 учреждении общего и дошкольного образования. Остается востребованным приобретение коммунальной техники. Всего за 2021 год приобретено 50 единиц коммунальной техники.
В качестве дополнительной меры поддержки преобразованных территорий в 2021 году осуществлялась выплата денежного пособия лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности и должности муниципальной службы. Выплаты денежного пособия в 2021 году были назначены 164 лицам, из них 67 человек были трудоустроены и им выплата денежного пособия производилась в размере разницы между суммой заработной платы на новом месте и размером выплаты денежного пособия.
Наряду с этим обеспечено проведение выборов в представительный орган 1 вновь образованного муниципального образования Пермского края (100% от числа назначенных в Пермском крае выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований). Выборы признаны состоявшимися.
В 2021 году с целью осуществления полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года из федерального бюджета бюджету Пермского края предоставлено 40,4 млн рублей. За отчетный период средства освоены в сумме 24,8 млн рублей, освоение от годовых ассигнований составило 61,5%.
Указанные полномочия включали в себя обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения, предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.
Распределение средств субвенций между субъектами Российской Федерации было произведено исходя из количества переписных участков и обеспечения этих участков транспортными средствами и средствами связи из расчета 1 транспортное средство и 1 средство связи на 1 переписной участок.
Согласно Закону Пермского края от 30 марта 2020 г. N 524-ПК полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года были переданы на уровень органов местного самоуправления Пермского края.
В связи с предоставлением помещений для работы и хранения документов переписи и предоставления услуг связи на безвозмездной основе, а также после проведения конкурсных процедур муниципальными образованиями сложилась экономия средств субвенций.
По подпрограмме "Эффективное государственное и муниципальное управление" предусмотрен показатель "Доля инвестиций в бюджетах муниципальных образований края", который по итогам года составил 22,9%, при плановом значении - 15,0%.
3. Оценка эффективности государственной программы
Оценка эффективности государственной программы за 2020 год произведена в соответствии с Методикой и порядком оценки эффективности Программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01 октября 2013 г. N 1305-п.
Расчет эффективности Программы за отчетный год осуществлен в несколько этапов:
определение степени достижения прогнозных значений целевых показателей Программы, показателей подпрограмм Программы, показателей непосредственного результата основных мероприятий Программы;
определение степени освоения средств, направленных на реализацию Программы;
определение степени эффективности налоговых расходов Пермского края в рамках Программы;
проведение комплексной оценки эффективности Программы.
Определение степени достижения прогнозных значений показателей
Определение степени достижения прогнозных значений показателей рассчитано по следующим формулам (расчет приведен в таблице):
для показателя, большее значение которого отражает большую результативность:
;
для показателя, большее значение которого отражает меньшую результативность:
,
где:
- степень достижения прогнозного значения показателя;
- фактическое значение показателя за отчетный год;
- прогнозное значение показателя на отчетный год по состоянию на конец отчетного года.
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
Определение степени достижения прогнозных значений показателей, |
Степень достижения показателя |
||
Прогноз, |
Факт, |
|||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность населения Пермского края (среднегодовая), тыс. чел. |
2580,1 |
2568,1 |
|
0,995 |
высокая |
2 |
Темп прироста налоговых, неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Пермского края, % |
3,7 |
5,81 |
|
1 |
наивысшая |
3 |
Сокращение различий в бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов после выравнивания, усл. |
не более чем в 1,7 раза |
1,25 раза |
|
1 |
наивысшая |
4 |
Количество переселенных семей, проживающих в ветхих домах, находящихся на горных отводах Кизеловского угольного бассейна Пермского края (нарастающим итогом с 2016 года), ед. |
348 |
350 |
|
1 |
наивысшая |
5 |
Количество семей, переселенных из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края (нарастающим итогом с 2018 года), ед. |
190 |
198 |
|
1 |
наивысшая |
6 |
Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов - победителей конкурсного отбора, % |
98 |
100 |
|
1 |
наивысшая |
7 |
Количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий моногородов (нарастающим итогом с 2016 года), ед. |
1550 |
1870 |
|
1 |
наивысшая |
8 |
Доля инвестиций в бюджетах муниципальных образований, % |
не менее 15% |
22,9 |
|
1 |
наивысшая |
Расчет степени достижения прогнозных значений показателей
Полученное значение переведено по шкале оценки от 0 до 1. В случаях, когда значение
больше 100%, значение принято равным 1.
Произведена интерпретация полученных значений: степень достижения показателя "Численность населения Пермского края (среднегодовая)" является высокой, остальных показателей - наивысшей (степень достижения прогнозного значения показателя является наивысшей, если = 1; высокой, если 0,95 <=
< 1; средней, если 0,8 <=
< 0,95; низкой, если
<0,8).
Произведена интегральная оценка степени достижения прогнозных значений показателей по формуле:
,
где:
- интегральная оценка степени достижения прогнозных значений показателей;
- степень достижения прогнозного значения показателя (берется значение от 0 до 1);
N - количество показателей.
= (0,995 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1) / 8 = 0,999.
Произведена интерпретация полученных значений. Степень достижения прогнозных значений показателей за отчетный период является высокой (степень достижения прогнозных значений показателей является наивысшей, если = 1; высокой, если 0,95 <=
< 1; средней, если 0,8 <=
< 0,95; низкой, если
< 0,8).
Определение степени освоения средств, направленных на реализацию Программы
Степень освоения средств, направленных на реализацию Программы, рассчитана как соотношение фактически произведенных в отчетном финансовом году расходов на реализацию Программы к их плановым значениям по формуле:
,
где:
- степень освоения средств, направленных на реализацию Программы;
- кассовые расходы, направленные на реализацию Программы за отчетный финансовый год;
- плановый объем расходов, предусмотренных на реализацию Программы по состоянию на конец отчетного финансового года.
Источник информации в части финансового обеспечения за счет средств федерального и краевого бюджетов - сводная бюджетная роспись бюджета Пермского края, в части финансового обеспечения за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников - годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Источник финансового обеспечения |
|
|
|
Бюджет Пермского края |
12232374,9 |
12112819,8 |
99,0 |
Федеральный бюджет |
180470,3 |
150348,1 |
83,3 |
Местный бюджет <2> |
25329,80 |
29364,30 |
115,9 |
Итого |
12438175,00 |
12292532,20 |
98,8 |
Полученное значение переведено по шкале оценки от 0 до 1.
= 0,988.
Произведена интерпретация полученных значений, степень освоения средств, направленных на реализацию Программы, является высокой (наивысшей, если = 1; высокой, если 0,95 <=
< 1; средней, если 0,8 <=
< 0,95; низкой, если
< 0,8).
Определение степени эффективности налоговых расходов Пермского края в рамках Программы
С целью решения задач подпрограммы "Поддержка и развитие моногородов Пермского края" организациям, получившим статус резидентов территорий опережающего развития (ТОСЭР), созданных на территориях моногородов, предоставляются следующие налоговые льготы:
- пониженная (5% - с 1 по 5 гг.; 10% - с 6 по 10 гг.) ставка налога в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР;
- освобождение от налогообложения в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР.
По итогам 2021 года данные налоговые расходы Пермского края оценены как эффективные.
Степень эффективности налоговых расходов Пермского края в рамках Программы определяется по формуле:
,
где
- степень эффективности налоговых расходов Пермского края в рамках Программы;
- эффективность налогового расхода Пермского края в рамках Программы (при наличии эффективности значение принимается равным 1, при отсутствии эффективности значение принимается равным 0).
N - количество налоговых расходов Пермского края в рамках Программы.
= (1 + 1) / 2 = 1.
Эффективность налоговых расходов Пермского края в рамках Программы является наивысшей (наивысшая, если = 1; частичная, если 0 <
< 1; отсутствует, если
= 0).
Комплексная оценка эффективности Программы
Проведена комплексная оценка эффективности Программы за отчетный период. Расчет произведен по формуле:
,
где:
- комплексная оценка эффективности Программы;
ЗКi - значение определенного критерия эффективности Программы (от 0 до 1);
ВКi - вес в оценке определенного критерия эффективности Программы (до 100%).
= 0,999 x 0,55 + 0,988 x 0,35 + 1 x 0,1 = 0,995.
Произведена интерпретация полученного значения показателя комплексной оценки эффективности Программы. Эффективность Программы при значении = 0,995 является высокой (наивысшей, если
= 1; высокой, если 0,95 <=
<1; средней, если 0,8 <=
<0,95; низкой, если
< 0,8).
4. Анализ факторов, повлиявших на достижение ожидаемых результатов реализации государственной программы
Анализ исполнения мероприятий Программы в 2021 году в целом показал положительный эффект, чему способствовали следующие факторы:
контроль за ходом выполнения мероприятий государственной программы;
контроль достижения целевых показателей государственной программы, показателей подпрограмм государственной программы и показателей непосредственного результата основных мероприятий государственной программы;
укрупнение муниципальных образований Пермского края.
К ограничивающим факторам, повлиявшим на ход реализации Программы, можно отнести следующие:
отсутствие заявок на предоставление субсидии на полный объем средств, утвержденный соответствующему муниципальному образованию края;
несвоевременное проведение конкурсных процедур или признание их несостоявшимися;
связанные с эпидемиологической безопасностью ограничения.
5. Информация о достижении целевых показателей государственной программы, показателей подпрограмм и показателей непосредственного результата основных мероприятий государственной программы и причинах отклонения фактических значений показателей от прогнозных
N п/п |
Целевой показатель/показатель/показатель непосредственного результата, ед. измерения |
Вид показателя |
Прогнозное значение |
Фактическое значение |
Отклонение, % |
Причины отклонения от прогнозного значения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственная программа Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" | ||||||
1 |
Численность населения Пермского края (среднегодовая), тыс. чел. |
прогрессирующий |
2580,1 |
2568,1 |
-0,47 |
В соответствии с данными Пермьстата |
Подпрограмма "Создание условий для финансовой устойчивости местных бюджетов и реализации муниципальных программ" | ||||||
2 |
Темп прироста налоговых, неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Пермского края, % |
прогрессирующий |
3,7 |
5,81 |
+57 |
Показатель достигнут |
Основное мероприятие "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований" | ||||||
3 |
Сокращение различий в бюджетной обеспеченности муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов после выравнивания, усл. |
регрессирующий |
не более чем в 1,7 раза |
1,25 |
+36 |
Показатель достигнут |
Основное мероприятие "Реализация мероприятий по комфортному проживанию жителей Пермского края" | ||||||
4 |
Количество переселенных семей, проживающих в ветхих домах, находящихся на горных отводах Кизеловского угольного бассейна Пермского края (нарастающим итогом), ед. |
прогрессирующий |
348 |
350 |
+0,6 |
Показатель достигнут |
5 |
Количество семей, переселенных из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края (нарастающим итогом с 2018 года), ед. |
прогрессирующий |
190 |
198 |
+4,2 |
Показатель достигнут |
Подпрограмма "Поддержка проектов местных инициатив" | ||||||
6 |
Доля проектов, реализованных муниципальными образованиями Пермского края, от количества проектов - победителей конкурсного отбора, % |
прогрессирующий |
98 |
100 |
+2 |
Показатель достигнут |
Подпрограмма "Поддержка и развитие моногородов Пермского края" | ||||||
7 |
Количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий моногородов (нарастающим итогом с 2016 года), ед. |
прогрессирующий |
1550 |
1870 |
+20,6 |
Показатель достигнут |
Подпрограмма "Эффективное государственное и муниципальное управление" | ||||||
8 |
Доля инвестиций в бюджетах муниципальных образований, % |
прогрессирующий |
не менее 15% |
22,9 |
+52,67 |
Показатель достигнут |
6. Информация об освоении объемов финансового обеспечения государственной программы
Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия |
Объемы и источники финансового обеспечения |
Причины неосвоения средств |
|||
Источник финансового обеспечения |
План, тыс. рублей |
Факт, тыс. рублей |
% исполнения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственная программа "Региональная политика и развитие территорий" |
Бюджет Пермского края |
12232374,9 |
12112819,8 |
99 |
|
Федеральный бюджет |
180470,3 |
150348,1 |
83 |
|
|
Местный бюджет |
334447,3 |
312401,1 |
93 |
|
|
Итого |
12747292,50 |
12575569,0 |
99 |
|
|
Подпрограмма "Создание условий для финансовой устойчивости местных бюджетов и реализации муниципальных программ" |
Бюджет Пермского края |
11178558,8 |
11102641,8 |
99 |
|
Федеральный бюджет |
91713,5 |
77140,8 |
84 |
|
|
Местный бюджет |
311749,1 |
286130,0 |
92 |
|
|
Итого |
11582021,40 |
11465912,60 |
99 |
|
|
Основное мероприятие "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований" |
Бюджет Пермского края |
9944855,7 |
9944855,7 |
100 |
|
Федеральный бюджет |
59174,0 |
59174,0 |
100 |
|
|
Итого |
10004029,70 |
10004029,7 |
100 |
|
|
Основное мероприятие "Реализация муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований" |
Бюджет Пермского края |
1024083,7 |
990042,1 |
97 |
Экономия средств по итогам проведения конкурсных процедур, а также при реализации мероприятий, непредставление отчетов о выполнении условий софинансирования за счет средств местного бюджета и/или информации о заключенных муниципальных контрактах |
Местный бюджет |
309117,5 |
283036,8 |
92 |
||
Итого |
1333201,20 |
1273078,90 |
95 |
||
Основное мероприятие "Реализация мероприятий по комфортному проживанию жителей Пермского края" |
Бюджет Пермского края |
209619,4 |
167744,0 |
80 |
Экономия средств по итогам проведения конкурсных процедур, а также в ходе реализации мероприятий, длительность проведения конкурсных процедур, фактическая потребность в средствах менее объема средств, предоставленных из федерального бюджета |
Федеральный бюджет |
32539,5 |
17966,8 |
55 |
||
Местный бюджет |
2631,6 |
3093,2 |
118 |
||
Итого |
244790,50 |
188804,0 |
77 |
||
Подпрограмма "Поддержка проектов местных инициатив" |
Бюджет Пермского края |
195393,6 |
192309,7 |
98 |
|
Местный бюджет |
22698,2 |
26271,1 |
116 |
|
|
Итого |
218091,80 |
218580,8 |
100 |
|
|
Основное мероприятие "Финансовая поддержка местных инициатив граждан по решению вопросов местного значения" |
Бюджет Пермского края |
195393,6 |
192309,7 |
98 |
Экономия по результатам проведения конкурсных процедур, экономия при реализации проектов |
Местный бюджет |
22698,2 |
26271,1 |
116 |
|
|
Итого |
218091,80 |
218580,8 |
100 |
|
|
Подпрограмма "Эффективное государственное и муниципальное управление" |
Бюджет Пермского края |
858422,6 |
817868,3 |
95 |
|
Федеральный бюджет |
88756,8 |
73207,3 |
82 |
|
|
Итого |
947179,4 |
891075,6 |
94 |
|
|
Основное мероприятие "Создание условий для муниципальных образований Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей управленческой деятельности" |
Бюджет Пермского края |
27865,9 |
27384,0 |
98 |
Экономия по результатам проведения конкурсных процедур, заявительный характер мероприятий |
Федеральный бюджет |
48404,4 |
48404,4 |
100 |
|
|
Итого |
76270,3 |
75788,4 |
99 |
|
|
Основное мероприятие "Эффективное управление государственной программой" |
Бюджет Пермского края |
79502,7 |
79489,6 |
100 |
|
Основное мероприятие "Финансовое обеспечение в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае" |
Бюджет Пермского края |
751054,0 |
710994,7 |
95 |
Экономия по результатам проведения конкурсных процедур, заявительный характер мероприятий |
Основное мероприятие "Проведение Всероссийской переписи населения 2020 года" |
Федеральный бюджет |
40352,4 |
24802,9 |
61 |
Экономия в связи с предоставлением помещений для работы и хранения документов переписи и предоставления услуг связи на безвозмездной основе, а также по результатам проведения конкурсных процедур |
--------------------------------
<1> из них в рамках государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" - 849,1 млн рублей, "Образование и молодежная политика" - 501,7 млн рублей, "Спортивное Прикамье" - 7,5 млн рублей, "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края" - 0,4 млн рублей.
<2> Ввиду отраслевых особенностей планирования финансового обеспечения расходных обязательств в рамках Программы при оценке степени освоения средств, направленных на реализацию Программы, исключаются из расчета средства местных бюджетов, предусмотренные для реализации основного мероприятия "Реализация муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов в рамках приоритетных региональных проектов, инвестиционных проектов муниципальных образований".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Годовой отчет Министерства территориального развития Пермского края "О ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Пермского края "Региональная политика и развитие территорий" за 2021 год"
Текст отчета опубликован на Официальном сайте Министерства территориального развития Пермского края (http://minter.permkrai.ru) 19 мая 2022 г.