Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 февраля 2002 г. N КА-А40/588-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Группа "Контур Безопасности" о взыскании штрафа в размере 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя. Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2001 года в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене в связи с тем, что судом нарушены ст. 9 ФЗ N 118 от 05.08.2000, ФЗ N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998.
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.05.2001 N 19 ЗАО "Группа "Контур Безопасности" привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил и из того, что в силу ст.ст. 9, 31 ФЗ N 118 от 05.08.2000 "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации истец с 1 января 2001 года не обладает полномочиями налогового органа по осуществлению контроля и взысканию санкций за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Кроме того, отсутствует Закон, предусматривающий ответственность страхователя от несчастных случаев на производстве за несвоевременную постановку на учет. Выводы суда являются правильными.
Так, Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 г." не предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ответчик зарегистрирован в Московской регистрационной палате 5 декабря 1996 года. Однако с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 13.04.2001, т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать правильными, поскольку указанная норма закона предусматривает ответственность за несвоевременную постановку на учет налогоплательщика.
Между тем в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О введении ч. II Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 ноября 2001 года по делу N А40-38361/01-117-462 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2002 г. N КА-А40/588-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании